Постановление фас поволжского округа от 24.02.2005 n а57-11141/2004-33 по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу от 24 февраля
2005 года Дело N А57-11141/2004-33
(извлечение) Открытое акционерное
общество "Энергетики и электрификации
"Саратовэнерго" обратилось в Арбитражный
суд Саратовской области с иском к
Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам по Саратовской области
о признании неправомерными действий
налогового органа по проведению зачета
сумм переплаты налога на добавленную
стоимость в счет уплаты пеней по налогу на
содержание жилфонда; об отказе в
удовлетворении заявления о возврате сумм
излишне уплаченного налога на добавленную
стоимость в размере 5606494 руб.; обязать
налоговый орган возвратить указанную сумму
в счет уплаты налога на добавленную
стоимость. Решением арбитражного суда
от 22.10.2004 заявленные исковые требования
удовлетворены. Постановлением
апелляционной инстанции от 21.12.2004 решение
суда оставлено без изменения. В
кассационной жалобе Межрайонная инспекция
Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам по Саратовской области
просит решение и Постановление
апелляционной инстанции отменить, в
удовлетворении иска отказать. По мнению
налогового органа, принятые по делу
судебные акты являются незаконными, так как
проведение зачета переплаты по налогу на
добавленную стоимость в счет погашения
задолженности по пени по налогу на
содержание жилфонда Налоговой инспекцией
было проведено на основании заявления ОАО
"Энергетики и электрификации
"Саратовэнерго". Судебная коллегия,
изучив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, оснований для ее
удовлетворения не находит. Из
материалов дела усматривается, что 26.03.2004
ОАО "Энергетики и электрификации
"Саратовэнерго" направило в Межрайонную
инспекцию Министерства РФ по налогам и
сборам по крупнейшим налогоплательщикам по
Саратовской области заявление о зачете
переплаты по налогу на добавленную
стоимость в сумме 5906494 руб. в счет погашения
задолженности по пеням по налогу на
содержание жилфонда. Уведомлением N 198 от
30.03.2004 налоговый орган сообщил Обществу об
осуществлении данного зачета. В ответ
на уведомление налогоплательщиком было
направлено заявление в налоговый орган об
ошибочном направлении заявления о зачете
переплаты налога на добавленную стоимость
в счет пеней по налогу на содержание
жилфонда в связи с неправомерностью зачета
между бюджетами различных уровней с
требованием о восстановлении переплаты по
налогу на добавленную стоимость в сумме
5906494 руб. Уведомлением N 212 от 01.04.2004
Налоговая инспекция сообщила Обществу, что
переплату по пени в сумме 300000 руб. зачла в
счет уплаты по налогу на добавленную
стоимость. Оставшаяся сумма в размере 5606494
руб. не была восстановлена в счет переплаты
по налогу на добавленную стоимость.
Данное обстоятельство послужило
основанием для обращения ОАО "Энергетики и
электрификации "Саратовэнерго" в суд.
Удовлетворяя требования истца, арбитражный
суд пришел к выводу, что налоговым органом
не соблюден порядок по зачету и возврату
излишне уплаченных сумм налога. Данный
вывод арбитражного суда судебная коллегия
находит обоснованным. В соответствии с
п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма
излишне уплаченного налога подлежит зачету
в счет предстоящих платежей
налогоплательщика по этому или иным
налогам, погашения недоимки либо возврату
налогоплательщику в порядке,
предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ по
заявлению и по решению налогового органа
сумма излишне уплаченного налога может
быть направлена на исполнение обязанностей
по уплате налогов или сборов, на уплату
пеней, погашение недоимки, если эта сумма
направляется в тот же бюджет (внебюджетный
фонд), в который была направлена излишне
уплаченная сумма налога.
------------------------------------------------------------------
Вероятно, следует читать: "Согласно пункту 5
статьи 78 Налогового кодекса РФ по заявлению
налогоплательщика и по решению налогового
органа...".
------------------------------------------------------------------ В
соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ
установлены бюджеты трех уровней:
федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов,
бюджеты субъектов Российской Федерации и
бюджеты территориальных внебюджетных
фондов, местные бюджеты. Статьей 13
Налогового кодекса РФ установлено, что
налог на добавленную стоимость относится к
федеральному налогу. Судами первой и
апелляционной инстанций установлено и
Налоговой инспекцией не отрицается, что
налог на добавленную стоимость и налог на
содержание жилфонда имеют различный
уровень бюджетной классификации. Таким
образом, проведя зачет между бюджетами
различного уровня, налоговым органом были
нарушены требования п. 5 ст. 78 Налогового
кодекса РФ. Поскольку налоговым органом
не соблюден порядок проведения зачета и
возврат излишне уплаченных сумм налога на
добавленную стоимость, суд обоснованно
признал действия налогового органа
незаконными и обязал восстановить
нарушенные права налогоплательщика.
При изложенных обстоятельствах оснований
для отмены принятых по делу судебных актов
у суда кассационной инстанции не
имеется. Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и
ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса
РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: решение от 22.10.2004 и
Постановление от 21.12.2004 Арбитражного суда
Саратовской области по делу N А57-11141/2004-33
оставить без изменения, кассационную
жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со
дня его принятия.
Читайте также
|