ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.11.1997 n 1387 О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вместе с КОНЦЕПЦИЕЙ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября
1997 г. N 1387
О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И
РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И МЕДИЦИНСКОЙ
НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях
гарантированного обеспечения прав граждан
Российской Федерации на охрану здоровья и
медицинскую помощь, повышения
экономической устойчивости и
эффективности деятельности учреждений
здравоохранения и медицинской науки
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить разработанную
Министерством здравоохранения Российской
Федерации и Российской академией
медицинских наук Концепцию развития
здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации (прилагается).
2.
Утвердить прилагаемый план мероприятий по
реализации Концепции развития
здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации на 1997 - 1998 годы.
3.
Министерству здравоохранения Российской
Федерации по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации,
Министерством экономики Российской
Федерации и Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования до
1 января 1998 г. разработать и представить в
Правительство Российской Федерации
программу государственных гарантий по
обеспечению граждан Российской Федерации
бесплатной медицинской помощью.
4.
Федеральному фонду обязательного
медицинского страхования, Министерству
здравоохранения Российской Федерации и
Министерству финансов Российской
Федерации до 1 декабря 1997 г. определить
порядок распределения целевых бюджетных
средств Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации в
1998 году для выравнивания условий
финансирования программ обязательного
медицинского страхования в субъектах
Российской Федерации, исходя из средств,
предусмотренных в федеральном бюджете на
1998 год, и обеспечить контроль за целевым
использованием этих средств.
5.
Межведомственной комиссии Российской
Федерации по сотрудничеству с
международными финансово-экономическими
организациями продолжить координацию
деятельности по осуществлению
инвестиционных проектов в рамках
структурной перестройки системы
здравоохранения в Российской Федерации,
финансируемых за счет кредитов
международных финансово-экономических
организаций.
6. Органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
рекомендовать разработать планы
мероприятий по реализации положений
Концепции развития здравоохранения и
медицинской науки в Российской
Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 ноября 1997 г. N
1387
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Введение
В
последние годы происходит ухудшение
состояния здоровья населения. Кризис
деятельности медицинских учреждений
приближается к той черте, за которой
следует распад всей системы
здравоохранения.
Размеры
финансирования здравоохранения из
бюджетов всех уровней и за счет средств
обязательного медицинского страхования не
обеспечивают население бесплатными
медицинскими услугами. Вместе с тем
имеющиеся финансовые и материальные
ресурсы используются неэффективно,
усиливаются диспропорции в предоставлении
медицинской помощи. В отрасли растет
социальная напряженность. Все более
широкое распространение получает теневая
сторона оплаты медицинских услуг.
В
связи с этим необходима продуманная
стратегия реформирования
здравоохранения.
II. Основные направления
развития системы здравоохранения
Целью
Концепции развития здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации
(далее именуется Концепция) является
сохранение и улучшение здоровья людей, а
также сокращение прямых и косвенных потерь
общества за счет снижения заболеваемости и
смертности населения.
Основными
задачами Концепции являются:
увеличение объема мероприятий по
профилактике заболеваний;
сокращение
сроков восстановления утраченного
здоровья населения путем внедрения в
медицинскую практику современных методов
профилактики, диагностики и лечения;
повышение эффективности использования
ресурсов в здравоохранении.
Реализация
Концепции основана на следующих
принципах:
всеобщность, социальная
справедливость и доступность медицинской
помощи населению вне зависимости от
социального статуса граждан, уровня их
доходов и места жительства;
профилактическая направленность;
экономическая эффективность
функционирования медицинских
учреждений;
единство медицинской науки
и практики;
активное участие населения
в решении вопросов здравоохранения.
