ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.05.2002 n 352 (ред. от 06.12.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2002 г.
N 352
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
"РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
(в ред. Постановлений
Правительства РФ от 05.05.2003 N 251,
от 06.12.2004 N
740,
с изм., внесенными распоряжением
Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
В
целях повышения эффективности системы
военного образования Правительство
Российской Федерации постановляет:
1.
Утвердить прилагаемую Федеральную
программу "Реформирование системы военного
образования в Российской Федерации на
период до 2010 года" (далее именуется -
Программа).
2. Министерству финансов
Российской Федерации при формировании
проектов федерального бюджета на 2003 год и
последующие годы предусматривать
выделение средств на реализацию первого
этапа Программы по разделу "Военная
реформа" функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации.
3. Министерству обороны Российской
Федерации совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти подготовить и внести в I квартале 2005
г. в Правительство Российской Федерации
предложения о реализации второго этапа
Программы, объеме и источниках его
финансирования.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 мая 2002 г. N
352
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
(в ред. Постановлений
Правительства РФ от 05.05.2003 N 251,
от 06.12.2004 N
740,
с изм., внесенными распоряжением
Правительства РФ
от 21.10.2004 N
1355-р)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ВОЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
Наименование -
Федеральная программа "Реформирование
Программы системы военного
образования
в Российской
Федерации на период
до 2010
года"
Основание для - поручение
Президента Российской Федерации
разработки от 4 июля 2000 г. N Пр-1404;
Программы поручение
Правительства
Российской
Федерации от 22 августа 2001 г.
N
ИК-П4-14857
------------------------------------------------------------------
Распоряжением Правительства РФ от
21.10.2004 N 1355-р
государственным
заказчиком Программы определено
Минобороны России. Государственный -
Министерство обороны Российской
Федерации
заказчик Программы
(в ред.
Постановления Правительства РФ от 06.12.2004 N
740)
Участники - Министерство
внутренних дел Российской
Программы
Федерации, Министерство Российской
Федерации
по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных
бедствий,
Федеральное агентство специального
строительства
(в ред.
Постановлений Правительства РФ от 05.05.2003
N 251,
от 06.12.2004 N 740)
Разработчик -
Министерство обороны Российской
Федерации
Программы
Цель Программы
- приведение количественных и
качественных
параметров
системы военного образования
в Российской Федерации в соответствие
со структурой, численностью и
задачами
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
других войск, воинских формирований
и органов
Задачи Программы -
создание организационно-правовых
и экономических условий для
полного
удовлетворения
потребностей Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов
в офицерах
при рациональном
использовании средств
федерального бюджета, выделяемых на их
подготовку;
повышение качества военного
образования,
приведение
уровня профессиональной
подготовленности офицеров в
соответствие
с
нормативными правовыми актами и
требованиями
военно-профессиональной
деятельности;
повышение
эффективности управления
военным образованием
Сроки и этапы -
2003 - 2010 годы:
реализации первый
этап - 2003 - 2005 годы;
Программы
второй этап - 2006 - 2010 годы
Основные -
военные образовательные учреждения
исполнители высшего
профессионального образования и
Программы другие государственные
образовательные
учреждения
высшего профессионального
образования и организации, выбранные на
конкурсной основе
Объемы и
источники - объем финансирования Программы
на первом
финансирования этапе (без
учета расходов на оптимизацию
Программы сети (сокращение
количества) военных
образовательных учреждений высшего
профессионального образования)
составляет 401,4 млн. рублей, в
том
числе
научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы - 16,6 млн.
рублей,
прочие расходы - 384,8
млн. рублей.
Источник
финансирования - федеральный
бюджет (раздел "Военная реформа"
функциональной классификации
расходов
бюджетов
Российской Федерации).
Объемы и источники финансирования
Программы на втором этапе
определяются
с учетом
результатов выполнения первого
этапа Программы
Ожидаемые -
создание организационно-правовых
результаты и экономических условий
эффективного
реализации
функционирования системы военного
Программы образования в
соответствии с потребностями
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других
войск, воинских
формирований и органов
в
офицерах;
создание
оптимальной сети военных
образовательных учреждений высшего
профессионального образования,
соответствующей интересам
Вооруженных
Сил Российской
Федерации, других войск,
воинских формирований и органов и
экономическим возможностям
государства;
модернизация
материально-технической
базы и информационно-методического
обеспечения образовательного
процесса;
повышение
квалификации преподавательского
состава и степени
укомплектованности
воинских должностей в военных
образовательных учреждениях высшего
профессионального
образования,
обеспечивающих подготовленность
офицеров
на высоком
профессиональном уровне;
создание эффективной системы
управления военным образованием
в Российской Федерации
Система
- контроль за исполнением Программы
организации осуществляется с учетом
положений
контроля за порядка
разработки и реализации
исполнением
федеральных целевых программ и
Программы межгосударственных
целевых программ, в
осуществлении которых участвует
Российская Федерация,
утвержденного
Постановлением Правительства
Российской
Федерации от 26
июня 1995 г. N 594
I. Содержание проблемы и
обоснование необходимости
ее решения
программными методами
Система военного
образования в Российской Федерации
предназначена для обеспечения
потребностей Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов (далее именуются -
Вооруженные Силы Российской Федерации и
другие войска) в офицерах, уровень
подготовки которых соответствует
государственным и (или) специальным
требованиям федеральных органов
исполнительной власти, в которых
Федеральным законом предусмотрена военная
служба (далее именуются - федеральные
органы исполнительной власти).
