Приказ минздрава ссср от 14.06.1974 n 555"о состоянии и мерах по дальнейшему улучшению офтальмологической помощи детям"(вместе с "положением о кабинете охраны зрения детей")
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СССР
ПРИКАЗ
14 июня 1974 г.
N 555
О
СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
УЛУЧШЕНИЮ
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ
Дальнейшее улучшение организации
медицинской помощи детям с заболеваниями
глаз и расстройствами зрения является
одной из важных задач здравоохранения.
За последние годы органами и учреждениями
здравоохранения проделана значительная
работа по созданию детских глазных
стационаров, глазных кабинетов и кабинетов
охраны зрения детей в составе детских
поликлиник.
Число детских глазных коек
в стране увеличилось за последние 5 лет в 1,5
раза и составило к 1 января 1973 г. - 3770.
Получили развитие новые организационные
формы восстановительного лечения детей с
косоглазием. В РСФСР, Украинской,
Молдавской, Латвийской, Таджикской,
Казахской ССР в системе органов народного
образования созданы специализированные
детские сады для детей с косоглазием и
амблиопией, в которых воспитательная
работа сочетается с восстановительным
лечением. В г. Москве, Ленинграде,
Молдавской, Казахской ССР организованы
санатории для детей с косоглазием. Во всех
республиках созданы школы-интернаты для
слепых и слабовидящих детей.
Значительно улучшилась работа по раннему
выявлению детей с расстройствами зрения и
заболеваниями органа зрения. Ежегодно в
плановом порядке в детских поликлиниках,
школах, школах-интернатах, детских
дошкольных учреждениях обследуется 93 - 95%
детей, подлежащих профилактическим
осмотрам. За последние годы повысилось
качество и объем оказания
офтальмологической помощи детям, уровень
диагностических исследований.
Внедрены
в практику: система комплексного лечения
содружественного косоглазия у детей, новые
методы лечения амблиопии, злокачественных
опухолей; методы хирургического лечения
врожденных катаракт, врожденной
глаукомы.
В целях предупреждения и
снижения инвалидности детей по зрению на
базе Московского НИИ глазных болезней
им.Гельмгольца создан Всесоюзный
научно-методический центр
восстановительного лечения детей с
заболеваниями органа зрения.
Большую
работу по подготовке кадров, внедрению
новых достижений детской офтальмологии в
практику проводят Московский НИИ глазных
болезней им.Гельмгольца, кафедра глазных
болезней педиатрического факультета II
Московского медицинского института,
Воронежского, Кемеровского, Куйбышевского,
Днепропетровского и ряда других
медицинских институтов. Важную роль в
подготовке кадров офтальмологов и
совершенствовании
организационно-методических форм работы в
области охраны зрения детей сыграли
"Всесоюзные школы передового опыта" в г.
Москве и Красноярске.
В ряде территорий
РСФСР, УССР, Латвийской, Таджикской ССР при
местных Советах депутатов трудящихся
созданы специальные комиссии по охране
зрения детей.
Во всех республиках
работают внештатные главные детские
офтальмологи, осуществляющие
лечебно-консультативную и
организационно-методическую помощь
органам и учреждениям здравоохранения по
организации медицинской помощи детям с
расстройствами зрения и патологией глаз.
Наряду с определенными достижениями в
организации медицинской помощи детям с
патологией глаз и расстройствами зрения
имеют место недостатки. В ряде республик,
краев, областей сеть детских глазных
отделений, кабинетов не удовлетворяет
потребности детского населения, в связи с
чем в 1972 году лечилось в глазных отделениях
взрослой сети около 57% детей.
Не созданы
детские офтальмологические отделения в
БССР, Эстонской, Литовской, Туркменской ССР,
ниже среднесоюзного уровня обеспеченность
офтальмологическими койками для детей в
Казахской, Молдавской, Армянской ССР.
НИИ глазных болезней им.Гельмгольца,
являющийся Всесоюзным центром
восстановительного лечения детей с
расстройствами зрения, имеет всего 35
детских коек.
Органы здравоохранения
недостаточно уделяют внимания укреплению
амбулаторно-поликлинической помощи детям с
глазной патологией: в ряде территорий
РСФСР, Узбекской, Молдавской,
Азербайджанской, Эстонской, Литовской ССР в
глазных кабинетах детских поликлиник
штатные должности врачей-офтальмологов
укомплектованы не полностью или заняты
совместителями, уровень подготовки которых
по вопросам детской офтальмологии не
всегда соответствует предъявляемым
требованиям.
В ряде детских глазных
отделений больниц и в глазных кабинетах
детских поликлиник медленно еще внедряются
современные методы ранней диагностики
глазных заболеваний и зрительных
расстройств у детей, страдает качество
экстренной помощи детям при травмах глаз,
недостаточно применяются
физиотерапевтические методы лечения.
