Приказ минздрава рф, минобразования рф от 30.06.1992 n 186/272"о совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
30 июня 1992 г.
N
186/272
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ
МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Здоровье
детей дошкольного и школьного возраста, как
и других групп населения, социально
обусловлено и зависит от таких факторов,
как состояние окружающей среды, здоровье
родителей и наследственность, условия
жизни и воспитания ребенка в семье,
образовательном учреждении. Значимыми
факторами, формирующими здоровье
указанного детского контингента, являются
система воспитания и обучения, включая
физическое воспитание, охрану психического
здоровья, а также организация медицинской
помощи.
Сложившаяся система
медицинского обслуживания детей
дошкольного и школьного возраста не
обеспечивает на современном этапе
эффективного решения задач по улучшению
уровня их здоровья и снижению
заболеваемости.
Дошкольно - школьные
отделения детских поликлиник,
обеспечивающие медицинскую помощь в
образовательных учреждениях, постоянно
укомплектованы врачами не более 50
процентов. Из числа врачей, работающих в
школах, 90 процентов составляют
совместители и лица, не имеющие
педиатрической подготовки.
Анализ
результатов проводимых ежегодно
профилактических осмотров детей
показывает их низкую эффективность. При
высоком общем охвате осмотрами (96-98
процентов) патологические состояния и
заболевания среди осматриваемых детей
выявляются в 2-6 раз реже, чем при целевых
выборочных углубленных обследованиях
детей. Сложившаяся система
профилактических осмотров не позволяет
выявлять начальные стадии хронических
заболеваний.
Однако, имеющиеся дефекты
в качестве профилактической работы,
диспансеризации здоровых и больных детей
нельзя объяснить только отсутствием
врачей. Медицинские работники загружены
несвойственной им деятельностью. До 80%
затрат их рабочего времени связано с
оформлением и ведением многочисленной
документации, включая неутвержденные
учетные формы; на врача зачастую возложены
обязанности среднего медицинского
работника. Лишь 19% времени занимает лечебно
- профилактическая работа, причем до 70%
уходит на организацию и проведение
ежегодных массовых профилактических
осмотров всего контингента детей.
Медицинские и педагогические работники не
имеют требуемых знаний по первичной
профилактике и раннему выявлению
отклонений в состоянии здоровья детей,
физиологии здорового ребенка,
педагогической интерпретации медицинских
сведений, организации учебно -
воспитательного процесса. Не проводится
психолого - медико - педагогическая
коррекция отклонений в состоянии здоровья,
особенно в критические периоды его
формирования - адаптации к дошкольному
учреждению, в первом и пятом классах - в
связи с переходом к предметному обучению и
с поступлением в образовательные
учреждения, а также в пубертатный период.
Опыт работы органов здравоохранения и
образования ряда административных
территорий (гг. Воронеж, Тверь, Нижний
Новгород, Санкт - Петербург и др.) по
рациональному использованию медицинских
работников и трехстепенной системе
профилактических осмотров детей в
организованных коллективах
свидетельствует об улучшении диагностики
отклонений в состоянии здоровья детей в
ранние периоды, повышении качества
оздоровления и формировании системы
реабилитационных мероприятий в учебно -
воспитательном процессе.
В целях
повышения качества медицинского
обслуживания детей в образовательных
учреждениях, рационального использования
ресурсов здравоохранения,
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1.1.
Положение о профилактических осмотрах
детей, посещающих образовательные
учреждения (приложение 1).
1.2.
Функциональные обязанности медицинских
работников, обслуживающих детей в
образовательных учреждениях (приложение
2).
1.3. Критерии оценки состояния
здоровья детей (приложение 3).
1.4.
Критерии оценки биологической зрелости и
функционального состояния (приложение 4).
2. Начальнику Управления охраны здоровья
матери и ребенка Минздрава Российской
Федерации Зелинской Д.И.:
2.1. Совместно с
Управлением подготовки кадров и
координации научных исследований
Минздрава Российской Федерации
(П.Н.Морозов), Всероссийским учебно - научно -
методическим центром по непрерывному
медицинскому и фармацевтическому
образованию (П.А.Душенков) до 01.12.92
разработать и в установленном порядке
утвердить программы подготовки, в т.ч.
