Пояснительная записка <к проекту федерального закона "о безопасности дорожного движения">

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
Необходимость разработки и принятия специального Федерального закона "О безопасности дорожного движения" диктуется сохраняющейся критической обстановкой с аварийностью на автомобильном транспорте. В 1994 году число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составило более 225 тысяч человек, из которых свыше 35,5 тысячи погибли.
Ежедневно в России погибает свыше 100 человек и около 600 человек получают ранения различной тяжести. Ежегодно армию инвалидов пополняют порядка 3 тысяч человек, получивших тяжелые увечья в ДТП, при этом около 60 процентов пострадавших приходится на наиболее активную и трудоспособную часть общества - людей в возрасте от 17 до 40 лет. Из общего числа пострадавших каждый десятый погибший и каждый восьмой раненый - ребенок в возрасте до 16 лет.
Только за 3 дня в дорожно-транспортных происшествиях гибнет людей больше чем в течение года на всех других видах транспорта вместе взятых.
В целом количество пострадавших на дорогах многократно превышает число жертв межнациональных конфликтов, катастроф, землетрясений и других стихийных бедствий. Однако до сих пор ни государством, ни обществом не осознаны масштабы этого, по сути, национального бедствия, вызванного своего рода необъявленной войной на дорогах России.
Критическое состояние с аварийностью в Российской Федерации является результатом накопившихся проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения и следствием отсутствия действенных правовых механизмов и системы государственного управления безопасностью движения.
Аналогичная ситуация возникла в 60-х годах во всех экономически развитых странах мира. Переход к государственному подходу в решении проблемы к созданию государственной системы управления безопасностью движения, принятие основных законодательных актов в этой области, введение механизма целевого планирования и управления позволили в странах развитой автомобилизации добиться с 70-х годов устойчивого сжижения числа пострадавших людей в дорожно-транспортных происшествиях. Так, в США за 12 лет было спасено 150900 человеческих жизней, а в Японии и Финляндии при росте автомобильного парка в два раза число погибших в ДТП было вдвое снижено.
В связи с отсутствием соответствующей законодательной базы Министерством транспорта Российской Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации и других заинтересованных министерств и научных учреждений разработан проект Закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения", который должен стать основой программы развития и упорядочения законодательства в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Настоятельная необходимость разработки и скорейшего принятия такого закона обусловлена тем, что автомобильный транспорт первым из отраслей народного хозяйства перешел на новые экономические условия хозяйствования, к многообразию форм собственности. Создалась ситуация, когда продлевается действие старых нормативов, утвержденных уже ликвидированными министерствами и ведомствами, сохраняющих старые методы управления государственностью.
Некоторые новые рычаги управления и экономического стимулирования деятельности в данной сфере уже подключены. В первую очередь к ним относятся: лицензирование перевозочной и другой деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, учебных заведений по подготовке водительских кадров и др.; сертификация автотранспортных средств, услуг по техническому обслуживанию и ремонту и других видов сервисного обслуживания. Разрабатываются нормативы, обеспечивающие создание новой политики страхования на транспорте.
Вместе с тем несоответствие старой нормативной базы рыночным условиям хозяйствования требует не только переработки отдельных правил, нормативов и стандартов, но и создания новой концепции законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Законопроект предусматривает основные положения создания государственной системы управления безопасностью движения в России, включающие ее организационную и функциональную структуры.
В развитие Закона будет подготовлен комплекс подзаконных нормативных актов, которые составят единую эффективную систему законодательства по безопасности дорожного движения в республике.
Принятие Закона позволит регламентировать основные права, обязанности и ответственность всех субъектов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, участников дорожного движения, органов исполнительной и законодательной власти, установить программно-целевое планирование и управление обеспечением безопасности дорожного движения, перейти от ведомственного регулирования правоотношений в данной сфере к государственному нормативному строительству.
Проект Федерального закона "О безопасности дорожного движения" состоит из VIII разделов и 35 статей.
Перед рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации законопроект прошел экспертизу ведущих юристов, специалистов научных и практических организаций различных направлений в области обеспечения безопасности дорожного движения, Главного правового управления Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проект Закона был одобрен на заседании Правительства 4 марта 1994 г. (Протокол N 3), доработан с учетом высказанных замечаний, Конституции Российской Федерации, вновь принятых законодательных актов.
На законопроект получены отзывы 46 федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти 58 субъектов Российской Федерации, в которых, наряду с предложениями и замечаниями, была высказана поддержка необходимости скорейшего принятия Закона.
После рассмотрения на заседании Государственной Думы 14 октября 1994 года законопроект "О безопасности дорожного движения" претерпел серьезные изменения. С учетом замечаний комитетов и депутатов Государственной Думы из 35 статей проекта Закона внесены изменения редакционного плана в 16 статей и концептуального плана - в 7 статей.
Так, по замечаниям Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, депутатов Государственной Думы В.А. Никонова, А.А. Осовцева, В.В. Похмелкина и других значительно усилены вопросы о гарантиях прав человека. В частности, подвергнута коренной переработке статья 26 "Права и обязанности участников дорожного движения", в которой впервые в правовых актах российского государства законодательно установлены специфические права участников дорожного движения и обязанности должностных лиц по защите этих прав. Внесены дополнения также в статьи 4 (часть 2), 5 (часть 2 пункт "м") и другие, усиливающие гарантии защиты прав людей, участвующих в дорожном движении. В статье 10 расширены полномочия общественных объединений и организаций по защите прав и интересов участников дорожного движения.
На законодательный уровень отнесено установление основания временного ограничения движения транспортных средств по дорогам (статья 16), порядка проведения работ по обязательной сертификации транспортных средств (статья 17); порядка запрещения эксплуатации транспортных средств. На уровень правительственных актов подняты многие вопросы, ранее регулировавшиеся ведомственными документами, что повышает гарантии участников дорожного движения, статус нормативных документов, упорядочивает систему правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Перечень таких актов ограничивается примерно 40 утверждаемыми Правительством нормативными правовыми актами, заменяющими более 400 ведомственных документов.
Учтены все предложения Комитета по вопросам местного самоуправления и депутата Государственной Думы Ю.В. Соколова по усилению роли органов местного самоуправления в решении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Помимо дополнений в этой части в статьи 5, 11, 12, 15 и 16 введена специальная статья 8 "Полномочия органов местного самоуправления".
По предложению депутата Государственной Думы В.А. Никонова в статью 5 (часть 2) введен пункт, обязующий органы исполнительной власти проводить социально ориентированную политику страхования на транспорте. Сами же вопросы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, пассажиров автомобильного транспорта и другие являются предметом специального законодательного регулирования.
Учтены и другие замечания депутатов Государственной Думы по уточнению, конкретизации и редакционной переработке отдельных статей законопроекта, которые сведены в таблице поправок, розданной в пакете документов депутатам.

