Статья. "типы косметики"(м.т.воропаева)("фармацевтические ведомости" n 3, 2005)


"Фармацевтические ведомости" N 3, 2005
ТИПЫ КОСМЕТИКИ
Цель, с которой мы применяем оздоровительную косметику, тесно смыкается с целями профилактической косметологии, которая изучает проблемы предупреждения косметических заболеваний и недостатков, преждевременного старения.
Условно всю косметику можно разделить на несколько типов:
- аптечная косметика;
- косметика институтов красоты;
- косметика "масс-маркет";
- косметика высокой моды;
- косметика у "консультантов по красоте";
- косметика из свежих продуктов.
Косметика в аптеках
Чем отличается оздоровительная косметика от той, что продается в аптеках? С одной стороны, ничем, поскольку в аптеках действительно может продаваться косметика, относящаяся к данной группе. С другой стороны, отличия могут обнаружиться весьма значительные, поскольку в аптеках сегодня продается много чего.
Фактически там может продаваться любая косметическая продукция, прошедшая регистрацию и имеющая сертификат безопасности.
Сертификацию косметики в России проводят несколько лабораторий, которые входят в специальный перечень Минздрава. Однако, поскольку у косметики много определений и они очень "широкие", а законодательной "ниши" она не имеет, то аптечную и лечебную косметику сертифицируют так же, как и любую другую. И если косметика прошла сертификацию, то она уже может продаваться в любой розничной точке, в том числе и в аптеке, а ее деление на лечебную, оздоровительную и т.п. становится достаточно условным.
Очень часто в аптеке можно встретить продукцию тех же марок, которые продаются в супермаркете, в метро, на лотках в подземных переходах и даже на рынке. Продажа косметики в аптеках - актуальное направление дистрибьюции парфюмерии и косметики. Для региональных представителей косметических компаний это дополнительная "ниша" на рынке, для самих аптек - источник дополнительного дохода. В то же время порой наблюдается уже затоваривание аптек косметикой. На витринах соседствуют дорогие импортные аптечные марки и простейшие кремы, шампуни, лосьоны и даже одеколоны "масс-маркет". Аптеки берут косметику на реализацию и не слишком беспокоятся о том, каким спросом пользуются "сопутствующие товары". В итоге производитель остается недоволен уходом товара, а потребитель разочарован в "аптечной" косметике: ждал чего-то особого, а эффект нулевой. С точки зрения законодательства большинства стран Западной Европы лечебной может называться только та косметика, которая гарантирует соответствующий эффект, а подобные гарантии могут дать только производители, проводящие для каждого препарата серии клинических испытаний. Эти испытания отличаются от обычного косметического тестирования тем, что проводятся в условиях медицинской клиники на людях, имеющих ту или иную кожную патологию. Кстати, ни сухость кожи, ни ломкость и "слабость" волос, ни морщины специалисты патологией не считают - это скорее эстетические недостатки. Речь идет о людях с повышенной кожной чувствительностью, а также с более серьезными дерматологическими заболеваниями. То есть к аптечной косметике относятся препараты, которые дают выраженный эффект при лечении той или иной патологии кожи. Это не значит, что в ассортименте космецевтических средств не может быть, например, омолаживающих кремов. Может, но при этом такой крем будет разработан и с учетом того, что его купит человек, страдающий от какого-либо кожного заболевания.
Не стоит также считать, что аптечная косметика - для больных. Значительное количество людей, не страдая кожными заболеваниями, тем не менее, нуждаются в особой косметике. Например те, у кого чувствительная кожа. Они и являются целевой аудиторией аптечной косметики, поскольку очень важно, чтобы крем не просто "ухаживал" за кожей, но и не вызывал аллергии.
Впрочем, аптечную косметику нередко покупают те, кто при выборе товара более всего "чувствителен" к цене по принципу "чем дороже - тем лучше". По большому счету, это верно. Ведь за ценой стоит качество сырья, средства, которые вложены производителем в лабораторные и клинические исследования. В то же время, не секрет, что в цене многих дорогостоящих товаров (не только косметики) сегодня основную долю составляет "плата за престиж" и желание принадлежать к избранной публике, а качество "элитных" товаров и товаров для "среднего класса" при ближайшем рассмотрении порой оказывается одинаковым. Так что если ваша кожа не очень требовательна, а просто нуждается в очищении, питании, увлажнении, обратите внимание на другие группы косметической продукции.
