Постановление фас поволжского округа от 02.11.2005 n а65-27986/04-сг2-6 заявление о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта удовлетворено правомерно, т.к. ответчик при принятии указанного решения превысил свои полномочия, в части обязания принять решения о предоставлении участка отказано, т.к. материалами дела не подтверждено наличие документов, необходимых для принятия данного решения.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 2 ноября 2005
года Дело N А65-27986/04-СГ2-6
(извлечение)
Общество с ограниченной
ответственностью "Альянс-М", г. Казань,
(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный
суд Республики Татарстан с заявлением о
признании незаконными бездействия
Администрации г. Казани, выразившегося в
непринятии решения о предоставлении
земельного участка, отказа Главного
управления архитектуры и
градостроительства Администрации г. Казани
в предоставлении земельного участка по
процедуре предварительного согласования
места размещения объекта и обязании
Администрации г. Казани принять решение о
предоставлении земельных участков для
строительства офисно-торговых центров по
пр. Ибрагимова, напротив домов N 61 и N 83А, по
процедуре предварительного согласования
места размещения объекта.
Решением от
22.04.2005 арбитражный суд заявление
удовлетворил частично, признал отказ
Главного управления архитектуры и
градостроительства Администрации г. Казани
в предоставлении ООО "Альянс-М", г. Казань,
земельного участка по процедуре
предварительного согласования места
размещения объекта незаконным, в остальной
части заявления отказал.
В
апелляционной инстанции законность и
обоснованность принятого по делу решения
не проверялись.
Заявитель, не
согласившись с принятым по делу судебным
актом, обратился в Федеральный арбитражный
суд Поволжского округа с кассационной
жалобой, в которой просит его отменить как
не соответствующий нормам материального
права и направить дело на новое
рассмотрение.
Представитель заявителя
в судебном заседании суда кассационной
инстанции поддержал доводы кассационной
жалобы.
Представители Администрации г.
Казани и Главного управления архитектуры и
градостроительства Администрации г. Казани
в судебном заседании суда кассационной
инстанции с доводами кассационной жалобы
не согласились, просили оставить
обжалуемый судебный акт без изменения.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации в судебном заседании объявлялся
перерыв с 27.10.2005 до 10 час. 00 мин. 02.11.2005.
Проверив законность обжалуемого судебного
акта исходя из требований ст. 286
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации и доводов,
содержащихся в кассационной жалобе, суд
кассационной инстанции не находит
оснований для удовлетворения кассационной
жалобы и отмены судебного акта.
Как
следует из материалов дела, 26.08.2004 ООО
"Альянс-М" обратилось к Главе администрации
г. Казани в соответствии со ст. 42
Градостроительного Устава г. Казани о
выделении в аренду двух земельных участков
под строительство офисно-торговых центров
по пр. Ибрагимова площадью по 0,03 га напротив
дома N 61 и дома N 83А.
Письмом N 30-22к-4965 от
04.10.2004 Главное управление архитектуры и
градостроительства Администрации г. Казани
отказало ООО "Альянс-М" в выделении
земельных участков и предложило обратиться
в Комитет по управлению коммунальным
имуществом Администрации г. Казани за
получением информации о порядке проведения
торгов.
Данное письмо послужило
основанием для обращения ООО "Альянс-М" в
суд с настоящим заявлением.
Арбитражный
суд первой инстанции требования ООО
"Альянс-М" удовлетворил в части признания
незаконным отказа Главного управления
архитектуры и градостроительства
Администрации г. Казани в предоставлении
земельного участка по процедуре
предварительного согласования места
размещения объекта, изложенного в письме N
30-22к-4965 от 04.10.2004, в остальной части
требований отказал.
Данные выводы
арбитражного суда являются законными и
обоснованными.
В соответствии с п. п. 1, 3
ст. 30 Земельного кодекса Российской
Федерации предоставление земельных
участков для строительства из земель,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности,
осуществляется с проведением работ по их
формированию: 1) без предварительного
согласования мест размещения объектов; 2) с
предварительным согласованием мест
размещения объектов. Предоставление
земельных участков для строительства с
предварительным согласованием мест
размещения объектов осуществляется в
аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20
настоящего Кодекса, - в постоянное
(бессрочное) пользование.
