Постановление фас поволжского округа от 30.11 - 02.12.2004 n а49-7385/03-155а/2 арбитражный суд признал недействительным постановление территориального управления по антимонопольной политике, признав недоказанным вывод антимонопольного органа о том, что в действиях комитета по управлению муниципальным имуществом по представлению в аренду здания усматриваются нарушения закона о конкуренции.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 30 ноября - 2
декабря 2004 года Дело N А49-7385/03-155А/2
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Поволжского округа, рассмотрев в судебном
заседании кассационную жалобу Федеральной
антимонопольной службы по Пензенской
области
на решение от 20.07.2004
Арбитражного суда Пензенской области по
делу N А49-7385/03-155А/2
по заявлению Общества
с ограниченной ответственностью "Кинотеатр
"Современник", г. Пенза, к Федеральной
антимонопольной службе по Пензенской
области, третьи лица: Администрация г.
Пензы, Комитет по управлению муниципальным
имуществом г. Пензы, Муниципальное
учреждение "Центр русской хоровой и
вокальной культуры", г. Пенза,
Предприниматель Климкин А.В., о признании
недействительными решения и
предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с
ограниченной ответственностью "Кинотеатр
"Современник" обратилось в Арбитражный суд
Пензенской области с заявлением о
признании недействительными решения
Пензенского территориального управления
Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства от 05.11.2003 N 2-03/64-2003 и
выданного на его основании предписания от
того же числа и за тем же номером.
Решением суда первой инстанции от 20.07.2004
заявленные требования удовлетворены.
В
апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
Ответчик, не
согласившись с принятым по делу судебным
актом, обратился в Федеральный арбитражный
суд Поволжского округа с кассационной
жалобой, в которой просит указанный
судебный акт отменить.
В соответствии
со ст. 163 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации в заседании
суда объявлялся перерыв до 9 час. 50 мин. 2
декабря 2004 г.
Кассационная инстанция,
изучив материалы дела, доводы кассационной
жалобы, проверив законность и
обоснованность обжалуемого судебного акта,
не находит оснований для его отмены.
Решением Пензенского территориального
управления МАП России от 05.11.2003 признаны
нарушившими п. 2 ст. 7 Закона о конкуренции
действия Администрации г. Пензы по изданию
Постановления N 1210 от 01.07.2003 и нарушившими
ст. 8 Закона о конкуренции совместные
действия Администрации г. Пензы и Комитета
по управлению муниципальным имуществом г.
Пензы по передаче в аренду целевым
назначением Обществу с ограниченной
ответственностью "Кинотеатр "Современник"
части здания по ул. Кирова, дом 39, (кинозала
"Октябрь") без конкурсной процедуры.
Администрации г. Пензы и Комитету по
управлению муниципальным имуществом г.
Пензы выдано предписание N 2-03/64-2003 от 05.11.2003 о
прекращении нарушений антимонопольного
законодательства, об отмене Постановления N
1210 от 01.07.2003 и расторжении договора аренды N
635 от 07.07.2003, заключенного между Комитетом по
управлению муниципальным имуществом г.
Пензы и Обществом с ограниченной
ответственностью "Кинотеатр
"Современник".
В соответствии с п/п. 2 п. 2
ст. 6 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" к
предметам ведения местного самоуправления
относится распоряжение муниципальной
собственностью.
Согласно п/п. 2 п. 2 ст. 7
Устава г. Пензы, принятого решением
Пензенской городской Думы от 28 февраля 2003 г.
N 416/30, распоряжение муниципальной
собственностью относится к предметам
ведения городского самоуправления.
Подпунктом 1.12 п. 1 ст. 26 Устава г. Пензы
определено, что Глава администрации города
управляет и распоряжается муниципальной
собственностью в порядке, установленном
Пензенской городской Думой.
В
соответствии с п/п. "а" п. 6 Положения о
порядке управления и распоряжения
муниципальной собственностью г. Пензы,
утвержденного решением Пензенской
городской Думы от 25 октября 2002 г. N 341/26,
Администрация г. Пензы совершает в
отношении объектов муниципальной
собственности любые сделки, не
противоречащие законодательству, данному
Положению и не нарушающие права и
охраняемые Законом интересы других лиц, а
согласно п/п. "м" того же пункта Положения
Администрация г. Пензы, в частности,
осуществляет функции арендодателя
муниципального имущества.
Комитет по
управлению муниципальным имуществом г.
Пензы в соответствии с п. п. 1.3 и 1.4 Положения
о нем, утвержденного Постановлением Главы
администрации г. Пензы от 26 июня 2003 г. N 1201,
является уполномоченным исполнительным
органом по управлению и распоряжению
муниципальным имуществом г. Пензы, а
согласно п. п. 2.2.2 и 2.2.4 этого Положения
Комитет по управлению муниципальным
имуществом г. Пензы осуществляет, в
частности, подготовку проектов
Постановлений Главы администрации г. Пензы
по вопросам владения, пользования и
распоряжения муниципальным имуществом г.
