Постановление президиума пермского краевого суда от 13.04.2007 по делу n 44-г-3063\124 в случае если при изменении организационно-правовой формы учреждения характер функциональных обязанностей не изменился, период работы в таком учреждении подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.суд первой инстанции кунгурский городской суд пермской области

ПРЕЗИДИУМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2007 г. по делу N 44-г-3063\124
Президиум Пермского краевого суда
рассмотрел гражданское дело по иску Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кунгуре Пермского края о включении в специальный стаж периодов работы, обязании назначить пенсию по надзорной жалобе Ф.,
установил:
Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кунгуре Пермского края о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии с даты первоначального обращения с заявлением. В обоснование иска указала, что 13.07.2005 г. она обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". 11.10.2005 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении указанной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет.
В ее специальный трудовой стаж не были включены следующие периоды ее работы:
- в должности воспитателя детского сада колхоза "За мир" с 19.12.1983 по 01.05.1985 г.
- в должности воспитателя детского комбината совхоза "Кунгурский" с 16.12.1988 по 01.07.1992 г.,
- в должности воспитателя Шадейского муниципального дошкольного образовательного учреждения с 03.02.1993 по 19.02.1997 г.,
- в должности воспитателя социального детского приюта МУ "Центр социального обслуживания" с 01.04.2000 г. по 31.07.2002 г.,
- в должности воспитателя МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" с 01.08.2002 по 13.04.2003 г.
Считает незаконным отказ в назначении пенсии поскольку, по мнению истицы, в указанные периоды она занималась педагогической деятельностью, ее работа в течение полного рабочего дня была непосредственно связана с воспитательным процессом. Истица просила обязать ответчика зачесть указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить ей пенсию с момента первоначального обращения в пенсионный орган за назначением пенсии - с 13.07.2005 года.
Решением Кунгурского городского суда Пермской области от 20 марта 2006 года на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кунгуре Пермского края возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж Ф. периоды ее работы
с 19.12.1983 г. по 01.05.1985 г.;
с 16.12.1988 г. по 01.07.1992 г.;
с 01.08.2002 г. по 13.04.2003 г., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В иске Ф. к ГУ УПФ РФ в г. Кунгуре Пермского края о включении в специальный трудовой стаж период работы с 01.04.2000 г. по 31.07.2002 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с 13.07.2005 г. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 02 мая 2006 г. кассационная жалоба Ф. на указанное решение оставлена без удовлетворения.
В надзорной жалобе Ф. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, считает, что судами неправильно применены нормы материального права, в период ее работы в должности воспитателя социального детского приюта МУ "Центр социального обслуживания" с 01.04.2000 г. по 31.07.2002 г. она занималась только педагогической деятельностью и работала с детьми.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Президиум находит надзорную жалобу истицы обоснованной, решение Кунгурского городского суда Пермской области от 20 марта 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 02 мая 2006 г. подлежащими отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кунгуре Пермского края о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы с 01.04.2000 г. по 31.07.2002 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения - с 13.07.2005 г. в связи с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 "Федерального закона "О трудовых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что с 01.04.2000 г. по 31.07.2002 г. Ф. работала в должности воспитателя социального приюта для детей и подростков муниципального учреждения "Центр социального обслуживания", расположенного в пос. Шадейка Кунгурского района.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный трудовой стаж истицы, дающий право на назначение пенсии на льготных основаниях, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность периода работы истицы с 01.04.2000 г. по 31.07.2002 г. в социальном приюте для детей и подростков пос. Шадейка, суд исходил из того, что в спорный период истица занималась педагогической деятельностью в учреждении, которое не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Суд установил, что социальный приют для детей и подростков в пос. Шадейка являлся структурным подразделением МУ "Центр социального обслуживания" Кунгурского района и не имел статуса юридического лица. Пункт 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781, содержащий перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, не содержит такого структурного подразделения, как социальный приют. На основании этого, суд пришел к выводу о том, что период работы истицы в социальном приюте для детей и подростков в пос. Шадейка не подлежит включению в ее специальный трудовой стаж.
Данные выводы суда противоречат нормам материального права.
Указывая на то, что учреждение, в котором работала истица, не предусмотрено Списком должностей и учреждений, суд сослался на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, ничем не обосновав их применение.
В спорный период, который не был включен судом в специальный стаж истицы - с 01.04.2000 г. по 31.07.2002 г., действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей". В пункте 13 раздела "Наименование учреждений" данного Списка указаны учреждения социального обслуживания, в том числе, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и социальный приют для детей и подростков.