В
сложившихся условиях приобретают важное
значение:
формирование государственной
политики в области здравоохранения и
медицинской науки и повышение
ответственности всех органов власти за ее
реализацию;
обеспечение адекватности
финансовых ресурсов государственным
гарантиям в сфере здравоохранения,
поэтапное повышение доли средств,
направляемых на финансирование
здравоохранения, до 6 - 7 процентов
внутреннего валового продукта;
развитие негосударственного сектора в
здравоохранении;
совершенствование
правового регулирования деятельности в
сфере здравоохранения;
разработка и
внедрение в практику передовых форм и
методов организации государственного
санитарно-эпидемиологического надзора,
гигиенической и эпидемиологической
экспертизы, мониторинга здоровья людей и
среды обитания человека;
проведение
инвестиционной политики, обеспечивающей
высокую эффективность вложений -
максимального медицинского, социального и
экономического эффекта на единицу
затрат;
повышение уровня квалификации
медицинских работников, совершенствование
системы их подготовки, переподготовки;
повышение социальной защищенности
медицинских работников, в том числе
повышение заработной платы;
привлечение профессиональных медицинских
ассоциаций к реализации государственной
политики в области здравоохранения и
медицинской науки;
совершенствование
государственного регулирования в области
обеспечения лекарственными средствами,
изделиями медицинского назначения и
медицинской техникой;
повышение
заинтересованности граждан в сохранении и
укреплении своего здоровья.
III.
Совершенствование организации медицинской
помощи
Основными направлениями в
совершенствовании организации оказания
медицинской помощи являются развитие
первичной медико - санитарной помощи на
базе муниципального здравоохранения,
перераспределение части объемов помощи из
стационарного сектора в амбулаторный.
Первичная медико-санитарная помощь
является основным звеном при оказании
населению медицинской помощи.
Особая
роль отводится развитию института врача
общей (семейной) практики. В поликлиниках
должны развиваться
консультативно-диагностические службы. На
их базе могут быть развернуты отделения
медико-социальной реабилитации и терапии,
службы ухода, дневные стационары, центры
амбулаторной хирургии и медико-социальной
помощи и т.д.
Реорганизация
стационарной помощи обеспечит сокращение
длительности госпитального этапа. Для
этого необходимо предусматривать
распределение количества коек в
зависимости от интенсивности
лечебно-диагностического процесса
следующим образом:
интенсивное лечение
- до 20 процентов;
восстановительное
лечение - до 45 процентов;
длительное
лечение больных хроническими
заболеваниями - до 20 процентов;
медико-социальная помощь - до 15
процентов.
Шире использовать дневные
формы пребывания пациентов в
стационарах.
Необходимо возродить
межрегиональные и межрайонные
специализированные медицинские центры.
Для качественного оказания медицинской
помощи необходимо обеспечить
непрерывность лечебно-диагностического
процесса на всех этапах лечения. Здесь
приобретает значение четкое разделение
функций на каждом этапе оказания
медицинской помощи, а также между
различными типами медицинских учреждений.
Это предполагает создание более высокого
уровня финансирования и управления
учреждениями здравоохранения.
Повышению качества медицинской помощи
будет способствовать внедрение стандартов
диагностики и лечения пациентов как в
амбулаторно-поликлинических, так и в
больничных учреждениях.
Требуется
принятие действенных мер по развитию
службы охраны материнства и детства при
концентрации усилий на совершенствовании
первичной медико-санитарной помощи детям и
подросткам, развитию служб планирования
семьи и безопасного материнства,
интеграции родовспомогательных учреждений
с общей лечебной сетью.
Необходимо
осуществить комплексные меры по
дальнейшему развитию психиатрической и
наркологической помощи населению, борьбе с
туберкулезом, болезнями, передаваемыми
половым путем.
Требуют государственной
поддержки меры по внедрению современных
технологий в подразделениях интенсивного
лечения, кардиологии и кардиохирургии,
онкологии, диагностики и лечения социально
значимых болезней.
Необходимо укрепить
службу скорой медицинской помощи, сделать
ее более мобильной и оснащенной
современными средствами для оказания
неотложной медицинской помощи и экстренной
госпитализации пациентов.
Требуется
повысить роль научных центров и научно -
исследовательских институтов в разработке
и внедрении эффективных медицинских
технологий, использовании уникальных
методов диагностики и лечения.
Необходимо принятие мер государственной
поддержки по совершенствованию
реабилитационной помощи, развитию
санаторно - курортных организаций системы
здравоохранения, оздоровительных
учреждений и организаций.
Для улучшения
качества и доступности медицинской помощи
сельскому населению требуется
сформировать на базе центральных районных
больниц лечебно-диагностические комплексы,
включающие в себя муниципальные сельские
медицинские учреждения, развивать
передвижные формы лечебно-диагностической
и консультативной помощи, создавать
межрайонные клинико-диагностические
центры.