Пензы, а также является арендодателем
муниципального имущества г. Пензы.
Пунктом 1.3 Положения о порядке передачи в
арендное пользование нежилых зданий,
частей зданий и других объектов
недвижимости, относящихся к муниципальной
собственности г. Пензы, утвержденного
решением Пензенской городской Думы от 22
февраля 2002 г. N 217/15, установлено, что в аренду
могут быть переданы свободные от
имущественных арендных прав здания, части
зданий и другие объекты недвижимости,
находящиеся в хозяйственном ведении
муниципальных предприятий и оперативном
управлении муниципальных учреждений, а
также составляющие муниципальную казну г.
Пензы.
Пунктами 1.4 и 1.7 данного Положения
предусмотрено, что с учетом рекомендаций
конкурсной комиссии передача в аренду
зданий, частей зданий и других объектов
может осуществляться целевым назначением
конкретному арендатору под определенный
вид деятельности. Согласно п. 7.2.12 этого же
Положения допускается передача объектов в
арендное пользование целевым назначением,
в частности, в случае необходимости
проведения восстановительного,
капитального ремонта объекта недвижимости
и согласия заявителя на аренду объекта за
счет собственных средств данного
капитального, восстановительного
ремонта.
Как видно из материалов дела,
по результатам рассмотрения заявления
Общества с ограниченной ответственностью
"Кинотеатр "Современник" от 17 июня 2003 г.
конкурсная комиссия по передаче в аренду
нежилых помещений, относящихся к
муниципальной собственности г. Пензы,
рекомендовала (протокол заседания комиссии
от 26 июня 2003 г. N 24) Комитету по управлению
муниципальным имуществом г. Пензы передать
в аренду Обществу с ограниченной
ответственностью "Кинотеатр "Современник"
целевым назначением (под кинопрокат) сроком
на 10 лет часть нежилых помещений в здании по
ул. Кирова,39 в г. Пензе.
Учитывая
рекомендации конкурсной комиссии, Глава
администрации г. Пензы принял
Постановление от 1 июля 2003 г. N 1210 о передаче
Обществу с ограниченной ответственностью
"Кинотеатр "Современник" в арендное
пользование части здания по ул. Кирова,39,
площадью 528,3 кв. м, под кинопрокат. Этим
Постановлением Комитету по управлению
муниципальным имуществом г. Пензы было
поручено заключить с Обществом с
ограниченной ответственностью "Кинотеатр
Современник" договор на аренду указанной
части здания сроком на 10 лет.
Постановлением также предусмотрено, что
затраты, связанные с ремонтом и
переоборудованием арендуемой части здания,
относятся на Общество с ограниченной
ответственностью "Кинотеатр
"Современник".
На основании указанного
Постановления Комитет по управлению
муниципальным имуществом г. Пензы 7 июля 2003
г. заключил с Обществом с ограниченной
ответственностью "Кинотеатр "Современник"
сроком на 10 лет договор N 635 об аренде части
здания (нежилых помещений общей площадью
528,3 кв. м, включая места общего пользования
площадью 25,0 кв. м) по ул. Кирова,39 для
использования под кинопрокат и с условием
проведения за свой счет ремонта кровли,
кинозала. Данный договор согласован с
балансодержателем - МУ "Центр русской
хоровой и вокальной культуры" - и
зарегистрирован 21 июля 2003 г. в Учреждении
юстиции по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним
на территории Пензенской области под
регистрационным номером 58-01/29-15/2003-61.
5
ноября 2003 г. антимонопольный орган принял
решение по делу N 203/642003 о нарушении
антимонопольного законодательства. При
принятии этого решения антимонопольный
орган посчитал, что Комитет по управлению
муниципальным имуществом г. Пензы, не
приняв мер по проведению конкурса на
передачу нежилого помещения в аренду и
подготовив проект Постановления о передаче
Обществу с ограниченной ответственностью
"Кинотеатр "Современник" указанного
помещения целевым назначением, а
Администрация г. Пензы, приняв
соответствующее Постановление, совершили
совместные действия, ограничивающие
конкуренцию и ущемляющие интересы
Предпринимателя Климкина А.В., который
ранее осуществлял в этом же помещении
деятельность по демонстрации кинофильмов.
По мнению антимонопольного органа, именно в
результате указанных действий
Администрации г. Пензы и Комитета по
управлению муниципальным имуществом г.
Пензы Предприниматель Климкин А.В. был
устранен с рынка услуг по демонстрации
кинофильмов. В связи с этим антимонопольный
орган сделал вывод о том, что Администрация
г. Пензы и Комитет по управлению
муниципальным имуществом г. Пензы
совершили действия, запрещенные ст. 8 Закона
РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" (далее - Закон о
конкуренции).
