Пояснительная записка <к проекту федерального закона "о безопасности дорожного движения">
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" Необходимость разработки и принятия специального Федерального закона "О безопасности дорожного движения" диктуется сохраняющейся критической обстановкой с аварийностью на автомобильном транспорте. В 1994 году число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составило более 225 тысяч человек, из которых свыше 35,5 тысячи погибли. Ежедневно в России погибает свыше 100 человек и около 600 человек получают ранения различной тяжести. Ежегодно армию инвалидов пополняют порядка 3 тысяч человек, получивших тяжелые увечья в ДТП, при этом около 60 процентов пострадавших приходится на наиболее активную и трудоспособную часть общества - людей в возрасте от 17 до 40 лет. Из общего числа пострадавших каждый десятый погибший и каждый восьмой раненый - ребенок в возрасте до 16 лет. Только за 3 дня в дорожно-транспортных происшествиях гибнет людей больше чем в течение года на всех других видах транспорта вместе взятых. В целом количество пострадавших на дорогах многократно превышает число жертв межнациональных конфликтов, катастроф, землетрясений и других стихийных бедствий. Однако до сих пор ни государством, ни обществом не осознаны масштабы этого, по сути, национального бедствия, вызванного своего рода необъявленной войной на дорогах России. Критическое состояние с аварийностью в Российской Федерации является результатом накопившихся проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения и следствием отсутствия действенных правовых механизмов и системы государственного управления безопасностью движения. Аналогичная ситуация возникла в 60-х годах во всех экономически развитых странах мира. Переход к государственному подходу в решении проблемы к созданию государственной системы управления безопасностью движения, принятие основных законодательных актов в этой области, введение механизма целевого планирования и управления позволили в странах развитой автомобилизации добиться с 70-х годов устойчивого сжижения числа пострадавших людей в дорожно-транспортных происшествиях. Так, в США за 12 лет было спасено 150900 человеческих жизней, а в Японии и Финляндии при росте автомобильного парка в два раза число погибших в ДТП было вдвое снижено. В связи с отсутствием соответствующей законодательной базы Министерством транспорта Российской Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации и других заинтересованных министерств и научных учреждений разработан проект Закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения", который должен стать основой программы развития и упорядочения законодательства в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Настоятельная необходимость разработки и скорейшего принятия такого закона обусловлена тем, что автомобильный транспорт первым из отраслей народного хозяйства перешел на новые экономические условия хозяйствования, к многообразию форм собственности. Создалась ситуация, когда продлевается действие старых нормативов, утвержденных уже ликвидированными министерствами и ведомствами, сохраняющих старые методы управления государственностью. Некоторые новые рычаги управления и экономического стимулирования деятельности в данной сфере уже подключены. В первую очередь к ним относятся: лицензирование перевозочной и другой деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, учебных заведений по подготовке водительских кадров и др.; сертификация автотранспортных средств, услуг по техническому обслуживанию и ремонту и других видов сервисного обслуживания. Разрабатываются нормативы, обеспечивающие создание новой политики страхования на транспорте. Вместе с тем несоответствие старой нормативной базы рыночным условиям хозяйствования требует не только переработки отдельных правил, нормативов и стандартов, но и создания новой концепции законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Законопроект предусматривает основные положения создания государственной системы управления безопасностью движения в России, включающие ее организационную и функциональную структуры. В развитие Закона будет подготовлен комплекс подзаконных нормативных актов, которые составят единую эффективную систему законодательства по безопасности дорожного движения в республике. Принятие Закона позволит регламентировать основные права, обязанности и ответственность всех субъектов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, участников дорожного движения, органов исполнительной и законодательной власти, установить программно-целевое планирование и управление обеспечением безопасности дорожного движения, перейти от ведомственного регулирования правоотношений в данной сфере к государственному нормативному строительству. Проект Федерального закона "О безопасности дорожного движения" состоит из VIII разделов и 35 статей. Перед рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации законопроект прошел экспертизу ведущих юристов, специалистов научных и практических организаций различных направлений в области обеспечения безопасности дорожного движения, Главного правового управления Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Проект Закона был одобрен на заседании Правительства 4 марта 1994 г. (Протокол N 3), доработан с учетом высказанных замечаний, Конституции Российской Федерации, вновь принятых законодательных актов. На законопроект получены отзывы 46 федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти 58 субъектов Российской Федерации, в которых, наряду с предложениями и замечаниями, была высказана поддержка необходимости скорейшего принятия Закона. После рассмотрения на заседании Государственной Думы 14 октября 1994 года законопроект "О безопасности дорожного движения" претерпел серьезные изменения. С учетом замечаний комитетов и депутатов Государственной Думы из 35 статей проекта Закона внесены изменения редакционного плана в 16 статей и концептуального плана - в 7 статей. Так, по замечаниям Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, депутатов Государственной Думы В.А. Никонова, А.А. Осовцева, В.