Статья. "зебра" на аптечной упаковке"(д.пронин)("фармацевтические ведомости" n 9, 2004)


"Фармацевтические ведомости" N 9, 2004
"ЗЕБРА" НА АПТЕЧНОЙ УПАКОВКЕ
В российских аптеках медленно идет процесс автоматизации. Среди новых технологий важное место отводится системе штрихового кодирования. Довольно дорогое оборудование обеспечивает оперативный прием и реализацию товара. Но не каждое аптечное предприятие пока может позволить себе такую аппаратуру. На вопросы об удобстве эксплуатации, пользе и перспективах введения системы мы получили ответы в пресс-службе ЗАО "Эркафарм".
- Как долго вы используете систему штриховых кодов на товарных упаковках?
Мы начали использовать систему штрихового кодирования в 2000 г., еще до появления торговой марки "Доктор Столетов". В то время аптеки открывались под вывеской "Эркафарм".
- Оправдывает ли себя дорогостоящее штрих-кодировочное оборудование в работе аптечной организации? Увеличивается ли доход предприятия, использующего штриховую систему?
- В случае с нашей аптечной сетью использование подобного оборудования полностью оправдано. Масштабы и оборот сети позволяют полностью окупить оборудование за короткий срок. Безусловно, использование такого оборудования благоприятно сказывается на доходе.
Во-первых, увеличивается пропускная способность кассы - ведь сам процесс считывания штрих-кода занимает считанные секунды. Следовательно, людям не приходится стоять в очереди, и они идут в ту аптеку, где их смогут быстро обслужить.
Вторым несомненным преимуществом является то, что в маркировке товара мы используем свои уникальные штрих-коды - так называемые серийные штрихи, то есть каждая партия товара имеет свой индивидуальный код. Это позволяет отслеживать движение товара на любой стадии, а в случае возникновения каких-либо сложностей по этому коду всегда можно понять из какой партии этот товар, когда шла отгрузка и в какую аптеку.
После сканирования товара покупатель получает чек, где содержится полная информация о покупке - полное наименование товара, его цена, время покупки. Наличие такого чека помогает избежать многих недоразумений в дальнейшем.
- Трудно ли обучить персонал пользоваться системой штрихового кодирования? Нужны ли для этого специальные технические навыки?
- Никаких особых навыков для этого не требуется - достаточно владеть компьютером на уровне пользователя. В любом случае сотрудник, поступающий на работу в нашу сеть, проходит ряд тренингов в учебном центре, в том числе и тренинги по работе со штриховым оборудованием.
- Сколько требуется времени для того, чтобы подготовить товар к продаже с учетом наклеивания штрих-кодов?
- В первую очередь это зависит от категории аптеки. Если это мегамаркет, то есть аптека, где представлен полный ассортимент всех лекарственных средств и парафармации, то процесс предпродажной подготовки занимает несколько больше времени, чем подготовка товара, скажем, для обычного маркета.
В любом случае процесс подготовки занимает не более 3 часов с момента поступления товара на склад.
- Что происходит с товаром, не имеющим на упаковке штрих-кода? Можно ли осуществлять реализацию подобной продукции?
- Поставка в аптеку товара без штрих-кодов - явление крайне редкое. Наблюдение за предпродажной подготовкой товара на складе осуществляют несколько человек. Непосредственно перед отправкой товара в аптеку проводится его контрольная проверка.
Если же случается так, что какой-либо товар оказался непроштрихованным, то директор аптеки оформляет возврат товара на склад. На прилавки товар не выкладывается, а со следующей поставкой товара приходят недостающие штрихи. Поскольку все штрихи хранятся в базе, а сам код содержит информацию о партии, в которую входит товар, распечатать необходимые штрихи не составляет труда.
- Какие существуют минусы в использовании системы штрихового кодирования?
- Единственный минус - это, конечно, стоимость оборудования. Но, повторюсь, для крупных сетей с большим товарооборотом затраты окупаются в самый короткий срок. Однако для одиночных аптек или небольших сетей использование такого оборудования рентабельным не будет.
- Знакомы ли вы с правилами чтения штриховых кодов? Можно ли по штриховому коду сделать вывод о качестве продукции, ее цене и т.д.?
- Естественно, руководство склада знает информацию, которая закладывается в штрих-код, поскольку для каждой партии товара код уникален. Однако такая информация, как качество продукции или цена является излишней - мы работаем напрямую с производителями товара или его официальными дистрибьюторами, поэтому сомневаться в качестве не приходится.
Ценовая политика индивидуальна для каждой компании и является единой для всех аптек, принадлежащих к данной сети. Цена не заложена в штрих-коде, она просто напечатана под ним.
- Обращаете ли вы внимание на кодировку при приеме товара?
- Нет.
- Насколько перспективным будет введение общей всероссийской системы штрихового кодирования? Какие вопросы будут решены с ее введением?
- Введение единой системы штрихового кодирования позволит в значительной мере сократить время на прием и оприходование товара.
- Какие еще новые технологии используются в ваших аптеках?
- Полностью автоматизированные аптеки, электронный документооборот, автозаказ товара.
- Какие новые технологии, по вашему мнению, помогают увеличить аптечные продажи? Насколько эффективными являются грамотный мерчандайзинг, залы самообслуживания, дисконтная программа?
- Каждая аптечная сеть разрабатывает свой план увеличения продаж. В него, как правило, входит целый комплекс мероприятий, стимулирующих покупки. Естественно, что без умело спланированного мерчандайзинга аптека будет функционировать в полсилы.
Дисконтная программа, а также ряд других проектов, действующих в аптечной сети "Доктор Столетов", направлены на повышение интереса к марке. У нас есть и проекты для молодых мам - "Здоровое поколение", и для людей, соблюдающих диету или нуждающихся в особом питании, - "Аптека+Диета". Также в сети аптек "Доктор Столетов" действует рецептурно-производственный отдел.
Особое внимание уделяется пенсионерам - для них в аптеках действует скидка - 5%.
В ближайшее время мы планируем запуск такого проекта, как "Госпитальная аптека", где будет представлен расширенный ассортимент товаров для тяжелобольных людей.
Но, стоит повториться еще раз, все разработанные программы привлечения покупателей наиболее эффективно действуют в комплексе.
- Какие технологии вы предпочитаете, а какие, на ваш взгляд, не оправдывают себя?
- По возможности мы стараемся отходить от закрытой формы торговли. Возможность взять товар в руки, прочитать инструкцию и рассмотреть во всех подробностях - все это очень важно для покупателей, помогает быстрее определиться с выбором необходимого.
- Какие прогнозы развития новых технологий в аптеках вы бы дали на ближайшие 5 лет? В чем будет ощущаться необходимость, что перестанет использоваться в аптечных предприятиях?
- Конечно же, наиболее перспективным вектором развития является дальнейшая автоматизация аптек. Уже сейчас стоит необходимость в еще более быстром контроле за движением, отгрузкой и получением товара. Тем не менее сейчас многое делается вручную. Человеческий фактор - одна из основных причин возникающих ошибок.
Следствием автоматизации аптек и документооборота станет необходимость в квалифицированных программистах и людях, владеющих компьютером на высоком уровне.
Д.ПРОНИН

Медицинское законодательство »
Читайте также