Распоряжение ространснадзора от 08.04.2005 n ан-70-р(фс) об аварии вертолета ми-8т ra-22502
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8
апреля 2005 г. N АН-70-р(фс)
ОБ АВАРИИ
ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22502
29 ноября 2004 года в 150
км от аэропорта Комсомольск-на-Амуре
потерпел аварию вертолет Ми-8Т RA-22502,
принадлежащий ОАО "Комсомольское-на-Амуре
авиационное производственное объединение
им. Ю.А. Гагарина" (ОАО "КнААПО")
Дальневосточного ОМТУ ВТ Минтранса
России.
В момент авиационного события
на борту ВС кроме экипажа находилось шесть
человек. В результате авиационного
происшествия три члена экипажа и один
пассажир получили травмы различной степени
тяжести. ВС получило значительные
повреждения элементов конструкции.
Экипаж вертолета в составе КВС -
инструктора А.И. Углова (линейный пилот 1
класса ГА, общий налет - 9100 часов, налет в
качестве КВС Ми-8 - 4550 часов), второго пилота
В.А. Славникова (линейный пилот 2 класса ГА,
общий налет на данном типе - 4400 часов),
бортмеханика В.Д. Сенотрусова (бортмеханик 1
класса ГА, общий налет на данном типе - 7300
часов) должен был выполнять полет по заявке
летно-испытательной станции ОАО "КнААПО" по
обслуживанию полигона и проверке дальности
радиосвязи. Метеорологические условия
(ясно, видимость более 10 км, температура -21°,
тихо) и светлое время суток не
препятствовали выполнению полета.
Экипаж произвел взлет с аэродрома "Дземги" и
через 2 минуты произвел посадку в районе
аэродрома, взяв на борт трех человек, не
предусмотренных заявкой на полет. После
кратковременной стоянки, без выхода на
радиосвязь произвел взлет и через одну
минуту полета произвел посадку на берегу
реки Амур, где дополнительно взял на борт
еще трех человек. После взлета доложил
диспетчеру ОрВД, что следует в населенный
пункт Эворон на высоте 900 м. Фактически
экипаж взял курс в район среднего течения
реки Эвур (75 км северо-восточнее ст. Эворон),
где находится заповедник. Высота полета не
превышала 300 метров. Через 37 минут полета
КВС А.И. Углов, умышленно дезинформируя
диспетчера ОрВД, доложил о посадке у
населенного пункта Эворон и дал расчетное
время стоянки 1 час 30 минут, фактически
продолжил полет на высоте 300 метров по
измененному маршруту с целью поиска и
отстрела диких животных.
Отстрел диких
животных (лосей) производился с борта
вертолета, через дверь грузовой кабины,
находящимися на борту ВС охотниками. После
отстрела нескольких лосей экипаж принял
решение о перевозке убитых животных на
внешней подвеске, используя веревку,
закрепленную в проеме двери.
Подбор
убитых животных осуществлялся в режиме
висения вертолета над местом, осмотр
которого предварительно не производился.
Пилотирование осуществлял КВС по командам
бортмеханика. По переговорам между членами
экипажа, зафиксированными на бортовом
магнитофоне, можно сделать вывод о
поспешных действиях экипажа с целью
уложиться во время, ранее сообщенное
диспетчеру.
При последующем заходе на
место предполагаемой посадки с подбором,
как и в предыдущем случае, осмотр не
производился. В процессе захода на посадку
экипаж допустил ошибки в технике
пилотирования, что привело к попаданию
вертолета в режим "вихревого кольца".
Несмотря на предпринятые действия,
вертикальная скорость снижения
увеличилась до 8 - 10 м/сек., приборная
скорость оставалась менее 60 км/час, что
привело к грубому приземлению вертолета и
последующему его разрушению.
Непосредственно перед столкновением с
землей зарегистрировано резкое
перемещение ручки управления на "себя". В
процессе столкновения вертолета с землей
произошло соударение лопастей НВ с
хвостовой балкой, что привело к разрушению
хвостовой балки.
Нарушение, допущенное
экипажем, стало возможным в результате
отсутствия систематического контроля за
выполнением полетов по средствам
объективного контроля со стороны
командно-руководящего состава ОАО "КнААПО"
(анализ полетов проводил пилот-инструктор
А.И. Углов). Данный факт способствовал
уверенности экипажа в сокрытии
происшедшего и безнаказанности. За
допущенные нарушения КВС А.И. Углов уволен
из ОАО "КнААПО".
Причиной авиационного
происшествия явилось сочетание следующих
факторов:
- неудовлетворительный
контроль по средствам объективного
контроля полетов вертолетов со стороны
командно-руководящего состава ОАО
"КнААПО";
- личная
недисциплинированность КВС А.И. Углова и
сговор членов экипажа в данном полете;
-
поспешность в действиях экипажа при
транспортировке на нештатной внешней
подвеске отстрелянных диких животных;
-
попадание вертолета в режим "вихревого
кольца" из-за грубых ошибок в технике
пилотирования, связанных с дефицитом
времени.
В связи с изложенным
предлагаю:
1. Руководителям
территориальных управлений
государственного авиационного надзора
Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта:
1.1. Довести настоящее
распоряжение до руководителей
подконтрольных организаций гражданской
авиации.
1.2. Материалы по фактам
браконьерства с использованием ВС в
установленном порядке передавать в
следственные органы и органы прокуратуры
Российской Федерации.
2. Руководителям
авиапредприятий, эксплуатирующих
вертолеты:
2.1. Изучить с летным составом
обстоятельства и причины аварии вертолета
Ми-8Т RA-22502.
2.2. Провести теоретические
занятия с летным составом по физической
сущности образования "вихревого кольца".
2.3. Повторно изучить РЛЭ вертолета Ми-8,
раздел 6.12.
2.4. По средствам объективного
контроля обеспечить максимально возможный
комплексный анализ качества выполнения
полетов вертолетов по разовым заявкам и при
выполнении авиационных работ в отрыве от
основного места
базирования.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО