ПРИКАЗ Минобразования РФ от 18.07.2002 n 2783 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 июля 2002 г. N
2783
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Концепцией
модернизации российского образования на
период до 2010 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Министерством
образования Российской Федерации
совместно с Российской академией
образования подготовлен проект Концепции
профильного обучения на старшей ступени
общего образования, который широко
обсуждался педагогической
общественностью, был поддержан в целом
органами управления образованием
субъектов Российской Федерации, доработан
по замечаниям и предложениям Федерального
координационного совета по общему
образованию, Всероссийского совещания
руководителей органов управления
образованием и руководителей учреждений
повышения квалификации работников
образования.
В целях введения
профильного обучения на старшей ступени
общего образования и на основании решения
Федерального координационного совета по
общему образованию от 28.06.02 приказываю:
1. Утвердить Концепцию профильного обучения
на старшей ступени общего образования
(Приложение).
2. Департаменту общего
образования (А.В. Баранникову) до 20.07.2002
представить проект плана - графика по
реализации Концепции профильного обучения
на старшей ступени общего образования.
3. Департаменту общего образования (А.В.
Баранникову) обеспечить своевременную
разработку на каждый учебный год
организационно - методических мероприятий
по введению профильного обучения на
старшей ступени общего образования в
рамках эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования
и обеспечить проведение апробации
Концепции профильного обучения на базе
созданных экспериментальных площадок.
4. Рекомендовать органам управления
образованием субъектов Российской
Федерации обсудить на августовских
совещаниях работников образования проект
плана - графика введения профильного
обучения на старшей ступени общего
образования
5. Контроль за исполнением
данного Приказа оставляю за
собой.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 18 июля 2002 г. N
2783
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция одобрена на
заседаниях Федерального координационного
совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002.
Доработана по отзывам, поступившим из
субъектов Российской Федерации (май - июнь
2002), и результатам 2-го Всероссийского
совещания по профильному обучению
(28.06.2002).
Цели профильного обучения
В
соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2001 г. N 1756-р об одобрении Концепции
модернизации российского образования на
период до 2010 г. на старшей ступени
общеобразовательного школы
предусматривается профильное обучение,
ставится задача создания "системы
специализированной подготовки
(профильного обучения) в старших классах
общеобразовательной школы,
ориентированной на индивидуализацию
обучения и социализацию обучающихся, в том
числе с учетом реальных потребностей рынка
труда <...> отработки гибкой системы
профилей и кооперации старшей ступени
школы с учреждениями начального, среднего и
высшего профессионального образования".
Прежде всего следует разграничить понятия
"профильное обучение" и "профильная
школа".
Профильное обучение - средство
дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в
структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно
учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создавать условия
для обучения старшеклассников в
соответствии с их профессиональными
интересами и намерениями в отношении
продолжения образования. Профильная школа
есть институциональная форма реализации
этой цели. Это основная форма, однако
перспективными в отдельных случаях могут
стать иные формы организации профильного
обучения, в том числе выводящие реализацию
соответствующих образовательных
стандартов и программ за стены отдельного
общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на
реализацию личностно - ориентированного
учебного процесса. При этом существенно
расширяются возможности выстраивания
учеником индивидуальной образовательной
траектории.
Переход к профильному
обучению преследует следующие основные
цели:
- обеспечить углубленное изучение
отдельных предметов программы полного
общего образования;
- создать условия
для существенной дифференциации
содержания обучения старшеклассников с
широкими и гибкими возможностями
построения школьниками индивидуальных
образовательных программ;
-
способствовать установлению равного
доступа к полноценному образованию разным
категориям обучающихся в соответствии с их
способностями, индивидуальными
склонностями и потребностями;
-
расширить возможности социализации
учащихся, обеспечить преемственность между
общим и профессиональным образованием,
более эффективно подготовить выпускников
школы к освоению программ высшего
профессионального
образования.
Общественный запрос на
профилизацию школы
Основная идея
обновления старшей ступени общего
образования состоит в том, что образование
здесь должно стать более
индивидуализированным, функциональным и
эффективным.