Что собой представляет косметика институтов красоты?
Они производят косметику, предназначенную как для ухода за кожей, так и для решения ее проблем: обезвоживания, дряблости, раздражений, себореи, отечности... Специалистами институтов разрабатываются особые программы по уходу, препараты для которых выпускаются в двух вариантах: для салонного и домашнего использования. Главное отличие салонной косметики в том, что она характеризуется высоким лечебно-профилактическим или декорирующим эффектом на уровне парафармацевтических средств, а также сложным многоступенчатым методом применения (5-7 этапов). В связи с этим такая косметика в какой-то степени "опасна" для дилетанта и может применяться только в косметических кабинетах и салонах красоты.
Все косметические средства, выпускаемые институтами, обязательно распределены по типам кожи - для нормальной, сухой, стареющей, жирной и чувствительной. Эти линии состоят из очищающих, увлажняющих и питательных средств, а также средств интенсивного ухода (маски, особые гели, кремы, активные сыворотки и т.п.).
Некоторые институты "специализируются" на отдельном виде сырья для своей косметической продукции (эфирные масла, водоросли), другие используют смеси различных активных ингредиентов. "Эксклюзивные продукты" институтов красоты предназначены только для косметических салонов. Это средства интенсивного воздействия на кожу, они готовятся непосредственно перед применением из нескольких составляющих специально обученным косметологом.
Многие институты разрабатывают не только косметические средства, но и программы воздействия на кожу, которые включают физиопроцедуры, особый массаж, обертывания, аппаратную косметологию, специальные расслабляющие и укрепляющие средства.
Цель использования профессиональных косметических средств вообще - проведение в рамках салона интенсивного курса коррекции соответствующих косметических недостатков с последующим применением средств домашней линии для поддержания достигнутого в салонах эффекта. Салонным процедурам (в идеале) должна предшествовать диагностика индивидуального профиля кожи специалистом-косметологом.
Косметика "масс-маркет"
"Масс-маркет" можно купить повсеместно. Эти средства называют также "косметикой широкого потребления", или "магазинной косметикой". Отличает их невысокая цена, недорогая, практичная, но привлекательная упаковка и интенсивная "рекламная поддержка". Косметика "масс-маркет" выпускается большими партиями, поэтому при ее разработке не используются ни суперсовременные технологии, ни дорогие ингредиенты - это ненужная роскошь при невысокой цене и огромных объемах производства. Косметика "масс-маркет" представлена средствами для всех типов кожи и всех типов волос или отдельными средствами для разных типов кожи, кремами разных типов (с фруктовыми кислотами, с водорослями, растительными экстрактами, витаминами). От такой косметики не следует ждать чудес (хотя реклама их и обещает). Ее задача - повседневный приятный уход, очищение, увлажнение и питание кожи.
Многие фирмы "масс-маркет" используют при характеристике своей продукции термин "гипоаллергенная". И покупатели бывают разочарованы, когда шампунь или крем вдруг "не подходят", вызывают усиление перхоти или раздражение.
"Гипоаллергенная косметика" - это косметика, которая не должна содержать веществ, способных вызвать аллергию у нормальной, сухой или жирной кожи. Чувствительная кожа может дать неожиданную реакцию, ей необходим особо нежный и бережный уход. У "масс-маркет" есть линии, специально разработанные для ухода за кожей, склонной к высыпаниям, раздражениям и покраснениям, но они - не самые рекламируемые.
Мировая практика показывает, что во многих странах при выборе между отечественными и импортными товарами чаще "выигрывают" свои, - поскольку ни один здравомыслящий производитель не должен снабжать соотечественников товарами неважного качества. К сожалению, при производстве российских товаров, в том числе и косметики, долгое время "работал" иной принцип. Поэтому до сих пор все импортное пользуется изначальным доверием и повышенным спросом.
Интересно, что многие потребители косметики "масс-маркет", приобретая то или иное красиво разрекламированное средство с иностранным названием, на самом деле получают вполне российский продукт. Крупнейшие западные компании, специализирующиеся на дешевой косметике, сейчас размещают производства в России и создают продукцию на той же воде, из того же сырья, что и российские фирмы.
