Государственный доклад минздрава рф, рамн"о состоянии здоровья населения российской федерации в 2004 году"


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2004 ГОДУ
Настоящий доклад подготовлен на базе данных государственной отраслевой статистики, а также результатов научно-исследовательских работ и других документов специалистами Российской академии медицинских наук, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Представленный в докладе материал является обобщением ряда первичных докладов, статистических разработок, аналитических справок и рекомендаций.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Здоровье населения в 2004 г. было в центре внимания государственных структур и широкой общественности. Ряд мер по совершенствованию управления, интеграции и повышению финансирования здравоохранения, укреплению системы охраны здоровья граждан страны, активная разработка местных нормативных правовых актов, федеральных целевых и ведомственных программ неотложного характера, совершенствование обязательного медицинского страхования расширили материальную и правовую базу, реализация которой создает условия для стабилизации процессов формирования здоровья населения, осуществления действенной концепции развития в области здравоохранения и ее поддержки со стороны программ социально-экономического характера.
Подготовка Государственного доклада о состоянии здоровья населения страны занимает важное место в разработке таких программ. С этой целью привлечены к составлению доклада специалисты Федеральных министерств, ведомств, органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, научно-исследовательских и других учреждений. Материалы, полученные от субъектов Российской Федерации, свидетельствуют о неудовлетворительном положении и необходимости проведения дополнительных мер по укреплению и сохранению здоровья населения, модернизации системы здравоохранения, о чем было указано в послании Президента Российской Федерации.
Доклад подготовлен на основе данных государственной и отраслевой статистики, а также результатов научно-исследовательских работ и других документов. Особое внимание уделено медико-демографической ситуации в стране, заболеваемости населения социально значимыми болезнями, состоянию питьевого водоснабжения, эпидемической безопасности, здоровью матери и ребенка, условиям труда и здоровью трудящихся, а также обеспечению доступности и качества медицинской помощи.
Правительством Российской Федерации, Государственной Думой Российской Федерации на форумах здравоохранения различного уровня проведен всесторонний анализ реформирования системы здравоохранения, модернизации медицинского страхования. Реформы идут медленно, в этих условиях глубже рассматриваются тенденции развития здравоохранения в регионах, широко обсуждаются материалы реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, структурной перестройки и научного обеспечения реформы здравоохранения с преимущественным укреплением первичной медико-санитарной помощи, созданием службы врача общей практики.
Мы надеемся, что материалы Государственного доклада о происходящих изменениях в состоянии здоровья населения и здравоохранения Российской Федерации, как и материалы докладов субъектов Федерации, будут широко использованы для разработки социально-экономической политики в области охраны здоровья граждан, для обоснования федеральных и территориальных мероприятий и формирования программ по решению проблем охраны, укрепления здоровья населения и развития здравоохранения.
Представленный в докладе материал является обобщением ряда первичных докладов, статистических разработок, аналитических справок и рекомендаций.
Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
М.Ю.ЗУРАБОВ
Президент Российской
академии медицинских наук
В.И.ПОКРОВСКИЙ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА
В докладе рассмотрены основные характеристики здоровья населения, деятельности здравоохранения, условия и факторы, влияющие на показатели здоровья.
В Российской Федерации в 2004 г. наиболее острыми проблемами здоровья населения явились высокие показатели смертности (16,0 на 1000 населения), особенно в связи с травмами и отравлениями, высоким оставался отрицательный естественный прирост населения.
В сложных условиях экономического и социального развития государства не прекращается реальная угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения России. При значительном снижении ряда инфекционных заболеваний, практической ликвидации полиомиелита сохраняется высокий уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией, вызывает тревогу активизация природно-очаговых и зоонозных инфекций. Остаются высокими показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза, особенно в трудоспособных возрастах. В настоящее время санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации следует оценивать как напряженную, а ее негативное влияние на здоровье населения как существенное.
