Государственный доклад минздрава рф, рамн"о состоянии здоровья населения российской федерации в 2004 году"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
МЕДИЦИНСКИХ НАУК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2004
ГОДУ
Настоящий доклад подготовлен на
базе данных государственной отраслевой
статистики, а также результатов
научно-исследовательских работ и других
документов специалистами Российской
академии медицинских наук, Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, Государственного
комитета Российской Федерации по
статистике. Представленный в докладе
материал является обобщением ряда
первичных докладов, статистических
разработок, аналитических справок и
рекомендаций.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Здоровье
населения в 2004 г. было в центре внимания
государственных структур и широкой
общественности. Ряд мер по
совершенствованию управления, интеграции и
повышению финансирования здравоохранения,
укреплению системы охраны здоровья граждан
страны, активная разработка местных
нормативных правовых актов, федеральных
целевых и ведомственных программ
неотложного характера, совершенствование
обязательного медицинского страхования
расширили материальную и правовую базу,
реализация которой создает условия для
стабилизации процессов формирования
здоровья населения, осуществления
действенной концепции развития в области
здравоохранения и ее поддержки со стороны
программ социально-экономического
характера.
Подготовка Государственного
доклада о состоянии здоровья населения
страны занимает важное место в разработке
таких программ. С этой целью привлечены к
составлению доклада специалисты
Федеральных министерств, ведомств, органов
исполнительной власти республик, краев,
областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга,
научно-исследовательских и других
учреждений. Материалы, полученные от
субъектов Российской Федерации,
свидетельствуют о неудовлетворительном
положении и необходимости проведения
дополнительных мер по укреплению и
сохранению здоровья населения,
модернизации системы здравоохранения, о
чем было указано в послании Президента
Российской Федерации.
Доклад
подготовлен на основе данных
государственной и отраслевой статистики, а
также результатов
научно-исследовательских работ и других
документов. Особое внимание уделено
медико-демографической ситуации в стране,
заболеваемости населения социально
значимыми болезнями, состоянию питьевого
водоснабжения, эпидемической безопасности,
здоровью матери и ребенка, условиям труда и
здоровью трудящихся, а также обеспечению
доступности и качества медицинской
помощи.
Правительством Российской
Федерации, Государственной Думой
Российской Федерации на форумах
здравоохранения различного уровня
проведен всесторонний анализ
реформирования системы здравоохранения,
модернизации медицинского страхования.
Реформы идут медленно, в этих условиях
глубже рассматриваются тенденции развития
здравоохранения в регионах, широко
обсуждаются материалы реализации
Концепции развития здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации,
структурной перестройки и научного
обеспечения реформы здравоохранения с
преимущественным укреплением первичной
медико-санитарной помощи, созданием службы
врача общей практики.
Мы надеемся, что
материалы Государственного доклада о
происходящих изменениях в состоянии
здоровья населения и здравоохранения
Российской Федерации, как и материалы
докладов субъектов Федерации, будут широко
использованы для разработки
социально-экономической политики в области
охраны здоровья граждан, для обоснования
федеральных и территориальных мероприятий
и формирования программ по решению проблем
охраны, укрепления здоровья населения и
развития здравоохранения.
Представленный в докладе материал является
обобщением ряда первичных докладов,
статистических разработок, аналитических
справок и рекомендаций.
Министр
здравоохранения
и социального
развития
Российской Федерации
М.Ю.ЗУРАБОВ
Президент Российской
академии медицинских наук
В.И.ПОКРОВСКИЙ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДОКЛАДА
В докладе рассмотрены основные
характеристики здоровья населения,
деятельности здравоохранения, условия и
факторы, влияющие на показатели
здоровья.
В Российской Федерации в 2004 г.
наиболее острыми проблемами здоровья
населения явились высокие показатели
смертности (16,0 на 1000 населения), особенно в
связи с травмами и отравлениями, высоким
оставался отрицательный естественный
прирост населения.
В сложных условиях
экономического и социального развития
государства не прекращается реальная
угроза санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения России. При
значительном снижении ряда инфекционных
заболеваний, практической ликвидации
полиомиелита сохраняется высокий уровень
заболеваемости ВИЧ-инфекцией, вызывает
тревогу активизация природно-очаговых и
зоонозных инфекций. Остаются высокими
показатели заболеваемости и смертности от
туберкулеза, особенно в трудоспособных
возрастах. В настоящее время
санитарно-эпидемиологическую обстановку в
Российской Федерации следует оценивать как
напряженную, а ее негативное влияние на
здоровье населения как существенное.