Косметика у "консультантов по красоте"
Можно ли приобрести оздоровительную косметику у "консультантов по красоте" и "независимых дистрибьюторов"? Да, это так, несмотря на то, что распространение товаров через "сеть" все еще рождает у российских потребителей сомнение в качестве. Впрочем, косметика, пожалуй, принадлежит к той группе товаров, которая как раз уже получила "кредит доверия", поскольку халтуры среди популярных марок нет.
Основное отличие честной компании от "пирамиды" заключается в том, что последняя создается не для продвижения товаров и услуг, а ради сбора денег вышестоящими у нижестоящих. А в сетевом маркетинге деньги появляются не за счет взносов, а за счет реализации компанией продуктов и услуг в потребительской сети. Доход каждого участника складывается за счет прибыли компании, которую она распределяет между своими дистрибьюторами.
Таким образом, "честный" сетевой бизнес заинтересован в том, чтобы как можно больше людей купили продукцию, убедились в ее качестве и стали постоянными клиентами.
Негативное отношение к "сетевой косметике" связано еще порой и с тем, что очень многие пробовали себя на этом поприще, но далеко не многие преуспели. По статистике, две трети дистрибьюторов бросают едва начатый бизнес в первый же год работы - не получается. Но ведь наука продавать и общаться с людьми - серьезная наука, не менее сложная, чем все другие профессии. И не каждому это по плечу. А качество товара здесь ни при чем.
Натуральную косметику иногда еще "объединяют" с той, что изготавливается собственноручно - из натуральных, свежих фруктов и овощей, яиц, творога, квашеной капусты и проч. У такой косметики есть свои рьяные поклонники и сторонники. Ими можно восхищаться - ведь постоянно создавать сложный рецепт (а "домашняя косметика" долго не хранится) вместо того, чтобы открыть баночку с готовым кремом - это подвиг для современной сверхзанятой женщины. Несомненно, такая косметика вполне натуральна, но считать ее самой эффективной - опрометчиво. Если бы омолаживающие и питательные свойства растений, ягод, разнообразных продуктов в "натуральном виде" были так сильны и действенны, вряд ли "искусственная" косметика и косметическое производство получили бы такой размах. Ведь любая женщина могла бы создать "волшебный" крем самостоятельно! И если результат налицо - никакая реклама не переубедит!
Увы, это не так. Тут нужно учесть еще и тот факт, что из-за постепенного истощения земель, неблагоприятной экологической ситуации дары нашей природы, фрукты и ягоды становятся все беднее полезными веществами. Есть исследования, подтверждающие, что если сто лет назад человек мог получить суточную дозу железа и витаминов за счет одного яблока, то теперь с той же целью потребуется съедать не менее 50 яблок за сутки! Поэтому косметические препараты домашнего изготовления могут рассматриваться только как вспомогательные средства ухода за кожей.
Оздоровительная косметика по сути остается неизменной. Ее действие направлено на устранение не только эстетических, но и косметических недостатков внешности, регенерацию кожи, восстановление жизненных сил всего организма.
Цель, с которой мы применяем оздоровительную косметику, тесно смыкается с целями профилактической косметологии, которая изучает проблемы предупреждения косметических заболеваний и недостатков, преждевременного старения, поддержания здоровья с помощью наружных средств и системы оздоровительных мер.
"Косметика высокой моды"
Это элитная косметика или косметика "класса люкс", которую выпускают Дома высокой моды и элитные косметические институты. Как правило, многие из широко известных Домов высокой моды имеют собственные институты красоты с очень высокими требованиями к производимой продукции. Отличительная особенность такой косметики - цена (она просто "обязана" стоить очень дорого, дабы не утратить статуса элитности). "Высокая" косметика также невероятно красива и высокотехнологична - производители не жалеют денег на потенциально эффективные новинки, суперактивные ингредиенты и фантастический дизайн. Однако действие такой косметики направлено в первую очередь на преодоление сугубо эстетических недостатков внешности (дряблость и нездоровый цвет кожи, морщины, недостаточная мягкость и белизна кожи рук), поскольку трудно представить, чтобы "избранная публика" была озабочена перхотью или выпадением волос, прыщами, угрями, мозолями и прочими "низменными" проблемами. Такая косметика хороша в качестве подарка.
Косметолог
М.Т.ВОРОПАЕВА

Медицинское законодательство »
Читайте также