Факторами, сдерживающими развитие здравоохранения, доступность медицинской помощи, обеспечение ее качества, являются по-прежнему значительные различия в темпах его реструктуризации в регионах, недостаток финансирования, сложности в освоении перспективных технологий и координации развития здравоохранения.
Сложными остаются проблемы широкой доступности квалифицированной медицинской помощи и лекарственного обеспечения льготных категорий населения и лиц старшего возраста, разработки сбалансированных с бюджетом государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению и совершенствование медицинского страхования.
Сохраняется низкий уровень собственного производства лекарственных средств, выпуска медицинской техники, практически не производится реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, а также ввод в эксплуатацию новых объектов. Существенное влияние на эти процессы оказали трудности социально-экономических преобразований, недостаточный уровень расходов на здравоохранение, медицинскую науку и социальную защиту в государственном бюджете. Несмотря на развитие новых механизмов управления, активизацию деятельности системы обязательного медицинского страхования, одним из сдерживающих факторов повышения качества медицинской помощи в отдельных регионах остается устаревший механизм экономических взаимоотношений внутри отрасли, связанный не с финансированием объема и качества предоставляемых медицинских услуг, а с обезличенным финансированием по мощности медицинских учреждений и числу занятого в них медицинского персонала. Длительный недостаточный объем ассигнований, выделяемых на здравоохранение, отрицательно сказался на развитии отрасли; несмотря на успехи отдельных регионов, остаются медленными темпы укрепления и обновления материально-технической базы учреждений здравоохранения, их оснащения современным оборудованием, обеспечения медикаментами, перевязочными средствами и медицинскими изделиями. Одновременно происходит оптимизация коечного фонда и смещение части его деятельности на внебольничную помощь. Значительная часть учреждений здравоохранения требует капитального ремонта.
Одним из путей улучшения системы оказания медицинской помощи населению в 2004 г. стала дальнейшая проработка организационного плана и программ реализации одобренной Правительством Российской Федерации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, разработка системы структурной эффективности здравоохранения, укрепление бюджетно-страховой формы финансирования, развитие договорных отношений на всех уровнях управления в здравоохранении. Вместе с тем потребуется определенный период для развития инфраструктуры более гибкой системы управления и координации деятельности на ее отдельных уровнях, отработки взаимоотношений всех субъектов, участвующих в обязательном медицинском страховании, достижения необходимого уровня финансирования здравоохранения из ряда источников.
Опыт отдельных регионов страны свидетельствует о необходимости его более широкого использования в укреплении охраны здоровья населения при существующих возможностях здравоохранения.
Исходя из анализа, проведенного в докладе, очевидно, что в последние годы остается нарушенной устойчивость отдельных характеристик, свидетельствовавших в предыдущие годы о возможности стабилизации в области здоровья населения, и путем только ведомственных усилий Минздравсоцразвития России и РАМН назревшие проблемы здоровья населения не решить, поскольку они являются комплексными, межведомственными и зависят от стабилизации и развития экономической ситуации в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
Тринадцать ежегодных выпусков Государственного доклада о состоянии здоровья населения России получили высокую оценку специалистов и широкого круга общественности, стали доступными и все более широко обсуждаются, используются в регионах. В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 195 ежегодная подготовка и публикация таких докладов стала обязательной для региональных органов управления.
В основу доклада положены материалы из субъектов Российской Федерации, данные специальных научных исследований, аналитические справки Министерства и др.
