Постановление правительства рф от 23.11.1996 n 1400 о федеральной целевой программе разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях россии (1996 - 2005 годы)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября
1996 г. N 1400
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЕ
"РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО
ПАССАЖИРСКОГО ПОДВИЖНОГО
СОСТАВА
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ
(1996 - 2005 ГОДЫ)"
В целях совершенствования и
повышения качества пассажирских перевозок
на железнодорожном транспорте
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить
представленную Министерством экономики
Российской Федерации согласованную с
Министерством финансов Российской
Федерации, Министерством путей сообщения
Российской Федерации, Министерством
промышленности Российской Федерации и
другими заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти
Федеральную целевую программу "Разработка
и производство пассажирского подвижного
состава нового поколения на предприятиях
России (1996 - 2005 годы)" (далее именуется -
Программа).
2. Определить Министерство
путей сообщения Российской Федерации и
Министерство промышленности Российской
Федерации государственными заказчиками
Программы.
3. Министерству экономики
Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации включить
Программу в перечень федеральных целевых
программ, подлежащих финансированию за
счет средств федерального бюджета начиная
с 1998 года.
4. Министерству экономики
Российской Федерации, Министерству
финансов Российской Федерации,
Министерству путей сообщения Российской
Федерации и Министерству промышленности
Российской Федерации ежегодно уточнять
объемы средств, выделяемых из федерального
бюджета на реализацию Программы, исходя из
реальных условий формирования его доходной
части.
5. Министерству путей сообщения
Российской Федерации обеспечить совместно
с Министерством промышленности Российской
Федерации корректировку конкретных
инвестиционных проектов по реализации
Программы, исходя из реальных возможностей
финансирования и объемов пассажирских
перевозок.
6. Рекомендовать органам
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации учитывать
мероприятия Программы при разработке и
реализации региональных целевых
программ.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 ноября 1996 г. N
1400
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗРАБОТКА И ПРОИЗВОДСТВО ПАССАЖИРСКОГО
ПОДВИЖНОГО
СОСТАВА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ"
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
И НЕОБХОДИМОСТЬ
ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
За последние пять -
семь лет материальная база железнодорожных
пассажирских перевозок претерпела большие
изменения. В результате распада СССР Россия
осталась без отечественного производства
электропоездов и дизель - поездов. Поставки
электровозов из Чехии и купированных
пассажирских вагонов из Германии в
результате распада СЭВ стали слишком
дорогими мероприятиями. В России не
налажено импортозамещающее производство
комплектующих для эксплуатируемой
импортной техники, а также производство
современного пассажирского подвижного
состава. Специфика изделий, а также общее
ухудшение экономической ситуации в России
не позволили в указанный выше период
наладить в России производство
пассажирского подвижного состава (ППС)
необходимой номенклатуры в требуемых
объемах поставок и с требуемым качеством. В
итоге, поступление нового ППС с заводов
резко сократилось либо прекратилось
вообще. Технологический парк для
производства новой продукции в большинстве
своем морально устарел и не позволяет
выпускать продукцию высокого качества в
приемлемые сроки по конкурентоспособным
ценам, а средств на обновление
технологического парка, проведение
необходимых НИОКР, реконструкцию
производства у этих предприятий сейчас
явно недостаточно. Определенную роль в
складывающейся ситуации играет и тот факт,
что в настоящее время МПС России не
располагает в достаточной мере финансовыми
ресурсами, которые необходимы на закупку
ППС у заводов - изготовителей в требуемых
объемах. В настоящее время железными
дорогами России эксплуатируется
значительно устаревший (физически и
морально) парк пассажирского подвижного
состава. По некоторым типам подвижного
состава наблюдается острый дефицит
(электровозы, тепловозы, электропоезда).
Необходимость реконструкции отечественных
предприятий и освоение выпуска в России
этих и других типов подвижного состава
нового поколения и его поставок на
российские железные дороги вызвана прежде
всего тем, что только за счет поставок
качественно новой техники можно будет
провести эффективную поэтапную замену
существующего парка, перейти на новую более
эффективную систему ремонта и технического
обслуживания парка ППС и тем самым снизить
неоправданно высокие эксплуатационные
издержки, которые несут железные дороги
сегодня.
