Приказ минздрава рф, минобразования рф от 30.06.1992 n 186/272"о совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях"


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
30 июня 1992 г.
N 186/272
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Здоровье детей дошкольного и школьного возраста, как и других групп населения, социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье указанного детского контингента, являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.
Сложившаяся система медицинского обслуживания детей дошкольного и школьного возраста не обеспечивает на современном этапе эффективного решения задач по улучшению уровня их здоровья и снижению заболеваемости.
Дошкольно - школьные отделения детских поликлиник, обеспечивающие медицинскую помощь в образовательных учреждениях, постоянно укомплектованы врачами не более 50 процентов. Из числа врачей, работающих в школах, 90 процентов составляют совместители и лица, не имеющие педиатрической подготовки.
Анализ результатов проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98 процентов) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 2-6 раз реже, чем при целевых выборочных углубленных обследованиях детей. Сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний.
Однако, имеющиеся дефекты в качестве профилактической работы, диспансеризации здоровых и больных детей нельзя объяснить только отсутствием врачей. Медицинские работники загружены несвойственной им деятельностью. До 80% затрат их рабочего времени связано с оформлением и ведением многочисленной документации, включая неутвержденные учетные формы; на врача зачастую возложены обязанности среднего медицинского работника. Лишь 19% времени занимает лечебно - профилактическая работа, причем до 70% уходит на организацию и проведение ежегодных массовых профилактических осмотров всего контингента детей.
Медицинские и педагогические работники не имеют требуемых знаний по первичной профилактике и раннему выявлению отклонений в состоянии здоровья детей, физиологии здорового ребенка, педагогической интерпретации медицинских сведений, организации учебно - воспитательного процесса. Не проводится психолого - медико - педагогическая коррекция отклонений в состоянии здоровья, особенно в критические периоды его формирования - адаптации к дошкольному учреждению, в первом и пятом классах - в связи с переходом к предметному обучению и с поступлением в образовательные учреждения, а также в пубертатный период.
Опыт работы органов здравоохранения и образования ряда административных территорий (гг. Воронеж, Тверь, Нижний Новгород, Санкт - Петербург и др.) по рациональному использованию медицинских работников и трехстепенной системе профилактических осмотров детей в организованных коллективах свидетельствует об улучшении диагностики отклонений в состоянии здоровья детей в ранние периоды, повышении качества оздоровления и формировании системы реабилитационных мероприятий в учебно - воспитательном процессе.
В целях повышения качества медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях, рационального использования ресурсов здравоохранения,
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1.1. Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения (приложение 1).
1.2. Функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях (приложение 2).
1.3. Критерии оценки состояния здоровья детей (приложение 3).
1.4. Критерии оценки биологической зрелости и функционального состояния (приложение 4).
2. Начальнику Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава Российской Федерации Зелинской Д.И.:
2.1. Совместно с Управлением подготовки кадров и координации научных исследований Минздрава Российской Федерации (П.Н.Морозов), Всероссийским учебно - научно - методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (П.А.Душенков) до 01.12.92 разработать и в установленном порядке утвердить программы подготовки, в т.ч. постдипломной, средних медицинских работников для образовательных учреждений.
2.2. Переиздать в 1992 году методические указания "Использование скрининг - тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возраста" и "Организация медицинского наблюдения за состоянием здоровья учащихся при использовании массовых скрининг - тестов".
2.3. Изучить систему медицинского обеспечения детей в государственных и негосударственных образовательных учреждениях.
2.4. Совместно с Управлением медицинской статистики Минздрава Российской Федерации (Э.И.Погорелова) до 01.07.92 внести в установленном порядке предложения о пересмотре учетно - отчетных форм по медицинскому обеспечению и состоянию здоровья детей образовательных учреждений.
2.5. До 01.12.92 разработать стандарты профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов и типовые рекомендательные штатные нормативы самостоятельных или, в составе лечебно - профилактических учреждений, подразделений (центров, диспансеров, отделений, на базе учебных заведений и т.д.), обеспечивающих медицинскую помощь детям в организованных коллективах.
3. Главному врачу Республиканского врачебно - физкультурного диспансера Велитченко В.К., ректорам Российского государственного медицинского университета Ярыгину В.Н., Московского медицинского стоматологического института Соколову Е.И., директору Ивановского НИИ материнства и детства Городкову В.Н. до 01.12.92 разработать:
3.1. Методику оценки физической подготовленности детей по физическим тестам.
3.2. Критерии оценки эффективности оздоровительных мероприятий средствами физической культуры.
3.3. Совместно с Республиканским институтом повышения квалификации педагогических кадров Министерства образования Российской Федерации разработать программы повышения квалификации педагогического и медицинского персонала по физкультурно - оздоровительной работе с детьми в образовательных учреждениях, в т.ч. имеющими отклонения в состоянии здоровья, с использованием традиционных и нетрадиционных методов их оздоровления.
4. Директору Ивановского НИИ материнства и детства Городкову В.Н. разработать до 01.12.92 критерии оценки психического и репродуктивного здоровья детей.
4.1. Разработать модель отделения восстановительного лечения и реабилитации на базе образовательного учреждения.
5. Начальнику Главного управления социальной защиты детства Министерства образования Российской Федерации Володиной И.Н. совместно с начальником Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава Российской Федерации Зелинской Д.И.:
5.1. Переработать программы подготовки педагогических кадров, внести в них вопросы охраны здоровья детей, психолого - медико - педагогической реабилитации.
5.2. До 01.06.93 подготовить сборник методических материалов по охране здоровья детей в образовательных учреждениях для педагогического и медицинского персонала.
6. Руководителям органов здравоохранения и образования республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга:
6.1. Организовать подготовку и переподготовку средних медицинских кадров для работы в образовательных учреждениях в соответствии с утвержденными настоящим приказом приложениями.
6.2. Осуществить постепенный, по мере подготовки средних медицинских кадров, переход на организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях в соответствии с приложениями данного приказа и в зависимости от местных условий.
6.3. Передать медицинское обеспечение учащихся 9-11 классов образовательных учреждений детским поликлиникам.
6.4. Обеспечить совместную работу педагогического и медицинского персонала образовательных учреждений в проведении лечебно - оздоровительных мероприятий.
7. Просить Академию медицинских наук Российской Федерации (Покровский В.И.), Президиум Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук (Труфакин В.А.) провести с участием НИИ возрастной физиологии и гигиены Российской Академии образования (Колесов Д.В.) в 1992-1993 гг. выборочные исследования состояния здоровья детей в различных типах образовательных учреждений системы образования и МВД.
8. Контроль за выполнением данного приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Ваганова Н.Н. и заместителя Министра образования Российской Федерации Бадмаева С.А.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
А.И.ВОРОБЬЕВ
Министр образования
Российской Федерации
Э.Д.ДНЕПРОВ


