<ПИСЬМО> РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 03.02.2006 n 0100/1049-06-32"О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 21.11.2005 n 776"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
3 февраля
2006 г.
N 0100/1049-06-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА
РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ОТ 21.11.2005 N 776
В связи
с поступающими обращениями органов и
учреждений Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека о применении приказа
от 21 ноября 2005 года N 776 "О
санитарно-эпидемиологической экспертизе
видов деятельности (работ, услуг),
продукции, проектной документации" (далее -
Приказ) сообщаю.
Основаниями для
проведения санитарно-эпидемиологических
экспертиз, обследований, исследований,
испытаний, токсикологических,
гигиенических и иных видов оценок (далее -
санитарно-эпидемиологические экспертизы) в
рамках надзора в соответствии с
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" могут быть
предписания главных государственных
санитарных врачей (их заместителей) в адрес
проверяемого юридического лица или
индивидуального предпринимателя (пункт 5
раздела 2 Приказа).
Предписание в адрес
федеральных государственных учреждений
здравоохранения - центров гигиены и
эпидемиологии (далее - ФГУЗ) не
направляется, учитывая, что в соответствии
с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 8
августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)"
предписание - это мера, принимаемая
должностным лицом органов
государственного контроля (надзора) по
фактам нарушений, выявленных при
проведении мероприятия по контролю.
Согласно статье 26.4. КоАП РФ, в случаях, если
при производстве по делу об
административном правонарушении возникает
необходимость в использовании специальных
познаний в науке, технике, искусстве или
ремесле, орган, должностное лицо, в
производстве которых находится дело,
выносят определение о назначении
экспертизы. Определение обязательно для
исполнения экспертами или учреждениями,
которым поручено проведение экспертизы.
Основанием для проведения
санитарно-эпидемиологических экспертиз
вне рамок надзора для ФГУЗ являются
заявления, поданные гражданами,
индивидуальными предпринимателями,
юридическими лицами непосредственно в
адрес ФГУЗ, что является их коммерческой
хозяйственно-договорной деятельностью, не
относящейся к надзорной деятельности
территориального управления.
При
отборе проб в порядке проведения
мероприятий по надзору следует
руководствоваться статьей 3 Федерального
закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)",
предусматривающей, что данное мероприятие
должно проводиться уполномоченными
должностными лицами органов
государственного контроля (надзора) с
составлением соответствующего акта, а
также статьей 26.5. КоАП РФ, согласно которой
должностное лицо, осуществляющее
производство по делу об административном
правонарушении, вправе брать образцы
почерка, пробы и образцы товаров и иных
предметов, необходимые для проведения
экспертизы. При этом следует отметить, что
обеспечение деятельности по отбору проб
осуществляется специалистами ФГУЗ в
обязательном присутствии уполномоченного
должностного лица территориального
управления и подписании им акта отбора
проб.
Проведение
санитарно-эпидемиологических экспертиз
осуществляется только ФГУЗ на основании
направлений или вынесенных определений
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека, ее территориальных органов в
целях:
- осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора;
- проведения расследований причин и условий
возникновения и распространения
инфекционных, паразитарных,
профессиональных заболеваний, а также
массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей, связанных с
воздействием неблагоприятных факторов
среды обитания человека;
- обеспечения
санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий при
чрезвычайных ситуациях, которые могут
привести к возникновению инфекционных и
массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) людей и (или) оказать
негативное воздействие на среду
обитания;
- принятия мер в связи с
поступающими жалобами граждан;
-
выполнения решений правоохранительных и
судебных органов, обращений федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления.
Выдача
санитарно-эпидемиологических заключений
на виды деятельности (работы, услуги),
продукцию, проектную документацию,
предназначенные для использования на
объектах железнодорожного транспорта
общего пользования, осуществляет
Территориальное управление Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по
железнодорожному транспорту (пункт 4.2.
Приказа). В соответствии со ст. 2
Федерального закона от 10 января 2003 года N
17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в
Российской Федерации" железнодорожный
транспорт общего пользования -
производственно-технологический комплекс,
включающий в себя инфраструктуры
железнодорожного транспорта,
железнодорожный подвижной состав, другое
имущество и предназначенный для
обеспечения потребностей физических лиц,
юридических лиц и государства в перевозках
железнодорожным транспортом на условиях
публичного договора, а также в выполнении
иных работ (услуг), связанных с такими
перевозками. Таким образом, выдача
санитарно-эпидемиологических заключений
на другие виды деятельности (работы,
услуги), продукцию, проектную документацию
Территориальным управлением Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по
железнодорожному транспорту является
неправомочной.
В соответствии с
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" обязательным
условием для принятия решения о выдаче
лицензии является представление
соискателем лицензии
санитарно-эпидемиологического заключения
о соответствии санитарным правилам
отдельных видов деятельности, подлежащих
лицензированию.
Санитарно-эпидемиологические заключения
на виды деятельности выдаются на
деятельность, подлежащую лицензированию, а
также на производство новых видов (впервые
разрабатываемых и внедряемых в
производство) пищевых продуктов, пищевых
добавок, продовольственного сырья на
безвозмездной основе. Указанные заключения
оформляются без ограничения срока
действия.
Федеральный закон от 30 марта
1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" предусматривает, что ввод в
эксплуатацию построенных и
реконструированных объектов допускается
при наличии санитарно-эпидемиологических
заключений о соответствии таких объектов
санитарным правилам. Оформление таких
заключений производится территориальными
управлениями и их территориальными
отделами на бланках
санитарно-эпидемиологических заключений
на виды деятельности (работ, услуг) на
основании результатов осуществления
государственного
санитарно-эпидемиологического надзора. При
необходимости
санитарно-эпидемиологических экспертиз к
их осуществлению могут привлекаться ФГУЗ,
причем санитарно-эпидемиологические
экспертизы и выдача
санитарно-эпидемиологических заключений
территориальными управлениями в этих
случаях осуществляется на безвозмездной
основе. Указанные заключения оформляются
без ограничения срока действия.
Санитарно-эпидемиологические заключения
на продукцию, перечисленную в Приложении N 3
к Приказу, в том числе поступающую для
таможенного оформления в субъект
Российской Федерации, выдаются Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, но не
ее территориальными управлениями,
независимо от места таможенного оформления
груза.
При выдаче
санитарно-эпидемиологических заключений
на вид деятельности, работ, услуг с
использованием источников ионизирующего
излучения следует руководствоваться
действующими санитарными правилами
ОСПОРБ-99 СП 2.6.1.799-99 в п. 5.4.3. которых
определено: "Санитарно-эпидемиологическое
заключение о соответствии условий работы с
источниками ионизирующего излучения
санитарным правилам действительно на срок
не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора
"О сроках действия СЭЗ на виды деятельности
с использованием ИИИ" (исх. N 0100/11744-05027 от
22.12.2005) считать недействительным.
Приложение N 3, пункт 7 Приказа
распространяется на материалы и изделия,
содержащие повышенные уровни природных
радионуклидов выше 740 Бк/кг. Приложение N 5, п.
12 Приказа распространяется и на
минеральное сырье.
Ранее выданные
санитарно-эпидемиологические заключения
действуют до окончания указанного в них
срока действия.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО