"ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН"(УТВ. ВС РФ 22.07.93 n 5487-1)(РЕД. ОТ 30.06.2003)
Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к
этим документам.
Текст документа
22
июля 1993 года N 5487-1
ОСНОВЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
(в ред.
Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ,
от
20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ,
от 10.01.2003 N
15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
с
изм., внесенными Указом Президента РФ от
24.12.1993 N 2288)
Руководствуясь Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного права,
признавая основополагающую роль охраны
здоровья граждан как неотъемлемого условия
жизни общества и подтверждая
ответственность государства за сохранение
и укрепление здоровья граждан Российской
Федерации, стремясь к совершенствованию
правового регулирования и закрепляя
приоритет прав и свобод человека и
гражданина в области охраны здоровья,
Верховный Совет Российской Федерации
принимает Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Охрана здоровья
граждан. Охрана здоровья граждан - это
совокупность мер политического,
экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического и
противоэпидемического характера,
направленных на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья
каждого человека, поддержание его
долголетней активной жизни, предоставление
ему медицинской помощи в случае утраты
здоровья.
Статья 2.
Основные принципы охраны здоровья граждан.
Основными принципами охраны здоровья
граждан являются:
Статья 3.
Законодательство Российской Федерации об
охране здоровья граждан. Законодательство
Российской Федерации об охране здоровья
граждан состоит из соответствующих
положений Конституции Российской
Федерации и Конституций республик в
составе Российской Федерации, настоящих
Основ и принимаемых в соответствии с ними
других законодательных актов Российской
Федерации и республик в составе Российской
Федерации, а также правовых актов
автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
Статья 4.
Задачи законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан.
Задачами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
являются:
Статья 5. Компетенция
Российской Федерации. К ведению Российской
Федерации в вопросах охраны здоровья
граждан относятся:
Статья 6.
Компетенция республик в составе Российской
Федерации. К ведению республик в составе
Российской Федерации в вопросах охраны
здоровья граждан относятся:
Статья 7. Компетенция
автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга. К ведению автономной
области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
в вопросах охраны здоровья граждан
относятся:
Статья 8. Компетенция
органов местного самоуправления. К ведению
органов местного самоуправления в вопросах
охраны здоровья граждан относятся:
Статья
9. Полномочия высших органов
государственной власти и управления
Российской Федерации в области охраны
здоровья граждан.
------------------------------------------------------------------
Статья 10.
Финансирование охраны здоровья граждан.
Источниками финансирования охраны
здоровья граждан являются:
Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения обеспечивается проведением
государственными органами, предприятиями,
учреждениями, организациями, общественными
объединениями и гражданами гигиенических и
противоэпидемических мероприятий,
соблюдением санитарных правил, норм и
гигиенических нормативов, системой
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, а
также комплексом других организационных,
правовых и экономических мер в
соответствии с санитарным
законодательством Российской Федерации.
Статья 13.
Муниципальная система здравоохранения. К
муниципальной системе здравоохранения
относятся муниципальные органы управления
здравоохранением и находящиеся в
муниципальной собственности
лечебно-профилактические и
научно-исследовательские учреждения,
фармацевтические предприятия и
организации, аптечные учреждения,
учреждения судебно-медицинской экспертизы,
образовательные учреждения, которые
являются юридическими лицами и
осуществляют свою деятельность в
соответствии с настоящими Основами,
другими актами законодательства
Российской Федерации, республик в составе
Российской Федерации, правовыми актами
автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, нормативными актами
Министерства здравоохранения Российской
Федерации, министерств здравоохранения
республик в составе Российской Федерации и
органов местного самоуправления.
Статья 14. Частная система
здравоохранения. К частной системе
здравоохранения относятся
лечебно-профилактические и аптечные
учреждения, имущество которых находится в
частной собственности, а также лица,
занимающиеся частной медицинской
практикой и частной фармацевтической
деятельностью.
Статья
15. Лицензирование медицинской и
фармацевтической деятельности. (в ред.
Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Статья 16. Комитеты
(комиссии) по вопросам этики в области
охраны здоровья граждан. При органах
государственной власти и управления, на
предприятиях, в учреждениях, организациях
государственной или муниципальной системы
здравоохранения могут создаваться
комитеты (комиссии) по вопросам этики в
области охраны здоровья граждан в целях
защиты прав человека и отдельных групп
населения в этой области, для участия в
разработке норм медицинской этики и
решении вопросов, связанных с их
нарушением, в подготовке рекомендаций по
приоритетным направлениям практической и
научно-исследовательской деятельности, для
решения иных вопросов в области охраны
здоровья граждан.
Статья 17. Право
граждан Российской Федерации на охрану
здоровья. Граждане Российской Федерации
обладают неотъемлемым правом на охрану
здоровья. Это право обеспечивается охраной
окружающей природной среды, созданием
благоприятных условий труда, быта, отдыха,
воспитания и обучения граждан,
производством и реализацией
доброкачественных продуктов питания, а
также предоставлением населению доступной
медико-социальной помощи.
Статья 18. Право иностранных
граждан, лиц без гражданства и беженцев на
охрану здоровья. Иностранным гражданам,
находящимся на территории Российской
Федерации, гарантируется право на охрану
здоровья в соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
Статья 20. Право
граждан на медико-социальную помощь. При
заболевании, утрате трудоспособности и в
иных случаях граждане имеют право на
медико-социальную помощь, которая включает
профилактическую, лечебно-диагностическую,
реабилитационную, протезно-ортопедическую
и зубопротезную помощь, а также меры
социального характера по уходу за больными,
нетрудоспособными и инвалидами, включая
выплату пособия по временной
нетрудоспособности.
Статья 21. Охрана
здоровья граждан, занятых отдельными
видами профессиональной деятельности. В
целях охраны здоровья граждан,
предупреждения инфекционных и
профессиональных заболеваний работники
отдельных профессий, производств,
предприятий, учреждений и организаций,
перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации,
проходят обязательные предварительные при
поступлении на работу и периодические
медицинские осмотры.
Статья 22.
Права семьи. Государство берет на себя
заботу об охране здоровья членов
семьи.
"ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН"(УТВ. ВС РФ 22.07.93 n 5487-1)(РЕД. ОТ 02.12.2000)
»