Комитет не согласился с предложением установить в данном Законе специальные нормы ответственности работников, отвечающих за дорожную безопасность, поскольку эти нормы отрегулированы в Административном, Уголовном кодексах и Законе РФ "О милиции", в том числе: за ненадлежащее содержание дорог и дорожных сооружений; за выпуск на линию транспортных средств, представляющих угрозу безопасности движения; за допуск водителей к управлению транспортными средствами в случаях, угрожающих безопасности дорожного движения; в случаях наступления тяжелых последствий в результате допущенных должностными лицами правонарушений. Сотрудники ГАИ за должностные проступки и уголовные преступления несут ответственность в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О милиции". Поэтому в таблице поправок к законопроекту данное предложение отклонено.
Вносимый проект Закона не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и изменения существенного порядка их финансирования.
Вступление в силу Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дополнительных расходов федерального бюджета не требует.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
В настоящее время государственное регулирование деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется ныне существующими федеральными органами исполнительной власти: Министерством транспорта РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерством образования РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством путей сообщения РФ, Министерством обороны РФ, Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства, Государственным комитетом РФ по статистике, Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Комитетом РФ по машиностроению, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вносимый проект Закона не предполагает образования новых органов исполнительной власти и изменения существенного порядка их финансирования.
Вступление в силу Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дополнительных расходов федерального бюджета не требует.
По оценкам экспертов, народно-хозяйственные потери от дорожно-транспортных происшествий ежегодно составляют 14 трлн. рублей (в ценах декабря 1994 г.).


СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРАВОВОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.60 (с последующими дополнениями и изменениями).
2. Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях" от 20.06.84 (с последующими дополнениями и изменениями).
3. Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.91.

4. Закон РСФСР "О дорожных фондах РСФСР" от 10.10.91.
5. Закон РФ "О стандартизации" от 10.06.93.
6. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10.06.93 N 5151-1.
7. Указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" от 06.04.94 N 667.

8. Постановление Правительства РСФСР "О классификации автомобильных дорог в РСФСР" от 24.12.91 N 61.
9. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Советом Министров РСФСР от 22.10.91 N 557.
10. Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР, утверждено Правительством РСФСР от 26.11.91.
11. Постановление Правительства РСФСР от 28.12.91 N 79 "Вопросы Министерства образования РСФСР".
12. Положение "О Министерстве здравоохранения Российской Федерации", утверждено Правительством России от 24.07.92 N 512.
13. Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждено Правительством 28.05.92 N 354.
14. Положение о Министерстве транспорта России, утверждено Советом Министров - Правительством Российской Федерации от 18.05.93 N 457.
15. Правила дорожного движения, утверждены Правительством РФ от 23.10.93 N 1090.
16. Постановление Правительства РФ от 24.05.94 N 546 "О Правительственной комиссии Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
18. ГОСТ 25478-91 Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки.
19. Система сертификации ГОСТ Р.
Система сертификации механических транспортных средств и прицепов, утверждены Госстандартом России от 31.03.93 N 7.
20. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения", утверждены Госстандартом России от 11.10.93 N 221.

21. Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов, утверждены МВД России от 05.11.93.
22. Приказ Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.94 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта".
23. Приказ Минтранса РФ от 30.03.94 N 15 "Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте".


СПРАВКА О ПЕРЕЧНЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ, ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТ
ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
1. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждено Советом Министров РСФСР 22.10.91 N 557.

2. Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР, утверждено Правительством РСФСР от 26.11.91 N 207.
3. Постановление Правительства РСФСР от 28.12.91 N 79 "Вопросы Министерства образования РСФСР".
4. Положение о Государственной автомобильной инспекции
Паспорт проекта федерального закона n 94901733-1 'о безопасности дорожного движения' (внесен правительством рф) (подписан президентом рф)  »
Читайте также