Статья. "Лекарственные средства списка А и списка Б: что же сегодня нам следует хранить" (Е.В.Неволина) ("Московские аптеки", 2010, n 10)
"Московские аптеки", 2010, N 10
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СПИСКА А И СПИСКА Б: ЧТО ЖЕ СЕГОДНЯ НАМ СЛЕДУЕТ ХРАНИТЬ Еще в 1922 г. Инструкцией Народного комиссариата здравоохранения "О праве открытия и производства торговли медикаментами" были установлены правила оборота сильнодействующих и ядовитых веществ (торговли такими веществами и их хранения). В инструкции, например, указывалось, что "ядовитые и сильнодействующие вещества должны храниться в особых отделениях под замком...". Кроме того, ряд положений этого документа раскрывал сложившиеся подходы к определению сильнодействующих и ядовитых веществ, установлению их перечней. Для определения того, какие конкретно вещества относятся к сильнодействующим и ядовитым, инструкция также отсылала к Российской фармакопее. В частности, в § 4 инструкции указывалось, что "для записи прихода и отпуска ядов по Списку "А" 6-го издания Российской фармакопеи в оптовых складах должна вестись особая шнурованная книга, заверенная в отделе здравоохранения". Проверяющий всегда прав?! Данное утверждение-вопрос относится к "приснопамятным" спискам А и Б, перечень которых утратил силу с 24 мая 2010 г. в соответствии с приказом Минздравсоцразвития N 380. А вот что касается условий их хранения, установленных приказом Минздрава РФ от 04.03.03 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", то они остались в силе. Более того, особо тщательно проверяются региональными Минздравами и Департаментами здравоохранения и классифицируются как "грубые нарушения лицензионных требований и условий" и влекут административное наказание в виде штрафа от 40 тыс. руб. или приостановление лицензии на срок до 90 дней. Их аргумент - понятие списков А и Б приведены в Государственной Фармакопее (ГФ), которая имеет законодательный характер. Правда, аргументируя свою правоту, специалисты, проводящие проверки, не упоминают, в каком выпуске этой самой ГФ они их нашли. Мы решили разобраться, что же сегодня нам следует хранить в соответствии с требованиями, предъявляемыми к спискам А и Б. Определение списков А и Б дано в Государственной Фармакопее X - издания 1968 г., в разделе "Введение": "К списку А отнесены лекарственные средства, назначение, применение, дозирование и хранение которых в связи с высокой токсичностью должны производиться с особой осторожностью. К этому же списку относятся лекарственные средства, вызывающие наркоманию. К списку Б отнесены лекарственные средства, назначение, применение, дозирование и хранение которых должны производиться с предосторожностью в связи с возможными осложнениями при их применении без медицинского контроля. Хранение и отпуск в аптеках и во всех других учреждениях лекарственных средств по спискам А и Б производится с соблюдением правил, приведенных в специальной инструкции, утвержденной Министерством здравоохранения СССР". Здесь дан и перечень лекарственных веществ, включенных в список А, который насчитывает 121 наименование, и список Б - 340 наименований, кстати, в ГФ VIII издания (1948 г.) список А состоял из 36 лекарственных веществ, а список Б - из 192. В список А в т.ч. включены и наркотические средства, так как они рассматривались не как самостоятельная группа, а как вид ядовитых веществ. Более глубокий ретроспективный взгляд в историю показал, что исторически все медикаменты "сильного" действия были выделены в группу Б (список Б), а "высокотоксичные" в группу (список) А. Лекарства группы А хранятся отдельно от прочих лекарственных средств в постоянно закрытых сейфах или шкафах, на внутренней стороне дверки которых должна иметься надпись "А. Venena" с указанием списка хранящихся веществ, их разовых и суточных доз. После работы сейфы или шкафы опечатывают. Лекарства группы Б хранятся отдельно в специальных шкафах, которые в конце рабочего дня закрывают. На внутренней стороне дверки должна иметься надпись "Б. Heroica". То, что все ядовитые и наркотические средства в советский период отождествлялись с понятием "препараты Списка А", а понятие "сильнодействующие лекарственные средства" - с понятием "препараты Списка Б" подтверждают и действовавшие ранее нормативные документы, например, пункт 3.3. "Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения", утвержденной Приказом Минздрава СССР от 15.05.81 N 520 (кстати, в Приказе Минздрава от 13.11.96 N 377, который заменил приказ N 520, понятия "список "А" и "Б" исчезли, а остались лишь "наркотические, психотропные и сильнодействующие средства"), пункты 2 и 4 "Правил хранения, учета и отпуска ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств в хозрасчетных аптеках", утвержденных Приказом Минздрава СССР от 03.07.68 N 523, также дают основание трактовать список "А" - как ядовитые и наркотические средства, а список "Б" как сильнодействующие. Проведенное исследование документов показало, что до 1991 г. списки А и Б, приведенные в ГФ, были единственными профессиональными списками, определяющими группы сильнодействующих, ядовитых лекарственных средств наряду со списками наркотических, издаваемых ПККН в отношении наркотиков. Они были обязательным правовым документом, определявшим деятельность врачей, аптечных работников и других специалистов медицинского