постдипломной, средних медицинских
работников для образовательных
учреждений.
2.2. Переиздать в 1992 году
методические указания "Использование
скрининг - тестов при массовых медицинских
обследованиях детей дошкольного и
школьного возраста" и "Организация
медицинского наблюдения за состоянием
здоровья учащихся при использовании
массовых скрининг - тестов".
2.3. Изучить
систему медицинского обеспечения детей в
государственных и негосударственных
образовательных учреждениях.
2.4.
Совместно с Управлением медицинской
статистики Минздрава Российской Федерации
(Э.И.Погорелова) до 01.07.92 внести в
установленном порядке предложения о
пересмотре учетно - отчетных форм по
медицинскому обеспечению и состоянию
здоровья детей образовательных
учреждений.
2.5. До 01.12.92 разработать
стандарты профилактической помощи детям
дошкольного и школьного возрастов и
типовые рекомендательные штатные
нормативы самостоятельных или, в составе
лечебно - профилактических учреждений,
подразделений (центров, диспансеров,
отделений, на базе учебных заведений и т.д.),
обеспечивающих медицинскую помощь детям в
организованных коллективах.
3. Главному
врачу Республиканского врачебно -
физкультурного диспансера Велитченко В.К.,
ректорам Российского государственного
медицинского университета Ярыгину В.Н.,
Московского медицинского
стоматологического института Соколову Е.И.,
директору Ивановского НИИ материнства и
детства Городкову В.Н. до 01.12.92
разработать:
3.1. Методику оценки
физической подготовленности детей по
физическим тестам.
3.2. Критерии оценки
эффективности оздоровительных мероприятий
средствами физической культуры.
3.3.
Совместно с Республиканским институтом
повышения квалификации педагогических
кадров Министерства образования
Российской Федерации разработать
программы повышения квалификации
педагогического и медицинского персонала
по физкультурно - оздоровительной работе с
детьми в образовательных учреждениях, в т.ч.
имеющими отклонения в состоянии здоровья, с
использованием традиционных и
нетрадиционных методов их оздоровления.
4. Директору Ивановского НИИ материнства и
детства Городкову В.Н. разработать до 01.12.92
критерии оценки психического и
репродуктивного здоровья детей.
4.1.
Разработать модель отделения
восстановительного лечения и реабилитации
на базе образовательного учреждения.
5.
Начальнику Главного управления социальной
защиты детства Министерства образования
Российской Федерации Володиной И.Н.
совместно с начальником Управления охраны
здоровья матери и ребенка Минздрава
Российской Федерации Зелинской Д.И.:
5.1.
Переработать программы подготовки
педагогических кадров, внести в них вопросы
охраны здоровья детей, психолого - медико -
педагогической реабилитации.
5.2. До 01.06.93
подготовить сборник методических
материалов по охране здоровья детей в
образовательных учреждениях для
педагогического и медицинского
персонала.
6. Руководителям органов
здравоохранения и образования республик в
составе РФ, краев, областей и автономных
образований, городов Москвы и Санкт -
Петербурга:
6.1. Организовать подготовку
и переподготовку средних медицинских
кадров для работы в образовательных
учреждениях в соответствии с утвержденными
настоящим приказом приложениями.
6.2.
Осуществить постепенный, по мере
подготовки средних медицинских кадров,
переход на организацию медицинской помощи
детям в образовательных учреждениях в
соответствии с приложениями данного
приказа и в зависимости от местных
условий.
6.3. Передать медицинское
обеспечение учащихся 9-11 классов
образовательных учреждений детским
поликлиникам.
6.4. Обеспечить совместную
работу педагогического и медицинского
персонала образовательных учреждений в
проведении лечебно - оздоровительных
мероприятий.
7. Просить Академию
медицинских наук Российской Федерации
(Покровский В.И.), Президиум Сибирского
отделения Российской Академии медицинских
наук (Труфакин В.А.) провести с участием НИИ
возрастной физиологии и гигиены Российской
Академии образования (Колесов Д.В.) в 1992-1993
гг. выборочные исследования состояния
здоровья детей в различных типах
образовательных учреждений системы
образования и МВД.