При решении вопроса о включении в специальный трудовой стаж истицы периода работы с 01.04.2000 г. по 31.07.2002 г. в социальном приюте для детей и подростков пос. Шадейка, суду необходимо было применять указанное Постановление Правительства РФ, действовавшее в спорный период и утвержденные им Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Не принял суд во внимание то обстоятельство, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела следует, что муниципальное учреждение "Центр социального обслуживания" Кунгурского района является учреждением системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Кунгурского района организационную и практическую деятельность по своевременному и квалифицированному оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам, семьям с несовершеннолетними детьми и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. В соответствии с Уставом МУ "Центр социального обслуживания", Центр является юридическим лицом, может иметь в своей структуре подразделения социального обслуживания, в том числе отделение - социальный приют для детей и подростков.
В соответствии с Приказом директора МУ "Центр социального обслуживания" от 14 декабря 1999 года N 224-А "Об открытии отделения "Социальный детский приют" при МУ "Центр социального обслуживания" в целях временного проживания, оказания правовой, социальной, медико-, психолого-педагогической помощи безнадзорным детям и подросткам с 15 декабря 1999 года открыто отделение "Социальный детский приют".
В соответствии с Положением об отделении "Социальный приют для детей и подростков", отделение является специализированным учреждением при МУ "Центр социального обслуживания" для несовершеннолетних, которое оказывает на территории района социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации. Основными задачами отделения являются обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях, предоставление им на период пребывания в отделении возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, обеспечение жизнедеятельности несовершеннолетних в отделении, включение их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую или иную деятельность. Образовательная работа с временно проживающими в приюте организуется в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и с учетом времени пребывания несовершеннолетних в учреждении, формы и степени их дезадаптации, уровня учебной подготовки.
На основании распоряжения Главы Кунгурского района Пермской области от 7 июня 2002 года зарегистрировано муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в пос. Шадейка Кунгурского района. В соответствии с Уставом (л.д. 59-63) МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" создано в результате реорганизации МУ "Центр социального обслуживания" путем выделения. Основными целями учреждения являются защита прав детей, недопущение их дискриминации, восстановление нарушенных прав несовершеннолетних, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, нравственному развитию детей.
Как усматривается из материалов дела, 1 августа 2002 года истица принята на должность воспитателя в отделение социальной реабилитации МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" переводом из МУ "Центр социального обслуживания".
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с п. 1.13 раздела "Наименования учреждений" в данный Список включены учреждения социального обслуживания, в том числе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Руководствуясь указанным Списком, суд включил период работы истицы в качестве воспитателя в МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" с 1.08.2002 года по 13.04.2003 года в ее специальный трудовой стаж.
Вывод суда о том, что период работы истицы с 01.04.2000 года по 31.07.2002 года в социальном приюте для детей и подростков пос. Шадейка не подлежит включению в ее специальный трудовой стаж сделан на основе формальной констатации факта отсутствия у учреждения, в котором работала истица, статуса юридического лица, без учета конкретных обстоятельств данного дела - характера осуществляемой истицей работы, выполняемых ею функциональных обязанностей, целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором она работала.
Включая периоды работы истицы в должности воспитателя в МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в специальный стаж и отказывая во включении спорных периодов работы в должности воспитателя в отделении "Социальный приют для детей и подростков", суд не учел, что при создании МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в пос. Шадейка фактически имела место реорганизация, путем выделения существовавшего ранее отделения - социального приюта для детей и подростков в самостоятельное юридическое лицо. При этом как следует из анализа уставов и положений данных организаций, к МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" перешли все те функции, которые ранее были закреплены за структурным подразделением МУ "Центр социального обслуживания" - социальным приютом для детей и подростков. Должностные обязанности воспитателя МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" также соответствуют должностным обязанностям воспитателя социального приюта для детей и подростков, то есть, несмотря на изменение организационно-правовой формы учреждения, в котором работала истица, характер ее трудовых функций и обязанностей не изменился, она осуществляла педагогическую деятельность как в период работы воспитателем в социальном приюте для детей и подростков, так и в период работы воспитателем в МУ "Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних", что установлено судом и не оспаривалось ответчиком. При таких обстоятельствах само по себе отсутствие у учреждения статуса юридического лица не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий лицам, работающим в соответствующих учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
С учетом изложенного
Читайте также