профиля по прописыванию, организации получения, хранения, учета и отпуска этих лекарственных средств, носили обязательный характер, являлись юридическим документом, определявшим деятельность аптечных учреждений относительно этих лекарственных средств. Однако Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением от 27.04.93 N 2 указал, что для определения, какие средства отнесены к наркотическим, сильнодействующим, ядовитым, необходимо пользоваться списками, издаваемыми Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН). Само собой разумеется, что такое решение вопроса принципиально изменило правовой статус списков А и Б, приведенных в ГФ X (1968 г.). Изданные ПККН Списки охватывали многие лекарственные средства, которые ранее числились параллельно в обоих списках А и Б. В связи с вышеизложенным возникла необходимость с принципиальных позиций пересмотреть списки лекарственных средств А и Б, разработать критерии их формирования, так как в значительной степени менялась номенклатура лекарственных средств и к тому же фактически отсутствовали четкие критерии отнесения лекарственных средств к спискам А и Б. Перед Минздравом встала задача, исходя из всех правовых норм в области наркотических, ядовитых, сильнодействующих веществ и правовых актов, регулирующих ввоз и вывоз указанных средств и порядок выписывания рецептов на наркотические, сильнодействующие, ядовитые вещества, впервые разработать четкие критерии формирования и отнесения лекарственных средств к спискам А и Б, а также найти надлежащее место для списков А и Б во всей системе правового регулирования и определить правовые границы и границы компетенции. С чем нормотворцы успешно справились, и 31.12.99 был издан приказ N 472 "О перечне списков А и Б". В преамбуле к перечню отмечено, что "лекарственные средства списка "А" и "Б" не имеют альтернативного названия "сильнодействующих средств и ядовитых веществ", не входят в список СДВ и ядовитых веществ ПККН, отсутствуют в Перечне наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров. В перечне в список "А" включено более сотни лекарственных средств по МНН, список "Б" далеко ушел за 1000 МНН. Существовавший с 1999 г. перечень с 24 мая 2010 г. прекратил свое существование. Итак, учитывая вышесказанное, резюмируем, что все лекарственные средства можно разделить на следующие группы контроля: - наркотические средства и психотропные вещества, перечень утвержден ПП РФ от 30.06.98 N 681; - сильнодействующие средства и ядовитые вещества, перечень утвержден ПП РФ от N 964; - лекарственные средства списков А и Б, перечень был утвержден приказом Минздрава РФ от 31.12.99 N 472, отменен приказом МЗСР от 24.05.10 N 380; - лекарственные средства безрецептурного отпуска, перечень утвержден приказом МЗСР РФ от N 578. Теперь об отраслевом стандарте "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" и Государственной Фармакопее. Итак, в Отраслевом стандарте в п. 5.6, определяющем условия хранения лекарственных средств списков А и Б, читаем: "перечень лекарственных препаратов (лекарственных средств), отнесенных к спискам "А" и "Б", определяется в соответствии с действующими нормативными документами". Ключевое слово "действующими". Последний Список лекарственных веществ, отнесенных к спискам А и Б приведен в ГФ X (1968). Приказ Минздрава РФ от 01.11.01 N 388 установил, что фармакопея издается 1 раз в 5 лет и действие фармакопейной статьи не может превышать 5 лет. Можно ли в этом случае считать ГФ X - действующим нормативным документом? Кроме этого, в ныне действующем Федеральном законе N 86-ФЗ определено, что ГФ - это "сборник государственных стандартов лекарственного средства, содержащий перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства". В отношении того, что данный сборник, носящий законодательный характер, устанавливает принадлежность лекарственных веществ к спискам А и Б в основном законе не сказано ничего! Более того, в ГФ XII (2007 г.) понятия списков А и Б мы не нашли вовсе, впрочем, как и в ГФ XI (1987 г.). Можно предположить, что "проверяющие" устанавливают принадлежность ЛС к списку Б на основании инструкции по применению, однако формально они не являются нормативными актами, обязательными для выполнения организациями оптовой и розничной торговли лекарственными средствами. Кстати, легче в этом смысле оптовикам, для которых в их отраслевом стандарте "требования к хранению медикаментов списков А и Б определяются в установленном порядке". Поскольку никем и никогда такой порядок не устанавливался, то и требований нет. Одно радует, что вовремя отменили Декрет ВЦИК от 1919 г. "О ВЧК", который предоставлял право "непосредственной расправы (вплоть до расстрела..., в том числе за незаконные действия с ядовитыми (список А) и сильнодействующими (список Б) веществами...". А то бы... Жаль, что повышение квалификации, хотя бы раз в 5 лет, не предусмотрено для "проверяющих", служащих в региональных органах управления здравоохранением. А то, может быть, хватило бы ума разобраться в нормативно-правовой базе и наконец, навести в ней порядок. Исполнительный директор Некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли "Аптечная гильдия", к.ф.н. Е.В.НЕВОЛИНА Подписано в печать 25.10.2010 Статья. 'Право на защиту' (Е.Мартынюк) ('Московские аптеки', 2010, n 10) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|