8. Контроль за
выполнением данного приказа возложить на
заместителя Министра здравоохранения
Российской Федерации Ваганова Н.Н. и
заместителя Министра образования
Российской Федерации Бадмаева
С.А.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
А.И.ВОРОБЬЕВ
Министр образования
Российской Федерации
Э.Д.ДНЕПРОВ
Приложение N 1
к
приказу Минздрава
Российской Федерации
и
Министерства образования
Российской Федерации
от 30.06.1992 г. N
186/272
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
-------------------T------------------T-------------------------------------T------------------------------¬
¦ Переломные ¦Доврачебный этап ¦
Врачебно-педагогический этап ¦
Специализированный этап ¦
¦
возрастные ¦(скрининг и ла-
+------------------T------------------+ ¦
¦ периоды ¦бораторное обсле- ¦
педиатр ¦ педагог, ¦
¦
¦ ¦ дование) ¦ ¦
психолог ¦ ¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4
¦ 5 ¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦Перед поступлением¦Средний
медработ-¦Осмотр с анализом¦Рекомендации
по¦Невропатолог, окулист, отола-¦
¦в
дошкольное уч-¦ник лечебно-профи-¦данных
скри-¦режиму адаптации в¦ринголог,
хирург-ортопед, сто-¦
¦реждение
¦лактического уч- ¦нинг-теста и
лабо-¦дошкольном учреж-¦матолог, логопед
(с 3-х лет),¦
¦ ¦реждения
¦раторного обследо-¦дении ¦по
показаниям психиатр и дру-¦
¦ ¦
¦вания. Распределе-¦ ¦гие
специалисты ¦
¦ ¦
¦ние по группам¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦здоровья
¦ ¦ ¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦За год до поступ-¦Средний
медработ-¦Осмотр с анализом¦Определение
функ-¦Невропатолог, окулист, отола-¦
¦ления в школу ¦ник дошкольного¦данных
скри-¦циональной готов-¦ринголог,
хирург-ортопед, сто-¦
¦
¦учреждения ¦нинг-теста и лабо-¦ности к
обучению в¦матолог, по показаниям
лого-¦
¦ ¦ ¦раторного
обследо-¦школе ¦пед, психиатр
¦
¦ ¦ ¦вания ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦
Медико-педагогическая коррекция
¦
+------------------T------------------T------------------T------------------T------------------------------+
¦Перед поступлением¦Средний
медработ-¦Осмотр с анализом¦Определение
функ-¦Невропатолог, окулист, отола-¦
¦в
школу ¦ник дошкольного¦данных
скри-¦циональной готов-¦ринголог,
хирург-ортопед, сто-¦
¦
¦учреждения ¦нинг-теста и лабо-¦ности к
школе ¦матолог, по показаниям психи-¦
¦ ¦ ¦раторного обследо-¦
¦атр, логопед ¦
¦
¦ ¦вания. Распределе-¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ние на медицинские¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦группы для
занятий¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦физической культу-¦
¦ ¦
¦ ¦
¦рой ¦ ¦
¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦Конец первого года¦Средний
медработ-¦Рекомендации для¦Оценка
адаптации к¦ -"- ¦
¦обучения ¦ник школы
¦оздоровления в¦обучению в школе,¦
¦
¦ ¦
¦летние каникулы ¦рекомендации на¦
¦
¦ ¦ ¦
¦каникулы ¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦
+------------------+------------------+------------------+------------------+------------------------------+
¦Переход к предмет-¦ -"- ¦Оценка
нервно-пси-¦Оценка адаптации ¦ -"- и
гинеколог ¦
¦ному обучению ¦
¦хического и¦ ¦
¦
¦ ¦
¦физического разви-¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦тия,
определение¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦биологического
¦ ¦ ¦
¦
¦ ¦возраста ребенка и¦
¦ ¦
¦ ¦
¦соответствие пас-¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦портному
¦ ¦