В. Похмелкина и других значительно усилены вопросы о гарантиях прав человека. В частности, подвергнута коренной переработке статья 26 "Права и обязанности участников дорожного движения", в которой впервые в правовых актах российского государства законодательно установлены специфические права участников дорожного движения и обязанности должностных лиц по защите этих прав. Внесены дополнения также в статьи 4 (часть 2), 5 (часть 2 пункт "м") и другие, усиливающие гарантии защиты прав людей, участвующих в дорожном движении. В статье 10 расширены полномочия общественных объединений и организаций по защите прав и интересов участников дорожного движения. На законодательный уровень отнесено установление основания временного ограничения движения транспортных средств по дорогам (статья 16), порядка проведения работ по обязательной сертификации транспортных средств (статья 17); порядка запрещения эксплуатации транспортных средств. На уровень правительственных актов подняты многие вопросы, ранее регулировавшиеся ведомственными документами, что повышает гарантии участников дорожного движения, статус нормативных документов, упорядочивает систему правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Перечень таких актов ограничивается примерно 40 утверждаемыми Правительством нормативными правовыми актами, заменяющими более 400 ведомственных документов. Учтены все предложения Комитета по вопросам местного самоуправления и депутата Государственной Думы Ю.В. Соколова по усилению роли органов местного самоуправления в решении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Помимо дополнений в этой части в статьи 5, 11, 12, 15 и 16 введена специальная статья 8 "Полномочия органов местного самоуправления". По предложению депутата Государственной Думы В.А. Никонова в статью 5 (часть 2) введен пункт, обязующий органы исполнительной власти проводить социально ориентированную политику страхования на транспорте. Сами же вопросы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, пассажиров автомобильного транспорта и другие являются предметом специального законодательного регулирования. Учтены и другие замечания депутатов Государственной Думы по уточнению, конкретизации и редакционной переработке отдельных статей законопроекта, которые сведены в таблице поправок, розданной в пакете документов депутатам. Комитет не согласился с предложением установить в данном Законе специальные нормы ответственности работников, отвечающих за дорожную безопасность, поскольку эти нормы отрегулированы в Административном, Уголовном кодексах и Законе РФ "О милиции", в том числе: за ненадлежащее содержание дорог и дорожных сооружений; за выпуск на линию транспортных средств, представляющих угрозу безопасности движения; за допуск водителей к управлению транспортными средствами в случаях, угрожающих безопасности дорожного движения; в случаях наступления тяжелых последствий в результате допущенных должностными лицами правонарушений. Сотрудники ГАИ за должностные проступки и уголовные преступления несут ответственность в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О милиции". Поэтому в таблице поправок к законопроекту данное предложение отклонено. Вносимый проект Закона не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существенного порядка их финансирования. Вступление в силу Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дополнительных расходов федерального бюджета не требует. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" В настоящее время государственное регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется ныне существующими федеральными органами исполнительной власти: Министерством транспорта РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерством образования РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством путей сообщения РФ, Министерством обороны РФ, Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства, Государственным комитетом РФ по статистике, Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Комитетом РФ по машиностроению, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вносимый проект Закона не предполагает образования новых органов исполнительной власти и изменения существенного порядка их финансирования. Вступление в силу Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дополнительных расходов федерального бюджета не требует. По оценкам экспертов, народно-хозяйственные потери от дорожно-транспортных происшествий ежегодно составляют 14 трлн. рублей (в ценах декабря 1994 г.). СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.60 (с последующими дополнениями и изменениями). 2. Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" от 20.06.84 (с последующими дополнениями и изменениями). 3. Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.91. 4. Закон РСФСР "О дорожных фондах РСФСР" от 10.10.91. 5. Закон РФ "О стандартизации" от 10.06.93. 6. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1. 7. Указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" от 06.04.94 N 667. 8. Постановление Правительства РСФСР "О классификации автомобильных дорог в РСФСР" от 24.12.91 N 61. 9. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Советом Министров РСФСР от 22.10.91 N 557. 10. Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР, утверждено Правительством РСФСР от 26.11.91. 11. Постановление Правительства РСФСР от 28.12.91 N 79 "Вопросы Министерства образования РСФСР". 12. Положение "О Министерстве здравоохранения Российской Федерации", утверждено Правительством России от 24.07.92 N 512. 13. Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждено Правительством 28.05.92 N 354. 14. Положение о Министерстве транспорта России, утверждено Советом Министров - Правительством Российской Федерации от 18.05.93 N 457. 15. Правила дорожного движения, утверждены Правительством РФ от 23.10.93 N 1090. 16. Постановление Правительства РФ от 24.05.94 N 546 "О Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения". 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". 18. ГОСТ 25478-91 Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки. 19. Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации механических транспортных средств и прицепов, утверждены Госстандартом России от 31.03.93 N 7. 20. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения", утверждены Госстандартом России от 11.10.93 N 221. 21. Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов, утверждены МВД России от 05.11.93. 22. Приказ Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.94 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта". 23. Приказ Минтранса РФ от 30.03.94 N 15 "Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте". СПРАВКА О ПЕРЕЧНЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" 1. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Советом Министров РСФСР 22.10.91 N 557. 2. Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР, утверждено Правительством РСФСР от 26.11.91 N 207. 3. Постановление Правительства РСФСР от 28.12.91 N 79 "Вопросы Министерства образования РСФСР". 4. Положение о Государственной автомобильной инспекции Паспорт проекта федерального закона n 94901733-1 'о безопасности дорожного движения' (внесен правительством рф) (подписан президентом рф) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|