Постановление фас московского округа от 25.02.2004 n ка-а41/1087-04 в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 февраля
2004 г. Дело N КА-А41/1087-04
(извлечение)
Решением от 30.09.2003,
оставленным без изменения постановлением
от 19.12.2003, удовлетворено заявленное
требование предпринимателя без
образования юридического лица Л. к
Межрайонной инспекции МНС РФ N 5 по
Московской области о признании незаконным
решения налогового органа от 28.04.2003 N 06/144 в
части доначисления НДС за 2001 год в сумме 23056
руб. 65 коп., пени от указанной суммы и штрафа
в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 4611
руб. 33 коп. В остальной части иска
отказано.
Законность и обоснованность
решения и постановления суда проверяются в
порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной
жалобой налогового органа, в которой он
просит судебные акты в части
удовлетворенных требований отменить, в
удовлетворении заявленных требований
отказать, поскольку суд не применил п. 5 ст.
173 и п. 6 ст. 174 НК РФ.
Отзыв на
кассационную жалобу предприниматель не
представил, просит в удовлетворении
кассационной жалобы отказать, т.к. доводы
кассационной жалобы не опровергают выводов
суда первой и апелляционной инстанций.
Изучив материалы дела, доводы кассационной
жалобы, выслушав представителей сторон, суд
кассационной инстанции считает, что
оснований для отмены судебных актов не
имеется.
Суд первой и апелляционной
инстанции полно и всесторонне исследовал
юридически значимые обстоятельства, дал
оценку представленным сторонами
доказательствам, доводам сторон, правильно
применил нормы материального права и
сделал обоснованный вывод о том, что в 2001
году налогоплательщик, применявший
упрощенную систему налогообложения, не
являлся налогоплательщиком по НДС.
Как
следует из материалов дела и установлено
судом, предпринимательскую деятельность Л.
начал осуществлять с 13 апреля 1999 года. На
момент его регистрации с предпринимателей,
являющихся субъектами малого
предпринимательства, налог на добавленную
стоимость не взимался, следовательно, у
истца отсутствует обязанность по
исчислению и уплате налога на добавленную
стоимость в 2001 г., что является основанием
для признания обжалуемого решения
налогового органа в этой части
недействительным.
По результатам
рассмотрения материалов проверки,
руководителем МИМНС РФ N 5 по Московской
области вынесено решение от 28.04.2003 N 06/114 о
привлечении ПБОЮЛ Л. к ответственности за
совершение налогового правонарушения и
выставлено требование N 7 от 28.04.2003 об уплате
налога и пени на общую сумму 52501,58 руб. и
требование N 8 от 28.04.2003 об уплате налоговой
санкции в размере 7880,41 руб. (л. д. 7, 8, 9).
В
соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ N 88-ФЗ от
14.06.1995 "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации" в случае, если изменения
налогового законодательства создают менее
благоприятные условия для субъектов малого
предпринимательства по сравнению с ранее
действующими условиями, то в течение первых
четырех лет своей деятельности указанные
субъекты подлежат налогообложению в том же
порядке, который действовал на момент их
государственной регистрации.
Действие
данной нормы распространяется на
индивидуальных предпринимателей,
удовлетворяющих критериям, перечисленным в
ст. 3 этого же Закона. В абзаце 2 части 1
статьи 9 Закона РФ N 88-ФЗ от 14.06.1995
законодатель установил не льготный порядок
налогообложения субъектов малого
предпринимательства, а гарантию их
деятельности в течение первых четырех лет
работы.
Федеральным законом "О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации" предоставлена гарантия
стабильности условий хозяйствования
субъектам малого предпринимательства в
течение четырех лет их деятельности в
случае, если изменение налогового
законодательства создает менее
благоприятные условия для этой
деятельности по сравнению с ранее
действовавшими условиями.
Признание в
силу ст. 143 НК РФ, введенной в действие
Федеральным законом "О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах" от 5.08.2000 N 118-ФЗ, с 01.01.2001
индивидуальных предпринимателей
плательщиками налога на добавленную
стоимость, то есть до истечения четырех лет
после регистрации Л. в качестве ПБОЮЛ,
изменило условия налогообложения
индивидуальных предпринимателей, созданы
менее благоприятные для
предпринимательства условия по сравнению с
действовавшими на момент его регистрации,
что проявилось в установлении новых
обязанностей по ведению учета объектов
налогообложения, отчетности, исчислению и
уплате указанного налога, а также в
уменьшении суммы предполагаемого дохода
предпринимателя в связи с уплатой налога за
счет собственных средств.
В связи с
признанием предпринимателей без
образования юридического лица
плательщиками налога на добавленную
стоимость, у налогоплательщиков появилась
обязанность вести раздельный учет выручки,
полученной от реализации товаров,
облагаемых НДС по различным ставкам, вести
журналы выставленных и полученных
счет-фактур. За неисполнение обязанностей
по исчислению и уплате налога и
представлению налоговых деклараций по НДС,
установленных ст. ст. 163, 174 НК РФ,
предусмотрена ответственность ст. ст. 119, 122
Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 3
Определения Конституционного Суда
Российской Федерации от 07 февраля 2002 года N
37-О ухудшение условий для субъектов малого
предпринимательства может заключаться не
только в возложении дополнительного
налогового бремени, но и в необходимости
исполнять иные, ранее не предусмотренные
обязанности, за неисполнение которых
применяются меры налоговой
ответственности.
Кроме того, пунктом 5
ст. 173 НК РФ, в редакции, действовавшей до
01.01.2002, предусмотрено, что в случае
выделения сумм НДС в счет-фактуре,
выставленном покупателю, уплатить
указанную сумму должны налогоплательщики,
освобожденные от обязанностей
налогоплательщика по налогу на добавленную
стоимость в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что истец был
освобожден от обязанностей
налогоплательщика по налогу на добавленную
стоимость в соответствии со ст. 145 НК РФ на
основании его заявления, не принимается
судом кассационной инстанции, как
необоснованный.
В соответствии с
правовой позицией Конституционного Суда
Российской Федерации, сформулированной в п.
4.1 Постановления N 11-П от 19.06.2003, введение
статьей 143 НК РФ налога на добавленную
стоимость для индивидуальных
предпринимателей с 01.01.2001 не означает, что
одновременно на них перестает
распространяться действовавший на момент
их государственной регистрации порядок
налогообложения, которым им
предоставлялись льготные условия на первые
четыре года деятельности.
Норма абзаца 2
части 1 статьи 9 Федерального закона "О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации" направлена на регулирование
налоговых отношений и гарантирует
субъектам малого предпринимательства в
течение указанного периода стабильность
режима налогообложения в целом, включая
неизменность перечня взимаемых налогов и
сборов и элементов налогового
обязательства по каждому из них. Действие
этой гарантии - в силу вытекающего из
Конституции Российской Федерации принципа
стабильности условий хозяйствования -
распространяется и на введение
законодателем новых налогов и сборов.
Решение и постановление суда в части отказа
в удовлетворении искового требования не
обжалованы, поэтому суд кассационной
инстанции рассмотрел дело в пределах
доводов кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 АПК РФ,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.09.2003,
постановление от 19.12.2003 по делу N А41-К2-12315/03
Арбитражного суда Московской области
оставить без изменения, кассационную
жалобу МИМНС РФ N 5 по Московской области -
без удовлетворения.