Основным
элементом системы военного образования в
Российской Федерации являются военные
образовательные учреждения высшего
профессионального образования (далее
именуются - военно-учебные заведения).
Управление системой военного образования
осуществляется органами управления
военным образованием федеральных органов
исполнительной власти.
Финансовое и
материально-техническое обеспечение
военно-учебных заведений и органов
управления военным образованием
федеральных органов исполнительной власти,
входящих в состав Вооруженных Сил
Российской Федерации и других войск,
осуществляется в общей структуре расходов
федерального бюджета по разделам
"Национальная оборона", "Правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности
государства", "Промышленность, энергетика и
строительство", "Предупреждение и
ликвидация последствий чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий"
функциональной классификации расходов
бюджетов Российской Федерации (далее
именуются - расходы в области обороны и
безопасности государства).
Становление
системы военного образования в Российской
Федерации происходило в период стабильного
финансового и материально-технического
обеспечения Вооруженных Сил Российской
Федерации и других войск, что позволяло за
счет расходов в области обороны и
безопасности государства поддерживать
необходимый научно-педагогический
потенциал военно-учебных заведений,
удовлетворять их потребности в новейших
видах вооружений и военной техники,
проводить систематическую модернизацию
материально-технической базы и на этой
основе обеспечивать подготовку офицеров в
полном соответствии с предъявляемыми к ним
государственными и (или) специальными
требованиями федеральных органов
исполнительной власти.
В этот период
средняя продолжительность военной службы
офицеров составляла 20 - 25 лет, что позволяло
практически полностью восполнять число
ежегодно увольняемых с военной службы
офицеров только за счет выпускников
военно-учебных заведений.
За последнее
десятилетие положение коренным образом
изменилось. Порядок прохождения военной
службы по контракту, введенный в 1993 году,
законодательно предоставил офицерам
возможность увольнения с военной службы
через 5 лет после окончания военно-учебного
заведения. Это не компенсирует затраты на
их подготовку в военно-учебных заведениях,
которые в несколько раз превышают расходы
на подготовку гражданских специалистов по
аналогичным специальностям. Одновременно
существенно расширен перечень оснований
для досрочного увольнения офицеров с
военной службы.
Эти факторы, а также
снижение с 1990 по 2001 год уровня материальной
обеспеченности военнослужащих привели к
тому, что количество офицеров, ежегодно
увольняемых с военной службы, стало
значительно превышать их выпуск из
военно-учебных заведений. При существующих
масштабах досрочного увольнения офицеров
военно-учебные заведения будут не в
состоянии полностью обеспечивать
потребности Вооруженных Сил Российской
Федерации и других войск в офицерах.
Призыв на военную службу офицеров запаса и
добровольное поступление граждан на
военную службу по контракту не решают в
настоящее время проблему обеспечения
потребностей Вооруженных Сил Российской
Федерации и других войск в офицерах ни в
количественном, ни в качественном
отношении.
С 1990 по 2001 год произошло
существенное сокращение Вооруженных Сил
Российской Федерации и других войск. При
этом сеть военно-учебных заведений не была
сокращена в соответствующих пропорциях. В
результате этого возникло избыточное
количество малочисленных военно-учебных
заведений, не обладающих необходимой
материально-технической базой и
научно-педагогическим потенциалом для
качественной подготовки офицеров. Кроме
того, содержание малочисленных
военно-учебных заведений увеличивает
удельную стоимость подготовки одного
офицера.
Выделяемые в настоящее время
средства на содержание избыточного
количества военно-учебных заведений не
позволяют провести модернизацию их
материально-технической базы в
соответствии с современными требованиями к
уровню подготовки офицеров. В результате
этого военно-профессиональная
подготовленность выпускников
военно-учебных заведений неуклонно
снижается, особенно в части их практических
умений и навыков.
На модернизацию
материально-технической базы
военно-учебных заведений требуются
значительные средства, которые необходимо
направить на следующее:
капитальное
строительство и реконструкция
учебно-лабораторной базы и учебных
объектов;
реконструкция и техническое
переоснащение тренажерной базы,
капитальное строительство и реконструкция
полевой (морской, летной) учебной базы;
техническое переоснащение базы для
выполнения научных исследований;
капитальное строительство и реконструкция
базы для общевоенной и физической
подготовки;
капитальное строительство
и реконструкция объектов обеспечения
образовательного процесса.
Проведение
комплексной (межотраслевой) оптимизации
сети военно-учебных заведений необходимо
для устранения избыточного количества
малочисленных военно-учебных заведений и
достижения необходимого эффекта от
капитальных вложений в
материально-техническую базу
военно-учебных заведений.
Одним из
факторов снижения качества подготовки
офицеров стало досрочное увольнение с
военной службы преподавателей, имеющих
ученые степени, в масштабах, существенно
превышающих их выпуск