Многолетняя практика
убедительно показала, что как минимум
начиная с позднего подросткового возраста,
примерно с 15 лет, в системе образования
должны быть созданы условия для реализации
обучающимися своих интересов, способностей
и дальнейших (послешкольных) жизненных
планов. Социологические исследования
доказывают, что большинство
старшеклассников (более 70%) отдают
предпочтение тому, чтобы "знать основы
главных предметов, а углубленно изучать
только те, которые выбираются, чтобы в них
специализироваться". Иначе говоря,
профилизация обучения в старших классах
соответствует структуре образовательных и
жизненных установок большинства
старшеклассников. При этом традиционную
позицию "как можно глубже и полнее знать все
изучаемые в школе предметы (химию, физику,
литературу, историю и т.д.)" поддерживают
около четверти старшеклассников.
К 15 - 16
годам у большинства учащихся складывается
ориентация на сферу будущей
профессиональной деятельности. Так, по
данным социологических опросов,
проведенных в 2002 году Центром
социологических исследований
Минобразования России, "профессиональное
самоопределение тех, кто в дальнейшем
намерен учиться в ПТУ или техникуме
(колледже), начинается уже в 8-м классе и
достигает своего пика в 9-м, а
профессиональное самоопределение тех, кто
намерен продолжить учебу в вузе, в основном
складывается в 9-м классе". При этом примерно
70 - 75% учащихся в конце 9-го класса уже
определились в выборе возможной сферы
профессиональной деятельности.
В
настоящее время в высшей школе
сформировалось устойчивое мнение о
необходимости дополнительной
специализированной подготовки
старшеклассников для прохождения
вступительных испытаний и дальнейшего
образования в вузах. Традиционная
непрофильная подготовка старшеклассников
в общеобразовательных учреждениях привела
к нарушению преемственности между школой и
вузом, породила многочисленные
подготовительные отделения вузов,
репетиторство, платные курсы и др.
Большинство старшеклассников считает, что
существующее ныне общее образование не
дает возможностей для успешного обучения в
вузе и построения дальнейшей
профессиональной карьеры. В этом отношении
нынешний уровень и характер полного
среднего образования считают приемлемым
менее 12% опрошенных учащихся старших
классов (данные Всероссийского центра
изучения общественного
мнения).
Зарубежный опыт профильного
обучения
Реформы образования происходят
сейчас в большинстве развитых стран мира.
При этом особое место в них отводится
проблеме профильной дифференциации
обучения.
В большинстве стран Европы
(Франции, Голландии, Шотландии, Англии,
Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все
учащиеся до 6-го года обучения в основной
общеобразовательной школе формально
получают одинаковую подготовку. К 7-му году
обучения ученик должен определиться в
выборе своего дальнейшего пути. Каждому
ученику предлагаются два варианта
продолжения образования в основной школе:
"академический", который в дальнейшем
открывает путь к высшему образованию, и
"профессиональный", в котором обучаются по
упрощенному учебному плану, содержащему
преимущественно прикладные и профильные
дисциплины. При этом многие ученые -
педагоги европейских стран считают
нецелесообразной раннюю профилизацию (в
основной школе).
В США профильное
обучение существует на последних двух или
трех годах обучения в школе. Учащиеся могут
выбрать три варианта профиля:
академический, общий и профессиональный, в
котором дается предпрофессиональная
подготовка. Вариативность образовательных
услуг в них осуществляется за счет
расширения спектра различных учебных
курсов по выбору. При этом прежде всего
учитываются запросы и пожелания родителей,
планирующих профиль для своих детей.
Анализ зарубежного опыта позволяет
выделить следующие общие для всех
изученных стран черты организации обучения
на старшей ступени общего образования:
1. Общее образование на старшей ступени во
всех развитых странах является
профильным.
2. Как правило, профильное
обучение охватывает три, реже два последних
года обучения в школе.
3. Доля учащихся,
продолжающих обучение в профильной школе,
неуклонно возрастает во всех странах и
составляет в настоящее время не менее 70%.
4. Количество направлений дифференциации,
которые можно считать аналогами профилей,
невелико. Например, два в англоязычных
странах (академический и неакадемический),
три во Франции (естественнонаучный,
филологический, социально - экономический)
и три в Германии ("язык - литература -
искусство", "социальные науки", "математика -
точные науки - технология").
5.
