Постановление фас московского округа от 25.02.2004 n ка-а41/1087-04 в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 февраля 2004 г. Дело N КА-А41/1087-04

(извлечение)
Решением от 30.09.2003, оставленным без изменения постановлением от 19.12.2003, удовлетворено заявленное требование предпринимателя без образования юридического лица Л. к Межрайонной инспекции МНС РФ N 5 по Московской области о признании незаконным решения налогового органа от 28.04.2003 N 06/144 в части доначисления НДС за 2001 год в сумме 23056 руб. 65 коп., пени от указанной суммы и штрафа в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 4611 руб. 33 коп. В остальной части иска отказано.
Законность и обоснованность решения и постановления суда проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит судебные акты в части удовлетворенных требований отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку суд не применил п. 5 ст. 173 и п. 6 ст. 174 НК РФ.
Отзыв на кассационную жалобу предприниматель не представил, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, т.к. доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда первой и апелляционной инстанций.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суд первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам, доводам сторон, правильно применил нормы материального права и сделал обоснованный вывод о том, что в 2001 году налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, не являлся налогоплательщиком по НДС.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предпринимательскую деятельность Л. начал осуществлять с 13 апреля 1999 года. На момент его регистрации с предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства, налог на добавленную стоимость не взимался, следовательно, у истца отсутствует обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в 2001 г., что является основанием для признания обжалуемого решения налогового органа в этой части недействительным.
По результатам рассмотрения материалов проверки, руководителем МИМНС РФ N 5 по Московской области вынесено решение от 28.04.2003 N 06/114 о привлечении ПБОЮЛ Л. к ответственности за совершение налогового правонарушения и выставлено требование N 7 от 28.04.2003 об уплате налога и пени на общую сумму 52501,58 руб. и требование N 8 от 28.04.2003 об уплате налоговой санкции в размере 7880,41 руб. (л. д. 7, 8, 9).
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ N 88-ФЗ от 14.06.1995 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Действие данной нормы распространяется на индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям, перечисленным в ст. 3 этого же Закона. В абзаце 2 части 1 статьи 9 Закона РФ N 88-ФЗ от 14.06.1995 законодатель установил не льготный порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства, а гарантию их деятельности в течение первых четырех лет работы.
Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предоставлена гарантия стабильности условий хозяйствования субъектам малого предпринимательства в течение четырех лет их деятельности в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для этой деятельности по сравнению с ранее действовавшими условиями.
Признание в силу ст. 143 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 5.08.2000 N 118-ФЗ, с 01.01.2001 индивидуальных предпринимателей плательщиками налога на добавленную стоимость, то есть до истечения четырех лет после регистрации Л. в качестве ПБОЮЛ, изменило условия налогообложения индивидуальных предпринимателей, созданы менее благоприятные для предпринимательства условия по сравнению с действовавшими на момент его регистрации, что проявилось в установлении новых обязанностей по ведению учета объектов налогообложения, отчетности, исчислению и уплате указанного налога, а также в уменьшении суммы предполагаемого дохода предпринимателя в связи с уплатой налога за счет собственных средств.
В связи с признанием предпринимателей без образования юридического лица плательщиками налога на добавленную стоимость, у налогоплательщиков появилась обязанность вести раздельный учет выручки, полученной от реализации товаров, облагаемых НДС по различным ставкам, вести журналы выставленных и полученных счет-фактур. За неисполнение обязанностей по исчислению и уплате налога и представлению налоговых деклараций по НДС, установленных ст. ст. 163, 174 НК РФ, предусмотрена ответственность ст. ст. 119, 122 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2002 года N 37-О ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Кроме того, пунктом 5 ст. 173 НК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2002, предусмотрено, что в случае выделения сумм НДС в счет-фактуре, выставленном покупателю, уплатить указанную сумму должны налогоплательщики, освобожденные от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что истец был освобожден от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145 НК РФ на основании его заявления, не принимается судом кассационной инстанции, как необоснованный.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в п. 4.1 Постановления N 11-П от 19.06.2003, введение статьей 143 НК РФ налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей с 01.01.2001 не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым им предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
Норма абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" направлена на регулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение указанного периода стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Действие этой гарантии - в силу вытекающего из Конституции Российской Федерации принципа стабильности условий хозяйствования - распространяется и на введение законодателем новых налогов и сборов.
Решение и постановление суда в части отказа в удовлетворении искового требования не обжалованы, поэтому суд кассационной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.09.2003, постановление от 19.12.2003 по делу N А41-К2-12315/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу МИМНС РФ N 5 по Московской области - без удовлетворения.

Судебная практика (Москва и Московская область) »
Читайте также