Приложение N 1
к приказу Минздрава
Российской Федерации и
Министерства образования
Российской Федерации
от 30.06.1992 г. N 186/272
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
-------------------T------------------T-------------------------------------T------------------------------¬
¦ Переломные ¦Доврачебный этап ¦ Врачебно-педагогический этап ¦ Специализированный этап ¦
¦ возрастные ¦(скрининг и ла- +------------------T------------------+ ¦
¦ периоды ¦бораторное обсле- ¦ педиатр ¦ педагог, ¦ ¦
¦ ¦ дование) ¦ ¦ психолог ¦ ¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦Перед поступлением¦Средний медработ-¦Осмотр с анализом¦Рекомендации по¦Невропатолог, окулист, отола-¦
¦в дошкольное уч-¦ник лечебно-профи-¦данных скри-¦режиму адаптации в¦ринголог, хирург-ортопед, сто-¦
¦реждение ¦лактического уч- ¦нинг-теста и лабо-¦дошкольном учреж-¦матолог, логопед (с 3-х лет),¦
¦ ¦реждения ¦раторного обследо-¦дении ¦по показаниям психиатр и дру-¦
¦ ¦ ¦вания. Распределе-¦ ¦гие специалисты ¦
¦ ¦ ¦ние по группам¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦здоровья ¦ ¦ ¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦За год до поступ-¦Средний медработ-¦Осмотр с анализом¦Определение функ-¦Невропатолог, окулист, отола-¦
¦ления в школу ¦ник дошкольного¦данных скри-¦циональной готов-¦ринголог, хирург-ортопед, сто-¦
¦ ¦учреждения ¦нинг-теста и лабо-¦ности к обучению в¦матолог, по показаниям лого-¦
¦ ¦ ¦раторного обследо-¦школе ¦пед, психиатр ¦
¦ ¦ ¦вания ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦ Медико-педагогическая коррекция ¦
+------------------T------------------T------------------T------------------T------------------------------+
¦Перед поступлением¦Средний медработ-¦Осмотр с анализом¦Определение функ-¦Невропатолог, окулист, отола-¦
¦в школу ¦ник дошкольного¦данных скри-¦циональной готов-¦ринголог, хирург-ортопед, сто-¦
¦ ¦учреждения ¦нинг-теста и лабо-¦ности к школе ¦матолог, по показаниям психи-¦
¦ ¦ ¦раторного обследо-¦ ¦атр, логопед ¦
¦ ¦ ¦вания. Распределе-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ние на медицинские¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦группы для занятий¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦физической культу-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦рой ¦ ¦ ¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦Конец первого года¦Средний медработ-¦Рекомендации для¦Оценка адаптации к¦ -"- ¦
¦обучения ¦ник школы ¦оздоровления в¦обучению в школе,¦ ¦
¦ ¦ ¦летние каникулы ¦рекомендации на¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦каникулы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦Переход к предмет-¦ -"- ¦Оценка нервно-пси-¦Оценка адаптации ¦ -"- и гинеколог ¦
¦ному обучению ¦ ¦хического и¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦физического разви-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тия, определение¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦биологического ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦возраста ребенка и¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦соответствие пас-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦портному ¦ ¦

Медицинское законодательство »
Читайте также