Диспансеризация детей с глазной патологией
нередко сводится к взятию их на учет без
проведения последующего лечения. Особенно
неудовлетворительно в ряде мест решаются
вопросы профилактики близорукости,
косоглазия, хирургии врожденной патологии
органа зрения (Коми АССР, Якутская АССР,
Азербайджанская, Эстонская, Армянская
ССР).
В ряде территорий органы
здравоохранения еще недостаточно уделяют
внимания контролю за организацией режима
дня, учебных занятий в школе и в детских
дошкольных учреждениях; недостаточно
предъявляют требований к органам народного
образования по созданию в школах и
дошкольных учреждениях достаточной
искусственной освещенности.
Неудовлетворительно решаются вопросы
организации медицинской помощи и
комплектования школ для слепых и
слабовидящих детей.
Министерства
здравоохранения Узбекской,
Азербайджанской, Литовской, Эстонской,
Киргизской, Туркменской республик не
проявляют должной настойчивости в
постановке вопроса перед Министерством
просвещения об организации школ-интернатов
и дошкольных учреждений для детей с
расстройствами зрения.
Особенно
недостаточно организована
специализированная помощь детям с
расстройствами зрения в сельской
местности.
Большинство детских глазных
отделений, глазных кабинетов детских
поликлиник плохо оснащены диагностическим,
лечебным оборудованием, особенно для
лечения косоглазия, недостаточно
хирургического инструментария,
аппаратуры.
Существуют еще трудности в
обеспечении детей средствами оптической
коррекции зрения. Заявки на оптические
стекла во многих республиках
удовлетворяются не полностью. Сроки
изготовления очков детям в ряде случаев
затягиваются до 2 - 3 месяцев, особенно это
относится к астигматическим очкам. Мал
ассортимент удобных красивых детских
очковых оправ.
Научно-исследовательские институты
глазных болезней, НИИ педиатрии, кафедры
глазных болезней медицинских институтов
недостаточно углубленно изучают
врожденные и наследственные заболевания
органа зрения, мало уделяют внимания
возрастным особенностям, клинике и лечению
детской глазной патологии, а также
разработке эффективных организационных
форм профилактики зрительных расстройств,
повреждений органа зрения, методам
восстановительного лечения слабовидящих и
слепых детей.
Имеются недостатки в
работе по подготовке и повышению
квалификации врачей-офтальмологов.
Недостаточно проводится подготовка врачей
по детской офтальмологии в институтах
усовершенствования врачей, а также в
медицинских и научно-исследовательских
институтах через аспирантуру и клиническую
ординатуру.
В целях дальнейшего
улучшения офтальмологической помощи
детям
ПРИКАЗЫВАЮ:
I. Министрам
здравоохранения союзных республик:
- до
1 апреля 1975 года проверить состояние помощи
детям с расстройствами зрения и
заболеваниями глаз, итоги обсудить на
коллегии. Разработать план мероприятий по
улучшению охраны зрения детей, имея в виду
решение следующих задач:
1. Организовать
детские офтальмологические отделения не
менее чем на 40 коек в составе вновь
строящихся детских многопрофильных
республиканских, краевых, областных
(городских) больниц,
научно-исследовательских институтов
глазных болезней, специализированных
глазных больниц.
2. Обеспечить в течение
1974 - 1975 гг. концентрацию детских
офтальмологических коек в самостоятельные
детские глазные отделения не менее чем на 40
коек в составе детских многопрофильных
республиканских, краевых, областных
(городских) больниц,
научно-исследовательских институтов
глазных болезней, специализированных
глазных больниц.
3. Создать в течение 1975
года республиканские, межреспубликанские,
межобластные центры детской офтальмологии
и обеспечить их работу в соответствии с
положением.
4. В течение 1975-76 гг.
укомплектовать штатные должности
врачей-офтальмологов в первую очередь в
детских республиканских, краевых,
областных, городских больницах
(отделениях), поликлиниках (отделениях) при
полной укомплектованности должностей
врачей участковых педиатров.
5.
Обеспечить систематическое повышение
квалификации врачей-офтальмологов,
оказывающих соответствующую медицинскую
помощь детскому населению, в соответствии с
перспективным планом усовершенствования и
специализации указанных специалистов.
6. Ежегодно представлять в Главное
управление учебных заведений Министерства
здравоохранения СССР сводные заявки по
республике на специализацию и
усовершенствование врачей по детской
офтальмологии на базе институтов
усовершенствования врачей с учетом
потребности в этой подготовке.
7.
Разработать перспективный план подготовки
врачей-офтальмологов детских
лечебно-профилактических учреждений и
подразделений на 1976 - 1980 годы в целях
удовлетворения полной потребности в них и
обеспечить их подготовку.