Факторами, сдерживающими развитие
здравоохранения, доступность медицинской
помощи, обеспечение ее качества, являются
по-прежнему значительные различия в темпах
его реструктуризации в регионах,
недостаток финансирования, сложности в
освоении перспективных технологий и
координации развития здравоохранения.
Сложными остаются проблемы широкой
доступности квалифицированной медицинской
помощи и лекарственного обеспечения
льготных категорий населения и лиц
старшего возраста, разработки
сбалансированных с бюджетом
государственных гарантий бесплатной
медицинской помощи населению и
совершенствование медицинского
страхования.
Сохраняется низкий
уровень собственного производства
лекарственных средств, выпуска медицинской
техники, практически не производится
реконструкция и техническое
перевооружение действующих предприятий, а
также ввод в эксплуатацию новых объектов.
Существенное влияние на эти процессы
оказали трудности социально-экономических
преобразований, недостаточный уровень
расходов на здравоохранение, медицинскую
науку и социальную защиту в
государственном бюджете. Несмотря на
развитие новых механизмов управления,
активизацию деятельности системы
обязательного медицинского страхования,
одним из сдерживающих факторов повышения
качества медицинской помощи в отдельных
регионах остается устаревший механизм
экономических взаимоотношений внутри
отрасли, связанный не с финансированием
объема и качества предоставляемых
медицинских услуг, а с обезличенным
финансированием по мощности медицинских
учреждений и числу занятого в них
медицинского персонала. Длительный
недостаточный объем ассигнований,
выделяемых на здравоохранение,
отрицательно сказался на развитии отрасли;
несмотря на успехи отдельных регионов,
остаются медленными темпы укрепления и
обновления материально-технической базы
учреждений здравоохранения, их оснащения
современным оборудованием, обеспечения
медикаментами, перевязочными средствами и
медицинскими изделиями. Одновременно
происходит оптимизация коечного фонда и
смещение части его деятельности на
внебольничную помощь. Значительная часть
учреждений здравоохранения требует
капитального ремонта.
Одним из путей
улучшения системы оказания медицинской
помощи населению в 2004 г. стала дальнейшая
проработка организационного плана и
программ реализации одобренной
Правительством Российской Федерации
Концепции развития здравоохранения и
медицинской науки в Российской Федерации,
разработка системы структурной
эффективности здравоохранения, укрепление
бюджетно-страховой формы финансирования,
развитие договорных отношений на всех
уровнях управления в здравоохранении.
Вместе с тем потребуется определенный
период для развития инфраструктуры более
гибкой системы управления и координации
деятельности на ее отдельных уровнях,
отработки взаимоотношений всех субъектов,
участвующих в обязательном медицинском
страховании, достижения необходимого
уровня финансирования здравоохранения из
ряда источников.
Опыт отдельных
регионов страны свидетельствует о
необходимости его более широкого
использования в укреплении охраны здоровья
населения при существующих возможностях
здравоохранения.
Исходя из анализа,
проведенного в докладе, очевидно, что в
последние годы остается нарушенной
устойчивость отдельных характеристик,
свидетельствовавших в предыдущие годы о
возможности стабилизации в области
здоровья населения, и путем только
ведомственных усилий Минздравсоцразвития
России и РАМН назревшие проблемы здоровья
населения не решить, поскольку они являются
комплексными, межведомственными и зависят
от стабилизации и развития экономической
ситуации в Российской
Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
Тринадцать
ежегодных выпусков Государственного
доклада о состоянии здоровья населения
России получили высокую оценку
специалистов и широкого круга
общественности, стали доступными и все
более широко обсуждаются, используются в
регионах. В соответствии с Постановлением
Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 195
ежегодная подготовка и публикация таких
докладов стала обязательной для
региональных органов управления.
В
основу доклада положены материалы из
субъектов Российской Федерации, данные
специальных научных исследований,
аналитические справки Министерства и др.
