Статья. "правовой анализ статьи 41 конституции российской федерации"(ю.ю.скобелев)("медицинское право" n 3, 2003)
"Медицинское право" N 3, 2003
ПРАВОВОЙ
АНАЛИЗ СТАТЬИ 41
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Как известно, часть 1 статьи 41
Конституции РФ содержит следующие нормы:
"Каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений".
Рассматриваемая статья входит во вторую
главу Конституции РФ "Права и свободы
человека и гражданина", которая
конкретизирует и подробно раскрывает
положения основ конституционного строя,
изложенные во 2-й и 7-й статьях Конституции
РФ:
"Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина - обязанность государства" (ст.
2);
"Российская Федерация - социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека. В Российской Федерации
охраняется труд и здоровье людей" (ст. 7).
Ключевой особенностью указанных прав
является то, что они основаны на
общепризнанных правах и свободах,
провозглашенных в актах международного
права: Всеобщей декларации прав человека
(1948), Конвенции о защите прав человека и
основных свобод (1950), Международном пакте об
экономических, социальных и культурных
правах (1966). Необходимо указать, что статья 41
Конституции РФ также развивает и
продолжает нормы международного права, в
частности ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав
человека:
"Каждый человек как член
общества имеет право на социальное
обеспечение и на осуществление необходимых
для поддержания его достоинства и для
свободного развития его личности прав в
экономической, социальной и культурной
областях через посредство национальных
усилий и международного сотрудничества и в
соответствии со структурой и ресурсами
каждого государства" (ст. 22);
"Каждый
человек имеет право на такой жизненный
уровень, включая пищу, одежду, жилище,
медицинский уход и необходимое социальное
обслуживание, который необходим для
поддержания здоровья и благосостояния его
самого и его семьи, и право на обеспечение
на случай безработицы, болезни,
инвалидности, вдовства, наступления
старости или иного случая утраты средств к
существованию по не зависящим от него
обстоятельствам" (ст. 25).
Использование
международных актов в построении
российского здравоохранения является
конституционным принципом, заложенным в
основы конституционного строя:
"Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если
международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора" (ч. 4 ст. 15
Конституции РФ).
Исходя из того что,
Конституция имеет прямое действие, права и
свободы человека, указанные в ней,
характеризуются, как непосредственно
действующие, определяющие смысл,
содержание и применение принятых законов и
иных правовых актов:
"Конституция
Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории Российской
Федерации" (ч. 1 ст. 15);
"Права и свободы
человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они
определяют смысл, содержание и применение
законов" (ст. 18).
Статья 41 вызывает
интерес у населения прежде всего из-за
проблемы, которая возникла с приходом в
наше общество новых экономических
отношений, платного и бесплатного оказания
медицинской помощи. Проведя правовой
анализ указанной статьи Конституции,
попытаемся ответить на эти социально
значимые и очень волнующие вопросы. Для
этого детально разберем предложенную норму
и сформулируем адекватный вывод.
Термин
"каждый" говорит о единстве гражданина и
человека, указывает, что данными правами и
свободами наделены и граждане других
государств, и лица без гражданства.
Необходимо акцентировать внимание на том,
что нормы, входящие во вторую главу
Конституции Российской Федерации, являются
обязательствами и социальным планом
исполнительной и законодательной власти.
Именно успехи в социальной политике
являются показателем плодотворной и
многогранной деятельности государства. По
ним можно судить о том, в какой мере
государство исполняет свою
конституционную обязанность соблюдать и
защищать права и свободы человека и
гражданина, создавать надлежащие
материальные, политические, правовые и иные
условия для осуществления этих прав и
свобод, их воплощения в реальной жизни.
Право на охрану здоровья и медицинскую
помощь - одна из первостепенных социальных
мер в демократическом мировом
сообществе.
Продолжая анализировать ст.
41, отметим, что авторы действующей
Конституции конкретизировали форму
оказания медицинской помощи. Беря на себя
дополнительные обязанности в этой области,
государство в учреждениях здравоохранения,
которые принадлежат ему самому, для своих
граждан законодательно закрепляет
бесплатную медицинскую помощь. Еще раз
подчеркнем, что эта норма применяется
только к гражданам Российской Федерации.
Именно гражданам России медицинская помощь
в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается
за счет средств соответствующих бюджетов,
страховых взносов, других поступлений.
Законодатель безошибочно, оправданно
вводит эту норму. Открывая путь новым
экономическим взаимоотношениям,
законодатель отчетливо указывает, что
рыночные отношения в социальной сфере, тем
более в такой гуманной области, как
здравоохранение, должны быть ограничены.
Медицинская помощь - это технологически
сложная деятельность. Она состоит из
определенных стадий: профилактики,
установления диагноза, лечения,
реабилитации. И каждая стадия требует
немалых материальных затрат. Но
законодатель подчеркивает, что бремя
затрат в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения берет на себя
государство. Граждане же непосредственно
за оказание медицинской помощи в
государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения из своего
кармана не платят: "Медицинская помощь...
оказывается гражданам бесплатно за счет
средств соответствующего бюджета...".
"Соответствующий бюджет" означает, что в
государственных учреждениях
здравоохранения финансирование является
обязанностью федеральных органов, в
муниципальных учреждениях здравоохранения
- региональных (муниципальных) органов.
В то же время авторы Конституции, понимая,
что затраты в здравоохранении колоссальны
и бюджеты могут не справиться,
предоставляют возможность использования
других законных источников
финансирования.
Исходя из сказанного,
приходим к следующим выводам:
1. Ст. 41
Конституции РФ освободила граждан
Российской Федерации от непосредственной
платы за оказание медицинской помощи в
государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения.
2. Ст. 41
предоставила право всем людям, находящимся
на территории Российской Федерации, на
охрану здоровья и медицинскую помощь.
3.
Ст. 41 обязывает государство оказывать своим
гражданам медицинскую помощь в
государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения бесплатно.
4. Ст. 41 устанавливает, что бремя
финансирования, оказания медицинской
помощи гражданам возлагается на
соответствующие бюджеты и страховые
взносы.
От редакции журнала:
В связи с
происходящими в стране изменениями ни у
кого не вызывает сомнений равноправное
существование в здравоохранении
учреждений государственной, муниципальной
и частной форм собственности, а также
весьма широкое распространение платных
медицинских услуг. В этой связи
представляет интерес особое неординарное
мнение Ю.Ю.Скобелева, изложенное в
публикуемом сообщении и следующее из
анализа положений ст. 41 Конституции РФ и
ряда актов международного права. Надеемся,
что публикация положит начало дискуссии о
юридических аспектах проблемы, которые
ранее при обсуждении ст. 41 Конституции
затрагивались редко.
Заведующий отдела
НИИ нейрохирургии
им. Н.Н.Бурденко РАМН,
юрист
Ю.Ю.СКОБЕЛЕВ