<письмо> минобразования рф от 28.10.2002 n 13-51-125/13 о проведении письменного экзамена по литературе в xi классах общеобразовательных учреждений российской федерации в 2002/2003 учебном году
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2002 г. N
13-51-125/13
О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В XI КЛАССАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2002/2003
УЧЕБНОМ
ГОДУ
В 2001/2002 учебном году Министерством
образования Российской Федерации в целях
совершенствования организационной формы
проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников XI классов был
проведен письменный экзамен по литературе
по открытому перечню тем сочинений,
сгруппированных в 35 комплектов. Каждый
комплект имел свой номер и включал 8 тем
сочинений, подобранных в соответствии со
структурой экзаменационного пакета.
Общеобразовательные учреждения каждого из
89 субъектов Российской Федерации, имеющие
оперативную связь, были информированы в
день экзамена по региональному телевидению
о номере комплекта тем сочинений по
литературе.
Минобразование России
направило в регионы письмо с просьбой
предоставить подробную информацию по
итогам проведения экзамена. Анализ писем,
пришедших из органов управления
образованием субъектов Российской
Федерации, свидетельствует о том, что новая
форма организации итогового контроля по
литературе в целом себя оправдала. Она
содействовала предотвращению утечки
информации о содержании письменных
экзаменационных работ, создавала
благоприятные условия для подготовки к
экзамену, способствовала снижению у
выпускников психологической нагрузки,
связанной с ситуацией экзамена.
С
учетом предложений, поступивших из
регионов по дальнейшему совершенствованию
формы и содержания итоговой аттестации,
Минобразование России устанавливает
следующий порядок проведения
государственной (итоговой) аттестации
выпускников XI классов общеобразовательных
учреждений по литературе в 2002/2003 учебном
году.
Новая форма организации итогового
контроля по литературе распространяется на
выпускников школ с русским (родным) языком
обучения, на выпускников школ с русским
(неродным) и с родным (нерусским) языком
обучения, а также на выпускников вечерних
(сменных) школ, сдающих экзамен в сроки,
совпадающие со сроками дневных
общеобразовательных школ.
Экзаменационный материал для проведения
государственной (итоговой) аттестации
выпускников XI классов по литературе будет
представлен в двух документах: "Перечень
тем сочинений для подготовки к письменному
экзамену по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" и
"Комплекты тем сочинений для проведения
письменного экзамена по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году".
Экзаменационные материалы соответствуют
обязательным минимумам содержания
основного общего и среднего (полного)
общего образования (Приказы Минобразования
России от 19.05.98 N 1236 и от 30.06.99 N 56).
"Перечень тем сочинений для подготовки к
письменному экзамену по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году"
включает 500 тем. В указанном Перечне темы
сочинений группируются в четыре раздела:
темы по литературе первой половины XIX века,
темы по литературе второй половины XIX века,
темы по литературе XX века, а также
дополнительные темы для школ с родным
(нерусским) языком обучения.
"Перечень
тем сочинений для подготовки к письменному
экзамену по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" в
третьей декаде марта 2003 года будет
направлен электронной почтой в органы
управления образованием субъектов
Российской Федерации, а также помещен в
"Учительской газете", в газетах "Первое
сентября" и "Литература", размещен на сайте
Минобразования России в Интернете
(www.informika.ru). He позднее второй декады апреля
каждый регион обеспечивает
общеобразовательные учреждения "Перечнем
тем сочинений для подготовки к письменному
экзамену по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" в
количестве не менее одного экземпляра на
образовательное учреждение.
"Комплекты
тем сочинений для проведения письменного
экзамена по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" включают
70 комплектов. Каждый комплект будет
состоять из пяти экзаменационных тем
сочинений, сгруппированных в соответствии
со следующей структурой экзаменационного
пакета:
1. Анализ эпизода из
художественного произведения русской
литературы XIX - XX века (эпизоды указаны) или
анализ стихотворения поэта XIX или XX века
(автор и произведение указаны).
2. Тема,
сформулированная в виде проблемного
вопроса или высказывания о произведении.
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX
века (автор и произведение указаны).
4.