8. Повысить
качество медицинской помощи детям с
расстройствами зрения и патологией глаз в
стационарных и
амбулаторно-поликлинических условиях, для
чего:
- обеспечить в детских глазных
отделениях республиканских, краевых,
областных (городских) больниц условия для
осуществления глазных операций у детей по
показаниям, предусмотрев
кондиционирование воздуха в операционных,
систематический бактериологический
контроль за стерильностью воздуха,
инструментов, медикаментов, перевязочного
материала, одежды, рук хирурга и др., а также
смену одежды хирургов и персонала;
-
создавать в составе детских поликлиник
глазные кабинеты и кабинеты охраны зрения
детей, определив работу последних в
соответствии с положением (приложение N
1);
- усилить работу по профилактике,
раннему выявлению расстройств зрения и
заболеваний глаз у детей, широко привлекая
к этой работе педагогов, актив Красного
Креста и др.; повысить эффективность
диспансеризации детей с патологией глаз,
ответственность врачей-педиатров школ по
вопросам профессиональной ориентации
учащихся, страдающих расстройствами
зрения.
9. В целях улучшения работы по
профилактике травм глаз у детей и лечебной
помощи детям с повреждениями глаз:
-
сосредоточить оказание неотложной помощи
детям с травмами глаз в глазных отделениях
стационаров;
- ввести в состав
межведомственных комиссий по
предупреждению и снижению детского
травматизма врача-офтальмолога для
организации и планирования мероприятий по
профилактике глазного травматизма среди
детей;
- обеспечить проведение
месячников по профилактике травм глаз у
детей.
10. Считать целесообразным для
обеспечения этапности в лечении детей с
расстройствами зрения и заболеваниями
глаз:
- создание санаторных отделений
для детей с патологией органа зрения;
-
организацию в летний период стационаров
для лечения детей с косоглазием, особенно
из сельской местности, на базе
школ-интернатов (по договоренности с
органами народного образования) с
укомплектованием их штатами на период
функционирования по нормативам,
утвержденным для глазных отделений в
составе детских больниц в соответствии с
приказом Министра здравоохранения СССР от
26 декабря 1955 года N 282-М - приложение N 1.
11.
Подготовить не позднее 1 кв. 1975 года
совместно с органами народного образования
предложения о расширении сети
специализированных дошкольных учреждений
для детей с расстройствами зрения и
школ-интернатов для слабовидящих детей с
целью удовлетворения полной потребности в
них.
12. Предусмотреть, начиная с 1975 года,
полное и внеочередное обеспечение детей с
расстройствами зрения всеми видами
оптической коррекции и глазного
протезирования.
13. Обязать главных
детских офтальмологов министерств
здравоохранения союзных (автономных)
республик, обл. (гор.) крайздравотделов,
заведующих детскими глазными отделениями,
заведующих оргметодотделами
республиканских, областных, краевых
больниц:
- усилить
организационно-методическое руководство и
повысить качество лечебной и
консультативной помощи детям с
заболеваниями глаз, особенно в сельских
районах;
- в течение 1974 - 1975 годов
провести анализ причин расстройств зрения
у школьников, разработать мероприятия по их
предупреждению и лечению.
14. Обязать
директоров профильных
научно-исследовательских институтов,
ректоров медицинских институтов:
-
расширить и углубить исследования по
актуальным вопросам детской
офтальмологии;
- обеспечить подготовку
медицинских сестер по ортоптическому
лечению;
- оказывать помощь
практическому здравоохранению в
подготовке кадров,
организационно-методической и
лечебно-консультативной работе.
15.
Обязать главных врачей республиканских,
областных, краевых, городских, районных
домов санитарного просвещения усилить
санитарно-просветительную работу по охране
зрения детей, уделив особое внимание
использованию в этих целях средств
массовой информации (печать, радио,
телевидение, кино).
16. В течение 1974 г.
определить потребность в следующей
офтальмологической аппаратуре: большие
безрефлексные офтальмоскопы, синоптофоры,
щелевые лампы, операционные микроскопы,
ручные электрические офтальмоскопы, наборы
микрохирургического инструментария,
хирургические иглы, шовный материал и др. и
к 1 января 1975 года представить данные в
Министерство здравоохранения СССР;
-
принять меры к наиболее полному
удовлетворению потребности из выделенных
фондов детских глазных отделений, глазных
кабинетов детских поликлиник, кабинетов
охраны зрения детей, специализированных
дошкольных учреждений и школ-интернатов в
офтальмологической аппаратуре для
диагностики и восстановительного лечения
органа зрения у детей.
17. При
организации и проведении мероприятий по
улучшению медицинской помощи детям с
патологией глаз и расстройствами зрения
использовать опыт г.Москвы и г.Красноярска
по организации мероприятий по охране
зрения у детей с активным участием
советских и партийных органов.
II.
Главным государственным санитарным врачам
союзных республик:
- усилить работу по
проведению совместно с органами народного
образования мероприятий, направленных на
улучшение санитарного состояния и
содержания детских дошкольных учреждений и
общеобразовательных школ; обратить особое
внимание на улучшение искусственной
освещенности, обеспеченность мебелью,
соответствующей росто-возрастным
особенностям детей, соблюдение
учебно-воспитательного режима;
-
повысить требовательность к главным
государственным санитарным врачам
автономных республик, краев,