Приказ минздрава ссср от 04.04.1983 n 375"о дальнейшем совершенствовании патологоанатомической службы в стране"(вместе с положениями "о патологоанатомическом отделении (централизованном патологоанатомическом отделении) лечебно-профилактического учреждения", "о порядке вскрытия мертворожденных и новорожденных, умерших в перинатальном периоде", "о порядке вскрытия трупов в лечебно-профилактических учреждениях"...)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СССР
ПРИКАЗ
4 апреля 1983 г.
N 375
О
ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В
СТРАНЕ
После издания приказа
Министерства здравоохранения СССР от 15.10.70
г. N 667 "О мерах по совершенствованию
патологоанатомической службы", в
результате проведенной органами и
учреждениями здравоохранения работы по
развитию патологоанатомической службы,
увеличилось число патологоанатомических
отделений и патологогистологических
лабораторий, укомплектованность штатных
должностей врачей - патологоанатомов в
лечебно - профилактических учреждениях
системы Министерства здравоохранения СССР
возросла до 95,0%. В целом по стране
увеличился процент патологоанатомических
вскрытий больных, умерших в стационарах.
Более чем в 2 раза увеличилось число
биопсийных исследований, в т.ч.
диагностических биопсий.
В стране
развивается патологоанатомическая служба
педиатрического профиля. Организованы и
функционируют в ряде городов
централизованные прозектуры перинатальной
патологии. Процент вскрытий новорожденных
и мертворожденных детей достиг в отдельных
городах РСФСР, Белорусской ССР, Латвийской
ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР - 86,5-100%.
Проводилась организация централизованных
патологоанатомических отделений. Как
показывает анализ работы этих отделений,
централизация патологоанатомических
исследований позволяет более эффективно
использовать медицинский персонал путем
упорядочения нагрузки, использования
взаимозаменяемости, способствует
взаимоконсультациям и приобретению
врачами опыта в различных разделах
патологической анатомии, унификации и
повышению качества исследований в
секционной и биопсийной работе, более
полному и рациональному использованию
оборудования, сокращению более чем в 2 раза
сроков исследования операционного и
биопсийного материала.
Вместе с тем в
организации и работе
патологоанатомической службы имеются
серьезные недостатки.
Министерства
здравоохранения ряда союзных республик
(Узбекской ССР, Грузинской ССР,
Азербайджанской ССР, Таджикской ССР,
Туркменской ССР) не уделяли должного
внимания развитию патологоанатомической
службы, в результате чего в республиках
отмечается низкий процент
укомплектованности штатных должностей
патологоанатомов, значительное число
должностей занято совместителями. В этих
республиках продолжает оставаться низким
процент вскрытий умерших больных и
количество биопсийных исследований. В
патологоанатомических отделениях ряда
лечебно - профилактических учреждений
некоторых союзных республик отмечается
недостаток подготовленных лаборантов -
гистологов.
Гистологические
исследования секционного и операционного
материала, бактериологические и
вирусологические исследования при
пневмониях, сепсисе, кишечных инфекциях
проводятся не во всех случаях.
Несмотря
на указания Министерства здравоохранения
СССР, что при организации централизованных
патологоанатомических отделений
необходимо учитывать наличие
соответствующей материально - технической
базы и других условий, в ряде союзных и
автономных республик, краев и областей
местные органы здравоохранения не учли
этих требований, в связи с чем многие
централизованные патологоанатомические
отделения были организованы на базе тех
отделений, которые размещались в тесных,
приспособленных помещениях, что серьезно
затрудняет выполнение централизованными
отделениями возросшего объема их работы.
Серьезно осложняет работу
патологоанатомических отделений
необходимость проведения в них, наряду с
патологоанатомическими, и судебно -
медицинских вскрытий. Несмотря на это,
органы здравоохранения не всегда принимают
действенные меры по улучшению материально -
технической базы патологоанатомической и
судебно - медицинской служб.
Продолжают
иметь место факты, когда главные врачи
больничных учреждений используют
помещения прозектур для размещения в них
служб, не имеющих отношения к работе
патологоанатомических отделений (в
Украинской ССР, Узбекской ССР, Грузинской
ССР, ряде областей РСФСР).
Не всегда
руководители лечебно - профилактических
учреждений обеспечивают своевременную
доставку трупов, операционного и
биопсийного материала в централизованные
патологоанатомические отделения.
Отсутствие в подавляющем большинстве
закрепленного за централизованными
патологоанатомическими отделениями
автотранспорта затрудняет своевременное
обеспечение лечебно - профилактических
учреждений данными о результатах
исследований, а также выезды
патологоанатомов в те больницы, в которых
целесообразно произвести вскрытие умерших
больных на месте или возникает
необходимость в производстве срочных
биопсийных исследований.
