Статья. "правовой анализ статьи 41 конституции российской федерации"(ю.ю.скобелев)("медицинское право" n 3, 2003)


"Медицинское право" N 3, 2003
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ 41
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Как известно, часть 1 статьи 41 Конституции РФ содержит следующие нормы: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений".
Рассматриваемая статья входит во вторую главу Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина", которая конкретизирует и подробно раскрывает положения основ конституционного строя, изложенные во 2-й и 7-й статьях Конституции РФ:
"Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2);
"Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей" (ст. 7).
Ключевой особенностью указанных прав является то, что они основаны на общепризнанных правах и свободах, провозглашенных в актах международного права: Всеобщей декларации прав человека (1948), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966). Необходимо указать, что статья 41 Конституции РФ также развивает и продолжает нормы международного права, в частности ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека:
"Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства" (ст. 22);
"Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам" (ст. 25).
Использование международных актов в построении российского здравоохранения является конституционным принципом, заложенным в основы конституционного строя:
"Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Исходя из того что, Конституция имеет прямое действие, права и свободы человека, указанные в ней, характеризуются, как непосредственно действующие, определяющие смысл, содержание и применение принятых законов и иных правовых актов:
"Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15);
"Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов" (ст. 18).
Статья 41 вызывает интерес у населения прежде всего из-за проблемы, которая возникла с приходом в наше общество новых экономических отношений, платного и бесплатного оказания медицинской помощи. Проведя правовой анализ указанной статьи Конституции, попытаемся ответить на эти социально значимые и очень волнующие вопросы. Для этого детально разберем предложенную норму и сформулируем адекватный вывод.
Термин "каждый" говорит о единстве гражданина и человека, указывает, что данными правами и свободами наделены и граждане других государств, и лица без гражданства.
Необходимо акцентировать внимание на том, что нормы, входящие во вторую главу Конституции Российской Федерации, являются обязательствами и социальным планом исполнительной и законодательной власти. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - одна из первостепенных социальных мер в демократическом мировом сообществе.
Продолжая анализировать ст. 41, отметим, что авторы действующей Конституции конкретизировали форму оказания медицинской помощи. Беря на себя дополнительные обязанности в этой области, государство в учреждениях здравоохранения, которые принадлежат ему самому, для своих граждан законодательно закрепляет бесплатную медицинскую помощь. Еще раз подчеркнем, что эта норма применяется только к гражданам Российской Федерации. Именно гражданам России медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается за счет средств соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений. Законодатель безошибочно, оправданно вводит эту норму. Открывая путь новым экономическим взаимоотношениям, законодатель отчетливо указывает, что рыночные отношения в социальной сфере, тем более в такой гуманной области, как здравоохранение, должны быть ограничены.
Медицинская помощь - это технологически сложная деятельность. Она состоит из определенных стадий: профилактики, установления диагноза, лечения, реабилитации. И каждая стадия требует немалых материальных затрат. Но законодатель подчеркивает, что бремя затрат в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения берет на себя государство. Граждане же непосредственно за оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения из своего кармана не платят: "Медицинская помощь... оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета...".
"Соответствующий бюджет" означает, что в государственных учреждениях здравоохранения финансирование является обязанностью федеральных органов, в муниципальных учреждениях здравоохранения - региональных (муниципальных) органов.
В то же время авторы Конституции, понимая, что затраты в здравоохранении колоссальны и бюджеты могут не справиться, предоставляют возможность использования других законных источников финансирования.
Исходя из сказанного, приходим к следующим выводам:
1. Ст. 41 Конституции РФ освободила граждан Российской Федерации от непосредственной платы за оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
2. Ст. 41 предоставила право всем людям, находящимся на территории Российской Федерации, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
3. Ст. 41 обязывает государство оказывать своим гражданам медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно.
4. Ст. 41 устанавливает, что бремя финансирования, оказания медицинской помощи гражданам возлагается на соответствующие бюджеты и страховые взносы.
От редакции журнала:
В связи с происходящими в стране изменениями ни у кого не вызывает сомнений равноправное существование в здравоохранении учреждений государственной, муниципальной и частной форм собственности, а также весьма широкое распространение платных медицинских услуг. В этой связи представляет интерес особое неординарное мнение Ю.Ю.Скобелева, изложенное в публикуемом сообщении и следующее из анализа положений ст. 41 Конституции РФ и ряда актов международного права. Надеемся, что публикация положит начало дискуссии о юридических аспектах проблемы, которые ранее при обсуждении ст. 41 Конституции затрагивались редко.
Заведующий отдела НИИ нейрохирургии
им. Н.Н.Бурденко РАМН, юрист
Ю.Ю.СКОБЕЛЕВ

Статья. "соотношение юридической, административной и этической регуляции деятельности медицинских работников"(н.н.седова)("медицинское право" n 3, 2003)  »
Медицинское законодательство »
Читайте также