Статья. "Лекарственные средства списка А и списка Б: что же сегодня нам следует хранить" (Е.В.Неволина) ("Московские аптеки", 2010, n 10)

"Московские аптеки", 2010, N 10
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СПИСКА А И СПИСКА Б:
ЧТО ЖЕ СЕГОДНЯ НАМ СЛЕДУЕТ ХРАНИТЬ
Еще в 1922 г. Инструкцией Народного комиссариата здравоохранения "О праве открытия и производства торговли медикаментами" были установлены правила оборота сильнодействующих и ядовитых веществ (торговли такими веществами и их хранения). В инструкции, например, указывалось, что "ядовитые и сильнодействующие вещества должны храниться в особых отделениях под замком...". Кроме того, ряд положений этого документа раскрывал сложившиеся подходы к определению сильнодействующих и ядовитых веществ, установлению их перечней.
Для определения того, какие конкретно вещества относятся к сильнодействующим и ядовитым, инструкция также отсылала к Российской фармакопее. В частности, в § 4 инструкции указывалось, что "для записи прихода и отпуска ядов по Списку "А" 6-го издания Российской фармакопеи в оптовых складах должна вестись особая шнурованная книга, заверенная в отделе здравоохранения".
Проверяющий всегда прав?! Данное утверждение-вопрос относится к "приснопамятным" спискам А и Б, перечень которых утратил силу с 24 мая 2010 г. в соответствии с приказом Минздравсоцразвития N 380. А вот что касается условий их хранения, установленных приказом Минздрава РФ от 04.03.03 N 80 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", то они остались в силе. Более того, особо тщательно проверяются региональными Минздравами и Департаментами здравоохранения и классифицируются как "грубые нарушения лицензионных требований и условий" и влекут административное наказание в виде штрафа от 40 тыс. руб. или приостановление лицензии на срок до 90 дней. Их аргумент - понятие списков А и Б приведены в Государственной Фармакопее (ГФ), которая имеет законодательный характер. Правда, аргументируя свою правоту, специалисты, проводящие проверки, не упоминают, в каком выпуске этой самой ГФ они их нашли. Мы решили разобраться, что же сегодня нам следует хранить в соответствии с требованиями, предъявляемыми к спискам А и Б. Определение списков А и Б дано в Государственной Фармакопее X - издания 1968 г., в разделе "Введение":
"К списку А отнесены лекарственные средства, назначение, применение, дозирование и хранение которых в связи с высокой токсичностью должны производиться с особой осторожностью. К этому же списку относятся лекарственные средства, вызывающие наркоманию.
К списку Б отнесены лекарственные средства, назначение, применение, дозирование и хранение которых должны производиться с предосторожностью в связи с возможными осложнениями при их применении без медицинского контроля.
Хранение и отпуск в аптеках и во всех других учреждениях лекарственных средств по спискам А и Б производится с соблюдением правил, приведенных в специальной инструкции, утвержденной Министерством здравоохранения СССР". Здесь дан и перечень лекарственных веществ, включенных в список А, который насчитывает 121 наименование, и список Б - 340 наименований, кстати, в ГФ VIII издания (1948 г.) список А состоял из 36 лекарственных веществ, а список Б - из 192. В список А в т.ч. включены и наркотические средства, так как они рассматривались не как самостоятельная группа, а как вид ядовитых веществ.
Более глубокий ретроспективный взгляд в историю показал, что исторически все медикаменты "сильного" действия были выделены в группу Б (список Б), а "высокотоксичные" в группу (список) А.
Лекарства группы А хранятся отдельно от прочих лекарственных средств в постоянно закрытых сейфах или шкафах, на внутренней стороне дверки которых должна иметься надпись "А. Venena" с указанием списка хранящихся веществ, их разовых и суточных доз. После работы сейфы или шкафы опечатывают. Лекарства группы Б хранятся отдельно в специальных шкафах, которые в конце рабочего дня закрывают. На внутренней стороне дверки должна иметься надпись "Б. Heroica".
То, что все ядовитые и наркотические средства в советский период отождествлялись с понятием "препараты Списка А", а понятие "сильнодействующие лекарственные средства" - с понятием "препараты Списка Б" подтверждают и действовавшие ранее нормативные документы, например, пункт 3.3. "Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения", утвержденной Приказом Минздрава СССР от 15.05.81 N 520 (кстати, в Приказе Минздрава от 13.11.96 N 377, который заменил приказ N 520, понятия "список "А" и "Б" исчезли, а остались лишь "наркотические, психотропные и сильнодействующие средства"), пункты 2 и 4 "Правил хранения, учета и отпуска ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств в хозрасчетных аптеках", утвержденных Приказом Минздрава СССР от 03.07.68 N 523, также дают основание трактовать список "А" - как ядовитые и наркотические средства, а список "Б" как сильнодействующие.
Проведенное исследование документов показало, что до 1991 г. списки А и Б, приведенные в ГФ, были единственными профессиональными списками, определяющими группы сильнодействующих, ядовитых лекарственных средств наряду со списками наркотических, издаваемых ПККН в отношении наркотиков. Они были обязательным правовым документом, определявшим деятельность врачей, аптечных работников и других специалистов медицинского профиля по прописыванию, организации получения, хранения, учета и отпуска этих лекарственных средств, носили обязательный характер, являлись юридическим документом, определявшим деятельность аптечных учреждений относительно этих лекарственных средств.
