Решение совета депутатов лотошинского района мо от 05.09.2005 n 161/21 о принятии районной целевой программы развитие системы образования в лотошинском районе на 2005-2008 годы
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
"ЛОТОШИНСКИЙ РАЙОН"
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5
сентября 2005 г. N 161/21
О ПРИНЯТИИ РАЙОННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОТОШИНСКОМ РАЙОНЕ НА 2005-2008
ГОДЫ"
В целях дальнейшего развития
образования на территории Лотошинского
района и принимая во внимание предложения,
внесенные депутатами районного Совета
депутатов, Совет депутатов решил:
1.
Утвердить районную целевую программу
"Развитие системы образования в
Лотошинском районе на 2005-2008 годы".
2. О
ходе выполнения программы заслушивать
ежегодно.
3. Контроль за выполнением
программы возложить на заместителя главы
администрации Лотошинского района С.В.
Цыбину.
Глава Лотошинского района
В.М.
Давыдов
Утверждена
решением
Совета депутатов
муниципального
образования
"Лотошинский район"
Московской области
от 5 сентября 2005 г. N
161/21
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОТОШИНСКОМ
РАЙОНЕ
НА 2005-2008 ГОДЫ"
I. Паспорт
Программы
Наименование Программа
администрации Лотошинского
Программы района "Развитие образования
в
Лотошинском районе на
2005-2008 годы"
(далее -
Программа)
Основания для Федеральный
закон N 51-ФЗ от 10.04.2000
разработки
"Об утверждении Федеральной программы
Программы развития образования", Закон
Московской
области N 11/96-ОЗ
"О концепции,
прогнозах и
государственных программах
социально-экономического развития
Московской области"
Заказчик -
Отдел по образованию администрации
координатор Лотошинского района
Программы
Разработчик Отдел по
образованию администрации
Программы
Лотошинского района
Исполнители
Отдел по образованию администрации
Программы Лотошинского района;
Министерство
образования
Московской области;
Лотошинское финансовое управление
Министерства финансов Московской
области;
Лотошинское
управление социальной защиты
населения Министерства социальной
защиты
Московской области;
отдел по культуре,
делам
молодежи, спорту и туризму
администрации Лотошинского района; МУЗ
"ЦРБ"; РОВД; ГИБДД; УКС; отдел
по
экономике администрации
Лотошинского
района; МУ
"Центр природопользования и
экологических проектов"; ГО и ЧС; ЦЗН;
муниципальные образовательные
учреждения
Основные цели Решение
задач развития образования в
и задачи
Лотошинском районе, создание правовых
и
Программы
социально-экономических условий для
интеллектуального, нравственного
и
физического развития
детей и молодежи и
их
допрофессиональной подготовки в
процессе образования.
Приоритетными
задачами
развития образования являются:
1. Обновление содержания образования,
повышение его качества,
доступности, и
воспитывающего потенциала.
2. Внедрение новых образовательных,
информационных и
коммуникационных
технологий.
3. Обеспечение
условий для
профессионального и личностного роста
кадров системы образования.
4. Развитие
психолого-педагогической и
социальной поддержки детства, родителей
и
педагогов.
5. Совершенствование системы управления
образованием, механизмов
финансирования
образования, использования средств и
привлечения дополнительных
ресурсов.
6. Создание
инновационных площадок и
организационно-экономических условий
обеспечения инновационной
деятельности в
сфере
образования.
7. Организация
отдыха и оздоровления
детей
и подростков.
8. Организация
системы безопасности в ОУ.
9.
Применение здоровьесберегающих
технологий в образовательном
процессе
Перечень 1. Дошкольное
образование.
разделов 2. Общее
образование.
Программы 3.
Воспитание и дополнительное
образование.
4. Развитие
методической службы.
5.
Мероприятия для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей.
6. Профилактика
правонарушений и
преступлений среди несовершеннолетних.
7. Комплектование школьных
библиотек.
8. Организация
работы по безопасности
Сроки
2005-2008 годы
реализации
Программы
Источники Программа
финансируется за счет средств
финансирования бюджета Лотошинского
района, областного и
федерального бюджетов и внебюджетных
средств
Результаты В
результате выполнения Программы
реализации ожидается, что:
- сохранится сеть образовательных
учреждений;
-
обновится содержание образования,
обеспечивающее
конкурентоспособность
обучающихся и воспитанников как
гарантию
их социальной
защищенности, развития
личной инициативы и гражданской
ответственности;
-
усилится воспитательная функция сферы
образования;
-
укрепится кадровый потенциал и
социальный статус работников
образования;
-
усовершенствуются экономические
механизмы функционирования и
развития
сферы образования,
укрепляющие ее
материально-техническую базу
Система
Контроль за реализацией Программы
организации осуществляется
администрацией
контроля за
Лотошинского района и районным Советом
реализацией депутатов
Программы
Ожидаемые Сохранение
сети образовательных
результаты
учреждений района, создание условий для
эффективной работы сферы
образования за
счет
оптимизации образовательного
процесса и улучшения материально-
технического положения школ,
детских
садов и учреждений
дополнительного
образования; улучшение информационно-
нормативного обеспечения
работы;
внедрение
современных методик и
технологий, создание системы медико-
психологической поддержки
детей,
нуждающихся в особой
защите; снижение
правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних, поддержка
интеллектуально и творчески
одаренных
детей и
педагогов
II. Введение
Программа
является основой политики администрации
Лотошинского района в сфере образования.
Она определяет цели, задачи, направления и
предполагаемые результаты развития сферы
образования в районе на период с 2005 по 2008 гг.
Она является основой для разработки и
корректировки программ развития
образования муниципальных образовательных
учреждений, учреждений дополнительного
образования, учитывающих
социально-экономические, демографические,
культурные, экологические и другие
особенности своих территорий.