Расчетами установлено, что при
сохранении в 1996 - 2005 гг. дотаций МПС России
на одну из важных социальных сфер развития
общества, только в части, относимой на новый
подвижной состав (к 2005 году около 50% в
дальнем сообщении и около 65% в пригородном),
расходы составят около 49 трлн. руб. Общие
затраты МПС России, с учетом предлагаемых
Программой ассигнований МПС России в
порядке самофинансирования на
приобретение нового пассажирского
подвижного состава в размере 31,95 трлн. руб.,
составят 81 трлн. руб., или 76% от общей
потребности в ассигнованиях на
приобретение нового пассажирского
подвижного состава и осуществление
последним вышеуказанной части
пассажирских перевозок (106 трлн. руб.).
Очевидно, что при таких затратах МПС России
постановка вопроса о государственной
поддержке решения проблемы
совершенствования пассажирских перевозок
(в размере порядка 23,6% общей потребности)
закономерна и неизбежна.
Традиционная
система размещения заказов и закупок
пассажирского подвижного состава для нужд
железных дорог России в изменившихся
условиях хозяйствования, функционирования
и финансирования сегодня не обеспечивает
эффективного управления этим процессом.
Финансово - экономическое положение
предприятий - изготовителей подвижного
состава, реальное поступление
централизованных средств на закупку
подвижного состава, финансирование НИОКР и
другие не менее важные факторы, влияющие на
процесс обеспечения пассажирских
перевозок на железнодорожном транспорте
необходимой техникой, требуют создания
нового механизма управления и координации
усилий всех участников процесса
разработки, производства и эксплуатации
пассажирского подвижного состава. Опыт
совместной работы ОАО "Росвагонмаш" и МПС
России в этом направлении лишний раз
подтверждает это. В Программе предложена
эффективная схема (механизм) решения
поставленных задач в условиях рыночных
механизмов хозяйствования исполнительных
субъектов Программы, основанная, с одной
стороны, на взаимной экономической
заинтересованности всех участников
реализации настоящей Программы, а с другой
стороны - на рыночных механизмах
ответственности каждого участника
реализации Программы за конечные
результаты его деятельности в рамках
принятых обязательств по выполнению
конкретных программных задач. Кроме того,
предполагается ввести в практику
заключения хозяйственных договоров
(контрактов) процедуру конкурсного отбора
исполнителей по конкретным работам путем
проведения соответствующих тендеров,
организацией и проведением которых должна
будет заниматься создаваемая в
установленном порядке Тендерная
комиссия.
Решение проблемы разработки и
освоения производства пассажирского
подвижного состава и комплектующего
оборудования требует привлечения не только
предприятий и организаций транспортного
машиностроения, НИИ и КБ, но и участия в ее
решении по отдельным видам работ
предприятий и организаций других отраслей
хозяйства и областей знаний. Так, например,
представляется целесообразным
предоставлять контракты и размещать заказы
на конкурсной основе на производство
материалов и комплектующих изделий на
предприятиях оборонных отраслей
промышленности, электротехнической и
пр.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ПУТИ
РЕШЕНИЯ
Основные цели и задачи:
-
обновление парка пассажирского подвижного
состава (далее по тексту - ППС);
-
создание условий для безубыточности и
конкурентоспособности пассажирских
перевозок на железнодорожном транспорте,
повышение качества и безопасности
(санитарно - гигиенической, экологической,
противопожарной и др.) пассажирских
перевозок за счет поставок новой техники,
отличающейся высокой экономичностью,
лучшими эксплуатационными и
потребительскими качествами;
-
дальнейшее развитие отечественного
пассажирского локомотиво- и
вагоностроения;
- снижение стоимости
жизненного цикла ППС;
- исключение
импортной зависимости в поставках ППС и
создание экспортной базы;
-
сертификация нового ППС и его производства
на соответствие отечественным и
международным нормам.
Пути решения:
- освоение и постановка на производство
нового поколения ППС;
- техническое
перевооружение действующих предприятий,
внедрение гибких технологий в производство
ППС;
- организация производства ППС на
предприятиях России, развитие производства
пассажирских вагонов с использованием
существующих конструкций кузовов;
-
создание конкурентной среды в производстве
ППС и комплектующих к ним;
- создание
новой системы ремонта и сервисного
обслуживания;
- привлечение для
реализации Программы средств железных
дорог, местных и федерального бюджетов
(основание - Федеральный закон "О
федеральном железнодорожном транспорте",
принятый 20 июля 1995 года Государственной
Думой Российской Федерации);
- создание
эффективной системы инвестиционного
планирования и управления организационно -
производственным комплексом.