Тема, связанная с творчеством писателя XX
века (автор и произведение указаны).
5.
Тема, связанная с философской,
нравственной, социальной проблематикой
русской литературы (указан XIX или XX век;
произведение художественной литературы
выбирает учащийся).
При комплектовании
тем учитывается специфика литературного
образования в школах с родным (нерусским)
языком обучения: в комплектах могут
содержаться темы сочинений, имеющие
специальную помету (*), которая указывает на
право выпускника школы с родным (нерусским)
языком обучения заменить эту тему на другую
тему, включенную в комплект с пометой "для
школ с родным (нерусским) языком
обучения".
Количество тем сочинений в
"Комплектах тем сочинений для проведения
письменного экзамена по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году"
будет примерно на 15% меньше числа тем,
которые войдут в "Перечень тем сочинений
для подготовки к письменному экзамену по
литературе за курс средней (полной) школы в
2002/2003 учебном году".
"Комплекты тем
сочинений для проведения письменного
экзамена по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" во
второй декаде мая 2003 года будут помещены в
"Учительской газете", в газетах "Первое
сентября" и "Литература", размещены на сайте
Минобразования России в Интернете
(www.informika.ru). В день экзамена в прямом эфире с
использованием лототрона (или аналогичного
устройства) определяется номер комплекта и
соответствующие ему темы сочинений
демонстрируются на телеэкране не менее 5
минут и объявляются по радио.
Каждая
школа Российской Федерации обеспечивается
экзаменационными материалами (один
комплект тем сочинений) в традиционном
порядке на случай невозможности проведения
экзамена в новой организационной форме по
техническим причинам. Экзаменационные
материалы будут взяты из "Комплектов тем
сочинений для проведения письменного
экзамена по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" и
направлены в марте - апреле по линии
спецсвязи в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации в
установленном ранее порядке в соответствии
с письмом "О порядке обеспечения
общеобразовательных учреждений
экзаменационными материалами".
Традиционный порядок проведения итоговой
аттестации сохраняется для следующих
категорий учащихся: выпускников
общеобразовательных школ, не имеющих радио-
и телевизионной связи; выпускников, сдающих
экзамен в щадящем режиме, выпускников
вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в
сроки, не совпадающие со сроками дневных
общеобразовательных школ. Темы сочинений
для всех категорий учащихся комплектуются
из опубликованного "Перечня тем сочинений
для подготовки к письменному экзамену по
литературе за курс средней (полной) школы в
2002/2003 учебном году".
Руководитель
Департамента
общего образования
А.В.БАРАННИКОВ
Приложение
ОБРАЗЦЫ КОМПЛЕКТОВ ТЕМ
СОЧИНЕНИЙ
Комплект N 1
1. Стихотворение
Ф.И. Тютчева "Певучесть есть в морских
волнах..." (восприятие, истолкование,
оценка).
2. Что изменилось в жизни
ночлежников в финале пьесы М. Горького "На
дне"?
3. Губернский город и его обитатели
в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
4. Тема
материнского страдания в поэме А.А.
Ахматовой "Реквием" <*>.
--------------------------------
<*> Для школ с
родным (нерусским) языком обучения:
4.
Тема родины в лирике А.А. Ахматовой.
5. Тема
воспитания в одном из произведений русской
литературы XVIII - XIX веков.
Комплект N 2
1.
Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-й главы
романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин").
2. "В
этом появлении Христа в конце вьюжной
петербургской поэмы нет ничего
неожиданного". Обоснуйте или опровергните
высказывание М. Волошина о финале поэмы А.А.
Блока "Двенадцать".
3. Самодуры и
самодурство в драме А.Н. Островского
"Гроза".
4. Город и деревня в лирике С.
Есенина.
5. "Без страстей и противоречий
нет жизни, нет поэзии" (В.Г. Белинский). По 1 - 2
произведениям русской литературы XX века
<*>.
--------------------------------
<*> Для
школ с родным (нерусским) языком
обучения:
5. "Без страстей и противоречий
нет жизни, нет поэзии" (В.Г. Белинский). По
произведениям русской и родной литературы
XX века.