<ПИСЬМО> РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 03.02.2006 n 0100/1049-06-32"О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 21.11.2005 n 776"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
3 февраля 2006 г.
N 0100/1049-06-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ОТ 21.11.2005 N 776
В связи с поступающими обращениями органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о применении приказа от 21 ноября 2005 года N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации" (далее - Приказ) сообщаю.
Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - санитарно-эпидемиологические экспертизы) в рамках надзора в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" могут быть предписания главных государственных санитарных врачей (их заместителей) в адрес проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (пункт 5 раздела 2 Приказа).
Предписание в адрес федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии (далее - ФГУЗ) не направляется, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" предписание - это мера, принимаемая должностным лицом органов государственного контроля (надзора) по фактам нарушений, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Согласно статье 26.4. КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Основанием для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз вне рамок надзора для ФГУЗ являются заявления, поданные гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами непосредственно в адрес ФГУЗ, что является их коммерческой хозяйственно-договорной деятельностью, не относящейся к надзорной деятельности территориального управления.
При отборе проб в порядке проведения мероприятий по надзору следует руководствоваться статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", предусматривающей, что данное мероприятие должно проводиться уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) с составлением соответствующего акта, а также статьей 26.5. КоАП РФ, согласно которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. При этом следует отметить, что обеспечение деятельности по отбору проб осуществляется специалистами ФГУЗ в обязательном присутствии уполномоченного должностного лица территориального управления и подписании им акта отбора проб.
Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз осуществляется только ФГУЗ на основании направлений или вынесенных определений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов в целях:
- осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- проведения расследований причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;
- обеспечения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей и (или) оказать негативное воздействие на среду обитания;
- принятия мер в связи с поступающими жалобами граждан;
- выполнения решений правоохранительных и судебных органов, обращений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на объектах железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (пункт 4.2. Приказа). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Таким образом, выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту является неправомочной.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию. Санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности выдаются на деятельность, подлежащую лицензированию, а также на производство новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья на безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Оформление таких заключений производится территориальными управлениями и их территориальными отделами на бланках санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работ, услуг) на основании результатов осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. При необходимости санитарно-эпидемиологических экспертиз к их осуществлению могут привлекаться ФГУЗ, причем санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдача санитарно-эпидемиологических заключений территориальными управлениями в этих случаях осуществляется на безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.
Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но не ее территориальными управлениями, независимо от места таможенного оформления груза.
При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на вид деятельности, работ, услуг с использованием источников ионизирующего излучения следует руководствоваться действующими санитарными правилами ОСПОРБ-99 СП 2.6.1.799-99 в п. 5.4.3. которых определено: "Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора "О сроках действия СЭЗ на виды деятельности с использованием ИИИ" (исх. N 0100/11744-05027 от 22.12.2005) считать недействительным.
Приложение N 3, пункт 7 Приказа распространяется на материалы и изделия, содержащие повышенные уровни природных радионуклидов выше 740 Бк/кг. Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и на минеральное сырье.
Ранее выданные санитарно-эпидемиологические заключения действуют до окончания указанного в них срока действия.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО

Медицинское законодательство »
Читайте также