Однако Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением от 27.04.93 N 2 указал, что для определения, какие средства отнесены к наркотическим, сильнодействующим, ядовитым, необходимо пользоваться списками, издаваемыми Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН). Само собой разумеется, что такое решение вопроса принципиально изменило правовой статус списков А и Б, приведенных в ГФ X (1968 г.). Изданные ПККН Списки охватывали многие лекарственные средства, которые ранее числились параллельно в обоих списках А и Б.
В связи с вышеизложенным возникла необходимость с принципиальных позиций пересмотреть списки лекарственных средств А и Б, разработать критерии их формирования, так как в значительной степени менялась номенклатура лекарственных средств и к тому же фактически отсутствовали четкие критерии отнесения лекарственных средств к спискам А и Б. Перед Минздравом встала задача, исходя из всех правовых норм в области наркотических, ядовитых, сильнодействующих веществ и правовых актов, регулирующих ввоз и вывоз указанных средств и порядок выписывания рецептов на наркотические, сильнодействующие, ядовитые вещества, впервые разработать четкие критерии формирования и отнесения лекарственных средств к спискам А и Б, а также найти надлежащее место для списков А и Б во всей системе правового регулирования и определить правовые границы и границы компетенции. С чем нормотворцы успешно справились, и 31.12.99 был издан приказ N 472 "О перечне списков А и Б". В преамбуле к перечню отмечено, что "лекарственные средства списка "А" и "Б" не имеют альтернативного названия "сильнодействующих средств и ядовитых веществ", не входят в список СДВ и ядовитых веществ ПККН, отсутствуют в Перечне наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров. В перечне в список "А" включено более сотни лекарственных средств по МНН, список "Б" далеко ушел за 1000 МНН. Существовавший с 1999 г. перечень с 24 мая 2010 г. прекратил свое существование.
Итак, учитывая вышесказанное, резюмируем, что все лекарственные средства можно разделить на следующие группы контроля:
- наркотические средства и психотропные вещества, перечень утвержден ПП РФ от 30.06.98 N 681;
- сильнодействующие средства и ядовитые вещества, перечень утвержден ПП РФ от N 964;
- лекарственные средства списков А и Б, перечень был утвержден приказом Минздрава РФ от 31.12.99 N 472, отменен приказом МЗСР от 24.05.10 N 380;
- лекарственные средства безрецептурного отпуска, перечень утвержден приказом МЗСР РФ от N 578.
Теперь об отраслевом стандарте "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" и Государственной Фармакопее. Итак, в Отраслевом стандарте в п. 5.6, определяющем условия хранения лекарственных средств списков А и Б, читаем: "перечень лекарственных препаратов (лекарственных средств), отнесенных к спискам "А" и "Б", определяется в соответствии с действующими нормативными документами". Ключевое слово "действующими".
Последний Список лекарственных веществ, отнесенных к спискам А и Б приведен в ГФ X (1968). Приказ Минздрава РФ от 01.11.01 N 388 установил, что фармакопея издается 1 раз в 5 лет и действие фармакопейной статьи не может превышать 5 лет. Можно ли в этом случае считать ГФ X - действующим нормативным документом? Кроме этого, в ныне действующем Федеральном законе N 86-ФЗ определено, что ГФ - это "сборник государственных стандартов лекарственного средства, содержащий перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства". В отношении того, что данный сборник, носящий законодательный характер, устанавливает принадлежность лекарственных веществ к спискам А и Б в основном законе не сказано ничего! Более того, в ГФ XII (2007 г.) понятия списков А и Б мы не нашли вовсе, впрочем, как и в ГФ XI (1987 г.).
Можно предположить, что "проверяющие" устанавливают принадлежность ЛС к списку Б на основании инструкции по применению, однако формально они не являются нормативными актами, обязательными для выполнения организациями оптовой и розничной торговли лекарственными средствами. Кстати, легче в этом смысле оптовикам, для которых в их отраслевом стандарте "требования к хранению медикаментов списков А и Б определяются в установленном порядке". Поскольку никем и никогда такой порядок не устанавливался, то и требований нет.
Одно радует, что вовремя отменили Декрет ВЦИК от 1919 г. "О ВЧК", который предоставлял право "непосредственной расправы (вплоть до расстрела..., в том числе за незаконные действия с ядовитыми (список А) и сильнодействующими (список Б) веществами...". А то бы...
Жаль, что повышение квалификации, хотя бы раз в 5 лет, не предусмотрено для "проверяющих", служащих в региональных органах управления здравоохранением. А то, может быть, хватило бы ума разобраться в нормативно-правовой базе и наконец, навести в ней порядок.
Исполнительный директор
Некоммерческого партнерства
содействия развитию аптечной отрасли
"Аптечная гильдия", к.ф.н.
Е.В.НЕВОЛИНА
Подписано в печать
25.10.2010

Статья. 'Право на защиту' (Е.Мартынюк) ('Московские аптеки', 2010, n 10)  »
Читайте также