Согласно п. 1
ст. 31 Земельного кодекса Российской
Федерации гражданин или юридическое лицо,
заинтересованное в предоставлении
земельного участка для строительства,
обращается в исполнительный орган
государственной власти или орган местного
самоуправления с заявлением о выборе
земельного участка и предварительном
согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для
строительства с предварительным
согласованием места размещения объекта
осуществляется в порядке, установленном в
п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской
Федерации.
Таким образом, заявление
гражданина или юридического лица о
предоставлении земельного участка
является основанием для совершения органом
местного самоуправления соответствующих
действий. При этом в силу п. 7 ст. 30
Земельного кодекса Российской Федерации
решение органа местного самоуправления о
предоставлении земельного участка
является основанием для заключения
договора аренды земельного участка.
ООО
"Альянс-М", обращаясь к Главе администрации
г. Казани с заявлением о выделении в аренду
земельных участков, сослалось на ст. 42
Градостроительного Устава г. Казани.
Согласно п. 2 ст. 42 Градостроительного
Устава г. Казани заявка на предоставление
земельного участка для строительства
направляется в Администрацию г. в лице
Главного управления архитектуры и
градостроительства г. Казани. В данной
заявке должны быть указаны назначение
объекта, предполагаемое место его
размещения, обоснование примерного размера
земельного участка, испрашиваемое право на
земельный участок. К заявке могут
прилагаться технико-экономическое
обоснование проекта строительства или
необходимые расчеты.
Из заявления ООО
"Альянс-М" не усматривается обоснование
примерного размера земельного участка и
наличие каких-либо приложений к
заявлению.
Главное управление
архитектуры и градостроительства г. Казани,
не выполнив требования п. 3 ст. 42
Градостроительного Устава г. Казани,
нарушив требования п. 5 указанной статьи
Градостроительного Устава г. Казани,
превысив свои полномочия, предусмотренные
п. 4 Положения о Главном управлении
архитектуры и градостроительства
Администрации г. Казани, письмом отказало
заявителю в выделении земельного участка
по мотиву необходимости проведения
аукциона.
Данный письменный отказ
арбитражным судом правомерно, в
соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса
Российской Федерации признан не
соответствующим закону и нарушающим права
и законные интересы заявителя.
Поскольку ответ на заявление ООО "Альянс-М"
подготовлен органом, не компетентным в силу
ст. 29 Земельного кодекса Российской
Федерации и п. 5 ст. 42 Градостроительного
Устава г. Казани принимать решение о
предварительном согласовании места
размещения объекта или об отказе в
размещении объекта, то не имеется оснований
для его обязания в соответствии с п. 10 ст. 30
Земельного кодекса Российской Федерации
предоставить земельный участок с указанием
срока и условий его предоставления.
Арбитражный суд также обоснованно отказал
в удовлетворении требований ООО "Альянс-М" о
признании незаконным бездействия
Администрации г. Казани.
Выводы
арбитражного суда в этой части
соответствуют Положению о Главном
управлении архитектуры и
градостроительства Администрации г.
Казани.
Арбитражный суд правомерно в
соответствии со ст. ст. 31, 32 Земельного
кодекса Российской Федерации не нашел
оснований для удовлетворения требования
заявителя об обязании принять решение о
предоставлении земельных участков по
процедуре предварительного согласования,
поскольку материалами дела не подтверждено
наличие документов, необходимых для
принятия данного решения.
Из заявления
ООО "Альянс-М" следует, что Общество просило
о предоставлении конкретных земельных
участков по пр. Ибрагимова.
Из текста
заявления не усматривается, что Общество
было согласно на любой другой участок,
расположенный в пределах квартала: пр.
Ибрагимова, ул. Чистопольская, пр. Ямашева,
пр. Мусина.
На основании
вышеизложенного суд кассационной
инстанции не находит оснований для
удовлетворения кассационной жалобы и
отмены судебного акта.
В соответствии
со ст. ст. 102, 110 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса
Российской Федерации с ООО "Альянс-М"
подлежит взысканию государственная
пошлина по кассационной жалобе в доход
федерального бюджета в размере 1000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 286, 287, 289, 319
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2005
Арбитражного суда Республики Татарстан по
делу N А65-27986/04-СГ2-6 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Взыскать с Общества с
ограниченной ответственностью "Альянс-М", г.
Казань, государственную пошлину по
кассационной жалобе в доход федерального
бюджета в размере 1000 руб.
Поручить
Арбитражному суду Республики Татарстан
выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со
дня его принятия.