Антимонопольный орган
посчитал, что в результате принятия
вышеуказанного Постановления Обществу с
ограниченной ответственностью "Кинотеатр
"Современник" необоснованно предоставлено
преимущество на рынке услуг по
демонстрации кинофильмов. Как указано
антимонопольным органом, с ним не был
согласован проект данного Постановления,
что является нарушением п. 2 ст. 7 Закона о
конкуренции.
Выполняя указания,
содержащиеся в Постановлении кассационной
инстанции от 27 - 29 апреля 2004 г., арбитражный
суд исследовал приложения к договорам
аренды - схемы помещений, переданных
Предпринимателю Климкину А.В. по договорам
аренды от 1 марта 2003 г. N 596 и от 25 мая 2003 г. N 613,
а также переданных Обществу с ограниченной
ответственностью "Кинотеатр "Современник"
по вышеуказанному договору аренды от 7 июля
2003 г. N 635.
Арбитражным судом было
установлено, что помещение площадью 528,3 кв.
м, переданное Обществу с ограниченной
ответственностью "Кинотеатр "Современник"
под кинопрокат по вышеуказанному договору
аренды от 7 июля 2003 г. N 635, не является частью
помещений, переданных Предпринимателю
Климкину А.В. - помещения площадью 61,0 кв. м,
переданного по договору аренды от 1 марта 2003
г. N 596 для осуществления торговли, и
помещения площадью 101,7 кв. м, переданного по
договору аренды от 25 мая 2003 г. N 613 под
торговлю и склад.
Из материалов дела
также видно, что договор от 21 ноября 1998 г.,
заключенный непосредственно между МУ
"Центр русской хоровой и вокальной
культуры" и Предпринимателем Климкиным А.В.
на оказание услуг по демонстрации
кинофильмов в киноконцертном зале "Октябрь"
(то есть в здании по ул. Кирова,39), последний
раз был продлен до 21 августа 2003 г., а
деятельность Предпринимателя Климкина А.В.
по демонстрации кинофильмов в этом здании
фактически была прекращена до заключения
Комитетом по управлению муниципальным
имуществом г. Пензы с Обществом с
ограниченной ответственностью "Кинотеатр
"Современник" вышеуказанного договора
аренды от 7 июля 2003 г. N 6305.
В связи с этим
нельзя признать обоснованным вывод
антимонопольного органа о том, что действия
Администрации г. Пензы и Комитета по
управлению муниципальным имуществом г.
Пензы, выразившиеся в принятии
Постановления о передаче в аренду части
здания и в заключении договора аренды с
Обществом с ограниченной ответственностью
"Кинотеатр "Современник", ущемили законные
интересы Предпринимателя Климкина А.В. и
что именно в результате этих действий он
был устранен с рынка услуг по демонстрации
кинофильмов.
В силу ч. 5 ст. 200
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации обязанность
доказывания соответствия оспариваемого
ненормативного правового акта Закону или
иному нормативному правовому акту, а также
обстоятельств, послуживших основанием для
принятия оспариваемого акта, возлагается
на орган, принявший этот акт.
По
настоящему делу не представлено
доказательств, однозначно
свидетельствующих о том, что на момент
принятия оспариваемых ненормативных актов
Общество с ограниченной ответственностью
"Кинотеатр"Современник" являлось
единственным лицом, регулярно
осуществляющим или имеющим право
осуществлять в г. Пензе услуги по
демонстрации кинофильмов. Кроме того
арбитражному суду не представлено данных о
том, что помещение, переданное Обществу с
ограниченной ответственностью "Кинотеатр
"Современник" по договору аренды, является в
г. Пензе единственным помещением, в котором
возможно осуществление демонстрации
кинофильмов.
Кроме того, судом
установлено, что заявление Предпринимателя
Климкина А.В. о предоставлении ему в
арендное пользование помещений,
находящихся в здании по ул. Кирова,39,
поступило в Комитет по управлению
муниципальным имуществом г. Пензы 27 июня 2003
г., то есть уже после того, как 26 июня 2003 г.
состоялось заседание конкурсной комиссии
по передаче в арендное пользование
помещений, относящихся к муниципальной
собственности г. Пензы, и таким образом, по
состоянию на день проведения этого
заседания, имелось только одно заявление о
предоставлении в аренду части указанного
здания - от Общества с ограниченной
ответственностью "Кинотеатр
"Современник".
Исходя из анализа всех
материалов дела арбитражный суд правомерно
считает недоказанным вывод
антимонопольного органа о том, что в
действиях Администрации г. Пензы и Комитета
по управлению муниципальным имуществом г.
Пензы усматриваются нарушения п. 2 ст. 7 и ст.
8 Закона о конкуренции.
При таких
обстоятельствах у суда кассационной
инстанции отсутствуют основания для
удовлетворения кассационной жалобы.
На
основании изложенного и руководствуясь ст.
ст. 274, 287, 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Поволжского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20 июля 2004
г. Арбитражного суда Пензенской области по
делу N А49-7385/03-155А/2 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.