СРОКИ И
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа
рассчитана на период с 1996 по 2005 гг. В рамках
реализации системы программных
мероприятий можно выделить следующие
этапы:
----T----------------------------------------T-------------------¬
¦ N ¦ Наименование этапа ¦
Период действия ¦
¦п/п¦
¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------------+
¦1.
¦Закупка пассажирского подвижного
состава¦с 1996 года ¦
¦ ¦в
обеспечение пассажирских перевозок ¦
¦
+---+----------------------------------------+-------------------+
¦2.
¦Проведение необходимых НИОКР ¦1996 -
2000 гг. ¦
+---+----------------------------------------+-------------------+
¦3.
¦Проведение реконструкции / создание ¦1996
- 2001 гг. ¦
¦ ¦мощностей на действующих
предприятиях - ¦ ¦
¦
¦производителях пассажирского подвижного
¦ ¦
¦ ¦состава и освоение
выпуска подвижного ¦ ¦
¦
¦состава нового поколения, комплектующих ¦
¦
¦ ¦и материалов для его
производства ¦ ¦
+---+----------------------------------------+-------------------+
¦4.
¦Выход на проектные мощности по
производ-¦1998 - 2001 гг. ¦
¦ ¦ству
подвижного состава нового поколения¦
¦
L---+----------------------------------------+--------------------
СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
К основным
мероприятиям, намеченным к реализации для
достижения поставленных целей,
относятся:
- разработка и освоение
производства новых тяговых единиц
пассажирского подвижного состава
(электровозов, тепловозов и головных
вагонов электро- и дизель - поездов) с
существенно меньшими показателями
энергопотребления и эксплуатационных
затрат;
- разработка, освоение и
развитие производства на предприятиях
России пассажирских вагонов нового
поколения, соответствующих современным
требованиям по качеству, безопасности и
имеющих существенно лучшие
эксплуатационные показатели;
-
разработка и освоение производства в
России комплектующих и узлов как для
эксплуатируемого в настоящее время парка
пассажирского подвижного состава, так и для
новых моделей подвижного состава;
-
совершенствование системы ремонта и
обслуживания подвижного состава, внедрение
последних достижений в области контроля и
диагностики состояния технических средств,
обеспечения безопасности в пути пассажиров
и обслуживающего персонала и т.п.
В
разработанной Федеральной целевой
программе учтены соответствующие разделы
Государственной программы "Развитие и
повышение качества пригородных
пассажирских перевозок на железнодорожном
транспорте" (Постановление Правительства
Российской Федерации от 24 июля 1992 г. N 522) и
Федеральной программы "Развитие
локомотивостроения в России на 1994 - 1995 годы"
(Постановление Правительства Российской
Федерации от 2 февраля 1994 г. N 75). Внесены
уточнения и изменения в соответствии с
ситуацией в пассажирских перевозках и их
прогнозируемой динамикой, а также
складывающиеся условия финансирования
программ.
ПОДПРОГРАММА 1. ПРОИЗВОДСТВО И
ЗАКУПКИ
ПАССАЖИРСКОГО ПОДВИЖНОГО
СОСТАВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ РОССИИ НА 1996
- 2005
гг.
----T-------------------------T--------------------T---------------------------------------------------------T----¬
¦ N ¦ Наименование продукции /¦
Поставщик ¦ Объем поставок по годам,
ед. ¦При-¦
¦п/п¦ Источники
финансирования¦
+---------------------------------------------------------+ме- ¦
¦
¦ ¦ ¦ Затраты на
закупку, млрд. руб. (в ценах 1996 г.) ¦ча- ¦
¦ ¦ ¦
+-------T-------T-------T-------T-------T--------T--------+ние ¦
¦
¦ ¦ ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦
1999 ¦ 2000 ¦1996 - ¦2001 - ¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2000
¦2005 ¦ ¦
+---+-------------------------+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6
¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+---+-------------------------+--------------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+----+
¦1 ¦Электровозы:
¦
+---+-------------------------T--------------------T-------T-------T-------T-------T-------T--------T--------T----+
¦1.1¦переменного тока, из них:¦ ¦
16¦ 30¦ 36¦ 60¦ 68¦ 210¦ 440¦ ¦
¦
¦ ¦
+-------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+----+
¦ ¦
¦ ¦ 89,80¦ 156,00¦ 193,80¦
328,50¦ 380,00¦ 1148,10¦ 2420,00¦ ¦
¦