Программа основывается на использовании
накопленного в районе интеллектуального,
педагогического и ресурсного потенциалов,
предполагает стабильное функционирование
сферы образования и возможность создания
условий для ее инновационного развития.
Экономический механизм реализации
Программы включает наряду с бюджетным
финансированием привлечение внебюджетных
средств.
Реализация Программы
предполагает широкое сотрудничество
отдела по образованию, муниципальных
образовательных учреждений со всеми
заинтересованными в ее реализации
отраслями, комитетами, отделами и
организациями.
III. Состояние и проблемы
сферы образования
В Лотошинском районе
функционирует 24 муниципальных
образовательных учреждения, в которых
обучается и воспитывается около 2700 детей и
подростков. Всего в районе проживает 4227
детей в возрасте до 18 лет.
1. Дошкольное
образование
В Лотошинском районе
проживает 1377 детей в возрасте от 0 до 7
лет.
В Лотошинском районе функционирует
9 муниципальных дошкольных образовательных
учреждений с количеством детей 560 (41% от
общего числа детей в возрасте 0-7 лет). С 2000
года доля воспитанников увеличилась на 3% за
счет улучшения демографической ситуации,
роста рождаемости, притока населения из
других областей.
Педагогическая
деятельность в сфере дошкольного
образования ориентирована на
использование вариативных развивающих
образовательных программ, учитывающих
индивидуальные особенности детей.
Переход начальных общеобразовательных
школ на четырехлетнее обучение связан с
развитием образовательных программ
непрерывного образования и созданием
такого типа учреждения, как "начальная
школа - детский сад" (п. Новолотошино).
Главным вопросом в работе дошкольных
образовательных учреждений является
охрана жизни и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста. Поскольку в
последнее время идет увеличение количества
детей с недостатками в физическом и
психическом развитии, особый упор делается
на оздоровительные и коррекционные функции
ДОУ. Открыты группы коррекции речи в МДОУ N 1,
6, в МОУ "Начальная школа - детский сад
"Солнышко".
Основные проблемы в области
дошкольного образования:
-
недостаточная загруженность сельских
детских садов (51%), перегруженность
городских дошкольных учреждений (на 12%);
- старение педагогических кадров;
-
расширение услуг дошкольными
образовательными учреждениями по
коррекционной работе с детьми;
-
совершенствование содержания дошкольного
образования;
- ремонт зданий и
укрепление материально-технической базы
ДОУ.
2. Общее образование
Система общего
образования включает в себя 12
общеобразовательных учреждений различных
видов, более 2100 учащихся:
- средние школы
- 6 (1670 учащихся);
- гимназии - 1 (190
учащихся);
- начальная школа - детский
сад - 1 (22 учащихся);
- основные школы - 2 (78
учащихся);
- начальные школы - 2 (67
учащихся).
Сохраняется на базе
Лотошинской СОШ N 1 учебно-консультативная
группа, в которой ежегодно обучается до 30
человек. В 2002 году открыт Центр
социально-трудовой адаптации и
профориентации для детей, находящихся в
сложной жизненной ситуации. В нем ежегодно
обучается от 35 до 45 человек.
Структура
общего образования состоит из 3 ступеней,
определяемых образовательными программами
соответствующего уровня: начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее
образование. Школьный компонент учебных
планов чаще всего включает программы по
экономике, экологии, риторике.
В
начальной школе все дети обучаются по
программе "1-4".
В полной средней школе
наблюдаются тенденции к профилированию
(гуманитарный, естественно-научный,
математический) и индивидуализации
учебного процесса. Постоянно растет число
учащихся, окончивших школу с золотыми и
серебряными медалями, поступивших в высшие
и средние специальные учебные заведения.
Основными проблемами являются:
обеспечение равенства возможностей
получения качественного общего
образования. Обострилась ситуация с
функционированием сельской школы:
демографическая ситуация предыдущих лет,
увеличение малокомплектности в начальной
школе, старение педагогических кадров,
низкая материально-техническая и
учебно-методическая база. Требуют
улучшения условия сохранения и укрепления
физического и психического здоровья
обучающихся.
Экспериментальная
работа
В соответствии с приказом
Министерства образования Московской
области от 20.08.2003 N 1338 был продолжен
федеральный эксперимент, начавшийся в 2001/2002
учебном году, по совершенствованию
структуры и содержания общего образования.
В нем принимают участие 6 школ района
(Лотошинская СШ N 1, Введенская СШ,
Ушаковская СШ, Ошейкинская СШ, Кульпинская
СШ, Савостинская СШ).
Во всех ОУ,
участвующих в эксперименте, накоплен
положительный опыт по различным
направлениям: разработаны и апробированы
базисные учебные планы, освоены новые
учебные пособия и программы. В процессе
работы совершенствовалась методика уроков,
проводилась работа по отбору содержания
образования, в основу которого положена
концепция гуманизации процесса обучения,
разрабатывался комплекс мер и мероприятий
по обеспечению здоровьесберегающей среды,
совершенствовались условия для развития
творческого потенциала школьника и
учителя.
3. Воспитание и дополнительное
образование детей
Сфера дополнительного
образования на муниципальном уровне
охватывает 700 детей - 33% от общего количества
учащихся (областной показатель составляет
40%).
Школьный компонент дополнительного
образования представлен вариативной
частью школьных предметов по выбору,
факультативами, а также клубно-кружковой
работой вне обязательного учебного
процесса.
В сфере образования района
работают 2 учреждения дополнительного
образования - Дом детского творчества и
ДЮСШ. Основными направлениями их
деятельности являются: гражданское и
патриотическое воспитание,
туристско-краеведческая деятельность,
экологическая