Постановление фас поволжского округа от 07.06.2005 n а72-92/05-4/5 заявление о признании недействительным решения налогового органа удовлетворено правомерно, поскольку отказ ответчика в применении заявителем упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 7 июня 2005
года Дело N А72-92/05-4/5
(извлечение)
Общество с ограниченной
ответственностью "Заволжский рынок" (далее -
Общество) обратилось в Арбитражный суд
Ульяновской области с заявлением к
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по
Заволжскому району города Ульяновска
(далее - Инспекция) о признании
недействительным решения от 21.12.2004 N
16-11.1-13/188.
Налоговый орган заявил
встречный иск о взыскании с Общества 1814701,52
руб. налоговых санкций, наложенных на
налогоплательщика решением налогового
органа от 21.12.2004 N 16-11.1-13/188.
Решением суда
от 10.02.2005 первоначальные требования
удовлетворены, в удовлетворении встречного
иска отказано.
В апелляционном порядке
решение не обжаловалось.
В кассационной
жалобе Инспекция просит отменить решение
суда, ссылаясь на неправильное применение
судом норм материального права. По мнению
подателя жалобы, Общество заявление о
переходе на упрощенную систему
налогообложения подало с нарушением
установленного п. 2 ст. 346.13 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) срока, в связи с чем оно вправе
перейти на упрощенную систему
налогообложения только с 01.01.2004.
В
судебном заседании представитель Общества
просил оставить ее без изменения, указывая
на несостоятельность доводов Инспекции.
Кассационная инстанция, изучив материалы
дела и доводы жалобы Инспекции, проверив
правильность применения судом норм
материального и процессуального права,
установила следующее.
Как видно из
материалов дела, Общество зарегистрировано
Инспекцией 05.12.2002 и поставлено на налоговый
учет в Инспекции 05.12.2002.
Налогоплательщик 11.12.2002 обратился в
налоговый орган с заявлением о переходе с
01.01.2003 на упрощенную систему
налогообложения.
Уведомлением от 26.12.2002
N 257/1 Инспекция сообщила Обществу о
возможности применения с 01.01.2003 упрощенной
системы налогообложения.
Инспекцией
была проведена выездная налоговая проверка
Общества за период с 05.12.2002 по 31.12.2003, о чем
составлен акт от 23.11.2004 N 298ДСП.
По
результатам проверки Инспекцией было
принято решение от 21.12.2004 N 16-11.1-13/188.
Указанным решением налоговый орган, сделав
вывод о неправомерности применения
налогоплательщиком упрощенной системы
налогообложения в 2003 г., начислил
налогоплательщику за указанный период
налог на прибыль (468591 руб. 89 коп.), налог на
добавленную стоимость (690892 руб. 65 коп.),
налог с продаж (181138 руб. 77 коп.), налог на
имущество (13 руб. 38 коп.), единый социальный
налог (99899 руб. 61 коп.), а также пени за
несвоевременную уплату этих налогов. Этим
же решением Общество было привлечено к
налоговой ответственности,
предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса в виде
штрафа в общей сумме 288107,26 руб. за неуплату
перечисленных налогов и штрафа по п. 2 ст. 119
Кодекса в общей сумме 1526594,26 руб. за
непредставление в установленный срок
деклараций по вышеуказанным налогам.
Общество не согласилось с указанным
решением Инспекции и обратилось в
арбитражный суд.
Суд первой инстанции,
удовлетворив требования заявителя,
правомерно исходил из следующего.
Право
налогоплательщика на применение
упрощенной системы налогообложения
установлено главой 26.2 Кодекса, действующей
с 01.01.2003.
В соответствии с п. 1 ст. 346.13
главы 26.2 Кодекса организации и
индивидуальные предприниматели,
изъявившие желание перейти на упрощенную
систему налогообложения, подают в период с 1
октября по 30 ноября года, предшествующего
году, начиная с которого налогоплательщики
переходят на упрощенную систему
налогообложения, в налоговый орган по месту
своего нахождения (месту жительства)
заявление. При этом организации в заявлении
о переходе на упрощенную систему
налогообложения сообщают о размере доходов
за девять месяцев текущего года
В
пункте 2 ст. 346.13 Кодекса предусмотрено, что
вновь созданные организации и вновь
зарегистрированные индивидуальные
предприниматели, изъявившие желание
перейти на упрощенную систему
налогообложения, вправе подать заявление о
переходе на упрощенную систему
налогообложения одновременно с подачей
заявления о постановке на учет в налоговых
органах. В этом случае организации и
индивидуальные предприниматели вправе
применять упрощенную систему
налогообложения в текущем календарном году
с момента создания организации или с
момента регистрации физического лица в
качестве индивидуального
предпринимателя.
Согласно ст. 8
Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а
также о признании утратившими силу
отдельных актов законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах"
специальные налоговые режимы, к числу
которых относится упрощенная система
налогообложения, вводились в действие с 1
января 2003 г.
Что касается положений
главы 26.2 Кодекса, регулирующих порядок
перехода на упрощенный режим
налогообложения, то они подлежали
применению с момента вступления в силу
указанного выше Закона N 104-ФЗ - 29.08.2004.
В
соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона
от 24.07.2002 N 104-ФЗ упрощенная система
налогообложения вводится в действие с
01.01.2003.
Созданные в декабре 2002 г.
организации не могли заявить о намерении
использовать упрощенную систему
налогообложения в общем порядке, то есть в
срок, предусмотренный п. 1 ст. 346.13 Кодекса.
Вместе с тем они были лишены права
применять упрощенную систему
налогообложения до 01.01.2003.
Таким
образом, отказ применять упрощенную
систему налогообложения с 01.01.2003
противоречит положениям закона о праве
выбора налогоплательщиком режима
налогообложения.
Иное толкование ст.
346.13 Кодекса не согласуется и с основными
началами законодательства о налогах и
сборах: всеобщности и равенства
налогообложения, закрепленными в ст. 3
Кодекса. Применение названной статьи в том
смысле, как это изложено в решении
Инспекции, означает, что организация, вновь
созданная в 2003 г., могла перейти на
упрощенную систему налогообложения в том
же году, а созданная в декабре 2002 г. - только
с 2004 г., что противоречит названным
принципам.
Общество в период 2003 - 2004 гг.
работало по упрощенной системе
налогообложения, представляло в
установленном законом порядке декларации и
уплачивало единый налог. В ходе камеральных
налоговых проверок, Инспекция нарушений по
применению системы налогообложения не
выявила.
При таких обстоятельствах суд
кассационной инстанции считает, что выводы
суда соответствуют имеющимся в деле
доказательствам, оснований для отмены
судебного акта не имеется.
Учитывая
вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 1
ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Поволжского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2005
Арбитражного суда Ульяновской области по
делу N А72-92/05-4/5 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.