Организация профильной подготовки
различается по способу формирования
индивидуального учебного плана
обучающегося: от достаточно жестко
фиксированного перечня обязательных
учебных курсов (Франция, Германия) до
возможности набора из множества курсов,
предлагаемых за весь период обучения
(Англия, Шотландия, США и др.). Как правило,
школьники должны выбрать не менее 15 и не
более 25 учебных курсов, продолжительностью
до одного семестра. Аналогами таких курсов
в России можно было бы считать учебные
модули, из которых возможно строить
множество самостоятельных курсов.
6.
Количество обязательных учебных предметов
(курсов) на старшей ступени по сравнению с
основной существенно меньше. Среди них
присутствуют в обязательном порядке
естественные науки, иностранные языки,
математика, родная словесность, физическая
культура.
7. Как правило, старшая
профильная школа выделяется как
самостоятельный вид образовательного
учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в
Германии, "высшая" школа - в США.
8.
Дипломы (свидетельства) об окончании
старшей (профильной) школы обычно дают
право прямого зачисления в высшие учебные
заведения за некоторыми исключениями,
например во Франции прием в медицинские и
военные вузы проходит на основе
вступительных экзаменов.
9. Весь
послевоенный период количество профилей и
учебных курсов на старшей ступени школы за
рубежом постоянно сокращалось,
одновременно росло число обязательных
предметов и курсов. При этом все более
отчетливо проявлялось влияние и
возрастающая ответственность центральной
власти за организацию и результаты
образования. Это отражается на всех этапах
проведения экзаменов, в разработке
национальных образовательных стандартов,
уменьшении разнообразия учебников и
др.
Отечественный опыт профильного
обучения
Российская школа накопила
немалый опыт по дифференцированному
обучению учащихся. Первая попытка
осуществления дифференциации обучения в
школе относится к 1864 г. Соответствующий
указ предусматривал организацию
семиклассных гимназий двух типов:
классическая (цель - подготовка в
университет) и реальная (цель - подготовка к
практической деятельности и к поступлению
в специализированные учебные заведения).
Новый импульс идея профильного обучения
получила в процессе подготовки в 1915 - 1916
годах реформы образования,
осуществлявшейся под руководством
Министра просвещения П.Н. Игнатьева. По
предложенной структуре 4 - 7 классы гимназии
разделялись на три ветви: новогуманитарную,
гуманитарно - классическую, реальную.
В
1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд
работников просвещения и было разработано
Положение о единой трудовой школе,
предусматривающее профилизацию содержания
обучения на старшей ступени школы. В
старших классах средней школы выделялись
три направления: гуманитарное, естественно
- математическое и техническое.
В 1934 г.
ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР
принимают Постановление "О структуре
начальной и средней школы в СССР",
предусматривающее единый учебный план и
единые учебные программы. Однако введение
на всей территории СССР единой школы со
временем высветило серьезную проблему:
отсутствие преемственности между единой
средней школой и глубоко
специализированными высшими учебными
заведениями, что заставило ученых -
педагогов в который раз обратиться к
проблеме профильной дифференциации на
старших ступенях обучения.
Академия
педагогических наук в 1957 г. выступила
инициатором проведения эксперимента, в
котором предполагалось провести
дифференциацию по трем направлениям:
физико - математическому и техническому;
биолого - агрономическому; социально -
экономическому и гуманитарному. С целью
дальнейшего улучшения работы средней
общеобразовательной школы в 1966 г. были
введены две формы дифференциации
содержания образования по интересам
школьников: факультативные занятия в 8 - 10
классах и школы (классы) с углубленным
изучением предметов, которые, постоянно
развиваясь, сохранились вплоть до
настоящего времени.
В конце 80-х - начале
90-х годов в стране появились новые виды
общеобразовательных учреждений (лицеи,
гимназии), ориентированные на углубленное
обучение школьников по избираемым ими
образовательным областям с целью
дальнейшего обучения в вузе. Также многие
годы успешно существовали и развивались
специализированные (в известной мере
профильные) художественные, спортивные,
музыкальные и др. школы. Этому процессу
способствовал Закон Российской Федерации
1992 года "Об образовании", закрепивший
вариативность и многообразие типов и видов
образовательных учреждений и
образовательных программ.
Таким
образом, направление развития профильного
обучения в российской школе в основном
соответствует мировым тенденциям развития
образования.
Вместе с тем сеть
общеобразовательных учреждений с
углубленным изучением предметов (гимназии,
лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для
большинства школьников