Необходимо осуществить
интеграцию ведомственных медицинских
учреждений в общую систему здравоохранения
на единой нормативно - правовой базе с
учетом их отраслевых особенностей и
местоположения.
При сохранении
главенствующей роли государственного и
муниципального здравоохранения важную
роль будет играть формирующийся частный
сектор. Создание условий для его развития
является важнейшим элементом структурных
преобразований в здравоохранении.
Необходимо обеспечить медицинским
организациям, лицам, осуществляющим
частную медицинскую деятельность,
государственным и муниципальным
организациям равные права на работу в
системе обязательного медицинского
страхования и участие в реализации
государственных и муниципальных целевых
программ. Участие медицинских организаций
различной формы собственности в реализации
государственных программ здравоохранения,
муниципальных заказов должно
осуществляться на конкурсной основе.
Государственные и муниципальные
лечебно-профилактические учреждения,
выполняющие функции, не связанные рамками
единой технологии оказания медицинской
помощи, должны обладать широкими
полномочиями в вопросах использования
имущества, оплаты труда персонала.
IV.
Совершенствование системы
финансирования
здравоохранения
Совершенствование
системы финансирования здравоохранения
предполагает тесную зависимость размеров
финансирования медицинских учреждений от
объема и качества оказываемых ими услуг.
Система финансирования должна обеспечить
повышение эффективности использования
ресурсов и качества медицинской помощи.
В этих целях необходимо:
разработать
правовые механизмы, обеспечивающие
безусловное соблюдение соответствия
объемов и условий обязательного
медицинского страхования населения
финансовому обеспечению;
установить
порядок распределения средств
федерального бюджета, направляемых для
выравнивания условий финансирования
программ обязательного медицинского
страхования в субъектах Российской
Федерации;
совершенствовать методики
установления тарифов на медицинские
услуги;
ввести единую систему расчетов
за оказание медицинской помощи,
предоставляемой в рамках программы
государственных гарантий по обеспечению
граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью;
определить
механизмы финансового покрытия части
затрат на оказание медицинской помощи
гражданам на основе развития добровольного
медицинского страхования;
способствовать созданию конкурентной
среды на рынке медицинских услуг.
Существующий порядок обязательного
медицинского страхования нуждается в
совершенствовании. Возможны две схемы
финансирования медицинских организаций в
системе обязательного медицинского
страхования:
финансирование через
страховые медицинские организации,
осуществляющие обязательное медицинское
страхование;
финансирование
медицинских организаций филиалами
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования.
Применение
второй схемы целесообразно для сельской
местности и районов с малой плотностью
населения, где объективно затруднена
деятельность страховых организаций и их
конкуренция друг с другом.
Для
обеспечения целевого и эффективного
использования средств, выделяемых
государством на здравоохранение,
необходимо:
дополнить действующее
законодательство об охране здоровья
нормами, обеспечивающими более строгий
контроль за их расходованием, а также за
финансово-хозяйственной деятельностью
учреждений и организаций
здравоохранения;
совершенствование
системы учета средств, получаемых
учреждениями здравоохранения, в том числе
за оказание платных медицинских услуг, а
также их использование;
совершенствование конкурсной системы
закупки лекарственных средств, изделий
медицинского назначения и медицинской
техники, широкое использование финансового
лизинга для оснащения учреждений
здравоохранения медицинским
оборудованием;
повышение
ответственности фондов обязательного
медицинского страхования за результаты их
деятельности;
органам исполнительной
власти и местного самоуправления, фондам
обязательного медицинского страхования,
страховым медицинским организациям,
медицинским учреждениям публиковать в
обязательном порядке ежегодные отчеты о
расходовании средств обязательного
медицинского страхования и средств
бюджетов.
В 1998 году для выравнивания
условий финансирования программ
обязательного медицинского страхования в
субъектах Российской Федерации
предполагается установить распределение
страховых взносов в следующем соотношении:
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования - 0,5 процента,
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования - 3,4 процента или 2
процента от фонда оплаты труда, если доходы
граждан будут соответственно больше или
меньше 60 млн. рублей в год.
В дальнейшем
предусматривается объединение