Во многом сохраняются последствия сложной экономической и социально-политической обстановки начала и последующих критических этапов осуществления радикальных мер экономической реформы в России. Эти последствия в 2004 г. оставались напряженными, продолжали затрагивать практически все стороны жизни людей и проявили себя в низких показателях рождаемости, высоких показателях смертности населения, превышающих в отдельных возрастных группах населения в 2-4 раза показатели смертности европейских стран. Неотложные меры по обеспечению здоровья населения Российской Федерации в этом году были снова предметом глубокой проработки Правительства Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации продолжалась реализация принятых документов по ряду неотложных мер. Это развитие системы охраны здоровья населения, снижение социально обусловленных заболеваний, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, необходимого уровня питания населения и меры по снижению преждевременной смертности, разработка федеральных программ безопасного материнства и укрепления здоровья детей, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, программы улучшения условий труда, развитие фармацевтической промышленности и улучшения лекарственного обеспечения, восстановление функционирования системы санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, повышение качества медицинской помощи, развитие службы врача общей практики (семейного врача). Совместно с Федеральным собранием Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российская Академия медицинских наук вели разработку законодательного оформления системы здравоохранения, основных положений концепции его развития, экономического укрепления деятельности здравоохранения, защиты прав пациента и предпринимательской деятельности медицинских работников, медико-экономических и организационно-технологических документов в качестве методических основ эффективного взаимодействия все большего числа министерств и ведомств, организаций и учреждений в деле охраны здоровья населения, формирования региональной политики в области здравоохранения.
Ежегодные доклады о здоровье населения - основной раздел постоянной системы наблюдения за здоровьем населения и развитием исследовательских работ по оценке и более глубокому анализу процессов формирования и укрепления здоровья населения. Материалы таких работ, несомненно, окажут существенное влияние на совершенствование охраны и укрепления здоровья населения России.
Настоящий доклад подготовлен специалистами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Федеральной службы государственной статистики, использованы доклады субъектов федерации, материалы ряда институтов. Все замечания и предложения по совершенствованию этого Государственного документа будут восприняты положительно.
РАЗДЕЛ 1. МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
В 2004 г. в демографическом развитии России имели место определенные позитивные сдвиги. Продолжилось увеличение ежегодного числа рождений, сократилось число разводов. Впервые за последние шесть лет (начиная с 1999 г.) отмечено уменьшение числа умерших. При этом устойчивую тенденцию приобрело снижение младенческой смертности. Несколько сократились масштабы естественной убыли населения.
Однако в целом существенного оздоровления демографической ситуации в стране не произошло.
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2005 г. составила 143,5 млн. человек, уменьшившись за 2004 г. на 0,7 млн. человек, или на 0,5% (за 2003 г. - на 0,8 млн. человек, или 0,6%).
Значительное превышение смертности над рождаемостью (главный фактор депопуляции) по-прежнему сохраняется в подавляющем большинстве регионов, в целом по стране оно составило 790 тыс. человек, или 1,5 раза.
В 2004 г. естественный прирост населения имел место только в 16 регионах - республиках Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Алтай, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской, Ненецком, Ханты-Мансийском - Югра, Ямало-Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком), Эвенкийском, Агинском Бурятском и Чукотском автономных округах.
Соотношение горожан и сельских жителей в населении страны на протяжении многих лет колеблется в пределах 73 и 27% соответственно (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Численность городского и сельского населения
----------T-----------T----------T-------------------------------¬
¦Население¦Численность¦Изменения ¦ В том числе за счет ¦
¦ ¦ на ¦за 2004 г.¦ ¦
¦ ¦01.01.2005,¦ - всего +----------T--------T-----------+
¦ ¦ тыс. ¦ ¦естествен-¦миграци-¦администра-¦
¦ ¦ человек ¦ ¦ной убыли ¦онного ¦тивно- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦прироста¦территори- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦альных пре-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<*> ¦
+---------+-----------+----------+----------+--------+-----------+
¦Городское¦ 104719,3 ¦ -1099,1 ¦ -532,6 ¦ 127,5 ¦ -694,0 ¦
¦Сельское ¦ 38754,9 ¦ 405,1 ¦ -260,3 ¦ -28,6 ¦ 694,0 ¦
L---------+-----------+----------+----------+--------+------------
--------------------------------

Вопрос: каковы возможности использования в стационаре наркотического анальгетика бупренорфин (бупранал) с целью обезболивания послеоперационных больных с выраженным болевым синдромом и ожоговых больных, а также определить расчетные нормативы потребности в препарате бупренорфин на одну койку в год.  »
Медицинское законодательство »
Читайте также