Во многом сохраняются последствия сложной
экономической и социально-политической
обстановки начала и последующих
критических этапов осуществления
радикальных мер экономической реформы в
России. Эти последствия в 2004 г. оставались
напряженными, продолжали затрагивать
практически все стороны жизни людей и
проявили себя в низких показателях
рождаемости, высоких показателях
смертности населения, превышающих в
отдельных возрастных группах населения в 2-4
раза показатели смертности европейских
стран. Неотложные меры по обеспечению
здоровья населения Российской Федерации в
этом году были снова предметом глубокой
проработки Правительства Российской
Федерации. В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации
продолжалась реализация принятых
документов по ряду неотложных мер. Это
развитие системы охраны здоровья
населения, снижение социально
обусловленных заболеваний, обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия, необходимого уровня питания
населения и меры по снижению
преждевременной смертности, разработка
федеральных программ безопасного
материнства и укрепления здоровья детей,
профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, программы
улучшения условий труда, развитие
фармацевтической промышленности и
улучшения лекарственного обеспечения,
восстановление функционирования системы
санаторно-курортных и оздоровительных
учреждений, повышение качества медицинской
помощи, развитие службы врача общей
практики (семейного врача). Совместно с
Федеральным собранием Российской
Федерации Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
и Российская Академия медицинских наук
вели разработку законодательного
оформления системы здравоохранения,
основных положений концепции его развития,
экономического укрепления деятельности
здравоохранения, защиты прав пациента и
предпринимательской деятельности
медицинских работников,
медико-экономических и
организационно-технологических документов
в качестве методических основ эффективного
взаимодействия все большего числа
министерств и ведомств, организаций и
учреждений в деле охраны здоровья
населения, формирования региональной
политики в области здравоохранения.
Ежегодные доклады о здоровье населения -
основной раздел постоянной системы
наблюдения за здоровьем населения и
развитием исследовательских работ по
оценке и более глубокому анализу процессов
формирования и укрепления здоровья
населения. Материалы таких работ,
несомненно, окажут существенное влияние на
совершенствование охраны и укрепления
здоровья населения России.
Настоящий
доклад подготовлен специалистами
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации,
Российской академии медицинских наук,
Федеральной службы государственной
статистики, использованы доклады субъектов
федерации, материалы ряда институтов. Все
замечания и предложения по
совершенствованию этого Государственного
документа будут восприняты
положительно.
РАЗДЕЛ 1.
МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
В 2004 г. в
демографическом развитии России имели
место определенные позитивные сдвиги.
Продолжилось увеличение ежегодного числа
рождений, сократилось число разводов.
Впервые за последние шесть лет (начиная с 1999
г.) отмечено уменьшение числа умерших. При
этом устойчивую тенденцию приобрело
снижение младенческой смертности.
Несколько сократились масштабы
естественной убыли населения.
Однако в
целом существенного оздоровления
демографической ситуации в стране не
произошло.
Численность постоянного
населения Российской Федерации на 1 января
2005 г. составила 143,5 млн. человек,
уменьшившись за 2004 г. на 0,7 млн. человек, или
на 0,5% (за 2003 г. - на 0,8 млн. человек, или 0,6%).
Значительное превышение смертности над
рождаемостью (главный фактор депопуляции)
по-прежнему сохраняется в подавляющем
большинстве регионов, в целом по стране оно
составило 790 тыс. человек, или 1,5 раза.
В
2004 г. естественный прирост населения имел
место только в 16 регионах - республиках
Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Алтай, Тыва,
Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской,
Карачаево-Черкесской и Чеченской, Ненецком,
Ханты-Мансийском - Югра, Ямало-Ненецком,
Таймырском (Долгано-Ненецком), Эвенкийском,
Агинском Бурятском и Чукотском автономных
округах.
Соотношение горожан и сельских
жителей в населении страны на протяжении
многих лет колеблется в пределах 73 и 27%
соответственно (табл. 1.1.).
Таблица
1.1.
Численность городского и сельского
населения
----------T-----------T----------T-------------------------------¬
¦Население¦Численность¦Изменения ¦ В
том числе за счет ¦
¦ ¦ на ¦за
2004 г.¦ ¦
¦ ¦01.01.2005,¦ -
всего +----------T--------T-----------+
¦ ¦ тыс.
¦ ¦естествен-¦миграци-¦администра-¦
¦ ¦ человек ¦ ¦ной убыли ¦онного
¦тивно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦прироста¦территори- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦альных пре-¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦образований¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦
+---------+-----------+----------+----------+--------+-----------+
¦Городское¦ 104719,3 ¦ -1099,1 ¦ -532,6 ¦ 127,5 ¦ -694,0
¦
¦Сельское ¦ 38754,9 ¦ 405,1 ¦ -260,3 ¦ -28,6 ¦
694,0 ¦
L---------+-----------+----------+----------+--------+------------
--------------------------------