Постановление фас московского округа от 04.04.2005 n ка-а40/1931-05 дело о взыскании с юридического лица штрафа за непредставление в установленные законодательством рф сроки в органы пенсионного фонда рф сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, передано на новое рассмотрение, т.к. суд не проверил соблюдение в полном объеме заявителем обязанности по досудебному порядку урегулирования спора с ответчиком и не исследовал вопрос о правильности расчета органом пенсионного фонда рф суммы штрафа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 4 апреля 2005 г. Дело N КА-А40/1931-05

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа при участии в заседании от заявителя: Р. - доверенность от 19.08.2004 N 50-04/1326, К. - доверенность от 25.11.2004 N 205-2018-04, рассмотрев в судебном заседании 28 марта 2005 г. кассационную жалобу заявителя ГУ ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области на решение от 09 ноября 2004 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое по делу N А40-53155/04-149-29 по заявлению ГУ ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области к ООО "Арт Бейкери" о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с ООО "Арт Бейкери" (далее - Общество) 5355 руб. 40 коп. штрафа за несвоевременное представление индивидуальных сведений по персонифицированному учету за 2003 г.
Решением от 09 ноября 2004 г. Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суд исходил из того, что Пенсионным фондом была нарушена процедура производства по делу. Кроме того, Пенсионный фонд обратился в суд за взысканием штрафа с нарушением 6-месячного срока, установленного п. 1 ст. 115 НК РФ, что является основанием для отмены решения налогового органа.
Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд подал кассационную жалобу, в которой просит о его отмене, как принятого с нарушением п. 1 ст. 115 НК РФ, ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По мнению Пенсионного фонда, неправомерным является вывод суда о том, что начало течения срока давности взыскания санкции за нарушение срока предоставления сведений по персонифицированному учету следует считать с 02.03.2004, так как срок начинает течь с момента обнаружения данного правонарушения и составления соответствующего акта.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании кассационной инстанции доводы кассационной жалобы поддержал, просил решение арбитражного суда отменить, как неправомерное.
В судебное заседание кассационной инстанции представитель Общества не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции в порядке ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает, что решение от 09 ноября 2004 г. подлежит отмене по п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.
В силу ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ (с изменениями) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
------------------------------------------------------------------

В документе, видимо, имеется в виду Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
------------------------------------------------------------------
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (с изменениями) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ст. 17 вышеупомянутого Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
ООО "Арт Бейкери", являющееся страхователем, индивидуальные сведения за 2003 год представило в территориальное отделение Пенсионного фонда с нарушением установленного срока.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации 05.05.2004 составил акт камеральной проверки N 650, на основании которого 19.05.2004 вынес решение N 650 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в Российской Федерации в виде штрафа в размере 5355 руб. 40 коп.
В связи с неоплатой Обществом штрафа в добровольном порядке на основании направленного требования УПФР N 5 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы сослался на истечение срока давности взыскания штрафа, установленного п. 1 ст. 115 НК РФ.
Данный вывод суда является ошибочным.
В соответствии с п. 1 ст. 115 названного Кодекса требование о взыскании санкции может быть заявлено в арбитражный суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.
В силу п. 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 момент начала течения срока, установленного п. 1 ст. 115 НК РФ, определяется исходя из обстоятельств совершения и выявления правонарушения.
Правонарушение, за которое Общество привлечено к ответственности, состоит в непредставлении в установленный срок в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.
В указанной норме Закона предусмотрено, что к 1 марта представляются сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице с указанием его страхового номера индивидуального лицевого счета, даты приема на работу и увольнения (для застрахованного лица, принятого на работу в течение отчетного периода или уволенного в этот период), даты заключения или прекращения договора гражданского правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы, периода деятельности, включаемого в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, суммы заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, других сведений, необходимых для правильного назначения трудовой пенсии.
В ст. 11 вышеупомянутого Федерального закона предусмотрено, что к перечисленным сведениям страхователь дополнительно представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Законом, в т.ч. по их учетным данным.
Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации по проведению проверок по окончании срока сдачи индивидуальных сведений по застрахованным работникам законодателем не предусмотрена.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ст. 17) установлена ответственность страхователя за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом размер ответственности поставлен в зависимость от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
До представления страхователем сведений, предусмотренных ст. 11 названного Федерального закона и необходимых для ведения персонифицированного учета, орган Пенсионного фонда Российской Федерации лишен возможности рассчитать размер штрафа, т.к. он не располагает информацией о количестве работавших в организации в отчетном периоде застрахованных лиц, их заработке и сумме начисленных страховых взносов.
С учетом изложенного и исходя из характера правонарушения, состоящего в непредставлении индивидуальных сведений о застрахованных лицах, моментом обнаружения правонарушения следует считать дату фактического представления таких сведений.
При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене, как незаконное, а дело - направлению на новое рассмотрение для проверки обстоятельств совершения Обществом правонарушения и размера заявленного к взысканию штрафа.
Вместе с тем судом установлено, что требование об уплате штрафа было направлено Обществу 31.05.2004, т.е. после истечения срока для добровольной уплаты штрафа, указанного в самом требовании (до 29.05.2004), а это свидетельствует о несоблюдении Пенсионным фондом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
Согласно п. 2 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Действующим законодательством предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования Пенсионным фондом спора с ответчиком.
Следовательно, суд должен был проверить соблюдение в полном объеме заявителем своей обязанности по досудебному порядку урегулирования спора, однако надлежащим образом свою обязанность не выполнил.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, проверить соблюдение Пенсионным фондом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, включая своевременное направление ему требования с указанием срока для его добровольного исполнения и наличия у ответчика реальной возможности воспользоваться своим правом для добровольной оплаты требования.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 ноября 2004 г. по делу N А40-53155/04-149-29 отменить, а дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Судебная практика (Москва и Московская область) »
Читайте также