Нередко
клинико - патологоанатомические
конференции в лечебно - профилактических
учреждениях носят формальный характер: не
всегда вскрываются имеющиеся серьезные
недостатки и дефекты, допущенные
медицинскими работниками при оказании
медицинской помощи больным или же
выявленные недостатки не получают
принципиальной оценки. К участию в работе
конференций не всегда привлекают
медицинских работников, допустивших
недостатки на догоспитальном этапе
оказания медицинской помощи больным.
Имеются многочисленные примеры, когда
главные врачи лечебно - профилактических
учреждений и клиник без должных к тому
оснований разрешают выдачу трупов без
вскрытия, даже в случаях смерти больных во
время или после операции и подозрении на
инфекционное заболевание.
Серьезно
затрудняет работу патологоанатомической
службы недостаточное ее обеспечение
холодильными камерами, основными
реактивами и красителями, покровными и
предметными стеклами, бинокулярными
микроскопами и насадками, люминесцентными
микроскопами и др.
Наличие указанных
недостатков в патологоанатомической
службе свидетельствует о том, что ряд
руководителей органов здравоохранения и
лечебно - профилактических учреждений,
главных специалистов не учитывают
возможностей и роли патологоанатомической
службы в прижизненной диагностике целого
ряда тяжелых заболеваний, недооценивают и
не используют данные вскрытия умерших для
повышения уровня обследования и лечения
больных. Вследствие этого организации,
развитию и повышению качества работы
патологоанатомической службы в ряде
республик и областей не уделяют должного
внимания.
В целях дальнейшего
совершенствования патологоанатомической
службы в стране:
УТВЕРЖДАЮ:
1.
Положение о патологоанатомическом
отделении (централизованном
патологоанатомическом отделении)
лечебно-профилактического учреждения
(приложение 1).
2. Положение о должностных
обязанностях медицинского персонала
патологоанатомического отделения
(централизованного патологоанатомического
отделения) лечебно - профилактического
учреждения (приложение 2).
3. Положение о
Всесоюзном научно - методическом центре
патологоанатомической службы (приложение
3).
4. Временное положение о Латвийском,
Литовском республиканских, Тамбоском,
Челябинском, Хмельницком областных
патологоанатомических бюро (приложение
4).
5. Положение о порядке вскрытия трупов
в лечебно-профилактических учреждениях
(приложение 5).
6. Положение о порядке
вскрытий мертворожденных и новорожденных,
умерших в перинатальном периоде
(приложение 6).
7. Положение о порядке
организации и проведения клинико -
патологоанатомических конференций в
лечебно - профилактических учреждениях
(приложение 7).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим краевыми,
областными отделами здравоохранения,
начальникам Главных управлений
здравоохранения Мосгорисполкома,
Мособлисполкома, Ленгорисполкома,
Ташгорисполкома, Киевгорисполкома:
1.1.
До 1 июля 1983 года рассмотреть на коллегиях и
медицинских советах состояние
патологоанатомической службы и
разработать мероприятия по устранению
имеющихся недостатков, дальнейшему
развитию и совершенствованию
патологоанатомической службы.
1.2.
Разработать перспективный план (до 1990 года)
дальнейшей организации централизованных
патологоанатомических отделений (в т.ч.
детских), предусмотрев в нем:
-
строительство новых и реконструкцию
действующих патологоанатомических
корпусов, оснащение оборудованием (прежде
всего холодильными камерами для хранения
трупов, микроскопами, секционными столами,
каталками и др.), а также необходимыми
реактивами;
- обеспечение
централизованных патологоанатомических
отделений специально закрепленным
автотранспортом с целью доставки трупов и
биопсийных материалов в централизованные
патологоанатомические отделения, доставки
результатов патологоанатомических
вскрытий и данных биопсийных исследований
в прикрепленные лечебно - профилактические
учреждения, выездов врачей -
патологоанатомов для исследования срочных
биопсий, а при необходимости, для
проведения вскрытий;
- организацию
централизованных патологоанатомических
отделений для лечебно - профилактических
учреждений осуществлять впредь с учетом
обслуживания ими больничных учреждений
общей мощностью не более 4-х тысяч коек.
1.3. Предусмотреть, начиная с 1983 года,
увеличение приема врачей -
патологоанатомов в клиническую ординатуру
и направление в институты
усовершенствования.
1.4. Обеспечить
подготовку необходимого числа лаборантов -
гистологов со средним медицинским
образованием, используя местные базы.
1.5. Организовать работу
патологоанатомических отделений,
централизованных патологоанатомических
отделений, в том числе детских, в строгом
соответствии с Положением о
патологоанатомическом отделении лечебно -
профилактического учреждения (приложение 1)
и Положением о должностных обязанностях
медицинского персонала
патологоанатомического отделения лечебно -
профилактического (приложение 2).
Обратить особое внимание на широкое
использование биопсийных исследований для
прижизненной диагностики заболеваний.
Установить, что гистологические
исследования операционного материла
являются обязательными.
1.6. Обеспечить
выполнение руководителями лечебно -
профилактических учреждений, клиник научно
- исследовательских и медицинских
институтов Положения о порядке вскрытия
трупов в лечебно - профилактических
учреждениях (приложение 5), Положения о
порядке вскрытий мертворожденных и
новорожденных, умерших в перинатальном
периоде (приложение 6). Привлекать к строгой
дисциплинарной ответственности главных
врачей лечебно - профилактических
учреждений и клиник при установлении
фактов необоснованной выдачи трупов
умерших без вскрытия.
1.7. В целях
совершенствования лечебно -
диагностического процесса, сокращения
ошибок и дефектов, допускаемых лечащими
врачами при обследовании и лечении больных,
обеспечить систематическое проведение
клинико - патологоанатомических
конференций в лечебно - профилактических
учреждениях в соответствии с положением о
них (приложение 7). По выводам и предложениям
конференций главным врачам лечебно -
профилактических учреждений, а в случаях
необходимости, руководителям органов
здравоохранения, принимать необходимые
меры по устранению выявленных недостатков,
улучшению организации и качества оказания
медицинской помощи больным.
1.8. В
трехмесячный срок рассмотреть и решить
вопрос об использовании по назначению
помещений патологоанатомических корпусов,
используемых в настоящее время не по
прямому назначению. Впредь категорически
запретить использование помещений
патологоанатомических корпусов под другие
цели или размещение в них структурных
подразделений больниц, не относящихся к
патологоанатомическим отделениям.
2.
Министрам здравоохранения союзных
республик ввести, начиная с 1 августа 1983
года, с учетом потребности во врачах -
патологоанатомах, подготовку выпускников
лечебного и педиатрического факультетов
медицинских вузов в интернатуре по
специальности врач - патологоанатом, с
учетом укомплектования штатных должностей
участковых врачей-терапевтов,
врачей-педиатров, врачей скорой и
неотложной медицинской помощи, а также
врачебных должностей в учреждениях
здравоохранения сельской местности.
3.
Ректорам медицинских вузов обеспечить
подготовку в интернатуре врачей -
патологоанатомов в строгом соответствии с
утвержденной министерством
здравоохранения союзной республики
заявкой и приказом Министерства
здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44 "О
мерах по дальнейшему улучшению подготовки
врачебных кадров в интернатуре".
4.
Главному управлению учебных заведений
Министерства здравоохранения СССР (тов.
Лакин К.М.) разработать до 1 августа 1983 года
типовой учебный план и программу
одногодичной специализации (интернатуры)
выпускников медицинских вузов по
специальности врач - патологоанатом.
5.
Министерству здравоохранения РСФСР (тов.
Трофимов В.В.), Министерству
здравоохранения Украинской ССР (тов.
Романенко А.Е.), Министерству
здравоохранения Латвийской ССР (тов. Канеп
В.В.), Министерству здравоохранения
Литовской ССР (тов. Платукис И.И.):
5.1. В
течение 1984-1985 гг. провести соответственно
эксперимент по реорганизации
централизованных патологоанатомических
отделений Тамбовской, Челябинской,
Хмельницкой областных больниц в
самостоятельные учреждения
здравоохранения - областные
патологоанатомические бюро с
непосредственным подчинением их
соответствующим областным отделам
здравоохранения, централизованные
патологоанатомические отделения Рижской
городской клинической больницы и
Научно-исследовательского института
онкологии Министерства здравоохранения
Литовской ССР в республиканские
патологоанатомические бюро с
непосредственным подчинением их
соответствующим министерствам
здравоохранения.
5.2. Штаты указанных
бюро устанавливать в пределах плана и
бюджета:
- медицинского персонала
применительно к штатным нормативам
патологоанатомических отделений
(прозекторских);
- административно -
управленческого и хозяйственно -
обслуживающего персонала применительно к
типовым штатам бюро судебно - медицинской
экспертизы.
5.3. Сохранять в указанных
бюро действующие условия оплаты труда и
премирования, преимущества и льготы.
5.4.
В месячный срок разработать в пределах
общих ассигнований на содержание больниц
проект денежных норм расходов на
приобретение медикаментов, реактивов,
оборудования и мягкого инвентаря для
патологоанатомических бюро и представить
для утверждения в Министерство
здравоохранения СССР.
5.5. Организовать
работу патологоанатомических бюро в
соответствии с временным положение о
республиканских и областных
патологоанатомических бюро (приложение
4).
5.6. В течение марта 1986 года подвести
итоги проведенного эксперимента и
материалы итогов с выводами и
предложениями до 1 мая 1986 года представить в
Главное управление лечебно -
профилактической помощи Министерства
здравоохранения СССР.
6. Главному
управлению лечебно - профилактической
помощи Министерства здравоохранения СССР
(тов. Москвичев А.М.), Планово - финансовому
управлению Министерства здравоохранения
СССР (тов. Головтеев В.В.):
6.1.
Осуществлять систематическую помощь
организованным в порядке эксперимента