РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О газоснабжении в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года
(В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
ГЛАВА I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические
и организационные основы отношений в области газоснабжения в
Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения
потребностей государства в стратегическом виде энергетических
ресурсов.
Положения настоящего Федерального закона основываются на
положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с
которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем,
правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности
Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской
Федерации.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный
сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и
собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ,
вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;
газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая
собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе
деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа,
добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
система газоснабжения - имущественный производственный
комплекс, состоящий из технологически, организационно и
экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых
производственных и иных объектов, предназначенных для добычи,
транспортировки, хранения, поставок газа;
газораспределительная система - имущественный производственный
комплекс, состоящий из организационно и экономически
взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и
подачи газа непосредственно его потребителям;
независимая организация - организация, которая осуществляет
производство и поставки газа и является независимой от
организаций - собственников систем газоснабжения и организаций -
собственников газораспределительных систем;
газотранспортная организация - организация, которая
осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные
газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие
производственные объекты находятся на праве собственности или на
иных законных основаниях;
газификация - деятельность по реализации научно-технических и
проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и
организационных мер, направленных на перевод объектов
жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на
использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса;
охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с
особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы
газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения
в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов
и исключения возможности их повреждения;
поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или
уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям
по договорам;
потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей
организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у
поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Статья 3. Законодательное и нормативно-правовое регулирование
газоснабжения в Российской Федерации
Законодательное и нормативно-правовое регулирование
газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции
Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации,
Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных
монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе
Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона,
принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных
правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов
муниципальных образований.(Статья 3 в редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
ГЛАВА II.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 4. Принципы государственной политики в области
газоснабжения в Российской Федерации
В целях обеспечения единого подхода к решению вопросов,
касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих
газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие
принципы государственной политики в указанной области:
государственная поддержка развития газоснабжения в целях
улучшения социально-экономических условий жизни населения,
обеспечения технического прогресса и создания условий для развития
экономики Российской Федерации с учетом промышленной и
экологической безопасности;
государственное регулирование рационального использования
запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое
значение;
повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства,
промышленных и иных организаций, расположенных на территориях
субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации
соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных
программ газификации;
определение основ ценовой политики в отношении газа;
создание условий для широкого использования газа в качестве
моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской
Федерации;
обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;
обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
Статья 5. Системы газоснабжения в Российской Федерации
Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих
на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой
системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения,
газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная
система газоснабжения является одной из федеральных энергетических
систем Российской Федерации.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций -
собственников Единой системы газоснабжения, организаций -
собственников региональных систем газоснабжения, организаций -
собственников газораспределительных систем и независимых
организаций независимо от форм их собственности и
организационно-правовых форм действуют единые правовые основы
формирования рынка и ценовой политики, единые требования
энергетической, промышленной и экологической безопасности,
установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Статья 6. Единая система газоснабжения
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный
производственный комплекс, который состоит из технологически,
организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно
управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для
добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в
собственности организации, образованной в установленных гражданским
законодательством организационно-правовой форме и порядке,
получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе
приватизации либо создавшей или приобретшей их на других
основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Единая система газоснабжения является основной системой
газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность
регулируется государством в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Региональные системы газоснабжения и
газораспределительные системы
Региональная система газоснабжения представляет собой
имущественный производственный комплекс, который состоит из
технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и
централизованно управляемых производственных и иных объектов,
предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок
газа, независим от Единой системы газоснабжения и находится в
собственности организации, образованной в установленных гражданским
законодательством организационно-правовой форме и порядке,
получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в
собственность либо создавшей или приобретшей их на других
предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях.
Региональная система газоснабжения является основной системой
газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской
Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами
государственной власти в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Газораспределительная система представляет собой имущественный
производственный комплекс, который состоит из организационно и
экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для
транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на
соответствующей территории Российской Федерации, независим от
Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и
находится в собственности организации, образованной в установленных
гражданским законодательством организационно-правовой форме и
порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного
комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на
других предусмотренных законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации основаниях.
Организация - собственник газораспределительной системы
представляет собой специализированную организацию, осуществляющую
эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей
газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные
с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Газораспределительные системы контролируются в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Организация газоснабжения населения является полномочием
органов местного самоуправления поселений и осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального
района является полномочием органов местного самоуправления
муниципального района и осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и муниципальными
нормативными правовыми актами.
При купле-продаже акций собственников региональных систем
газоснабжения и собственников газораспределительных систем,
проведении других сделок или операций, связанных с изменением
собственников указанных акций, доля иностранных граждан или
иностранных организаций не должна превышать 20 процентов общего
количества обыкновенных акций собственников указанных систем.
(Статья 7 в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 8. Полномочия федеральных органов государственной
власти в области газоснабжения
К полномочиям федеральных органов государственной власти в
области газоснабжения относятся:
разработка и реализация государственной политики в области
газоснабжения;
разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных
правовых актов, направленных на реализацию государственной политики
в области газоснабжения;
разработка и реализация федеральной программы газификации в
Российской Федерации;
осуществление государственного регулирования использования
стратегических запасов газа, надзор и контроль за промышленной и
экологической безопасностью производственных объектов систем
газоснабжения;
стандартизация, метрологическое обеспечение и сертификация в
области газоснабжения.
Правительство Российской Федерации в области газоснабжения
осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом
"О Правительстве Российской Федерации", в том числе:
устанавливает порядок формирования и утверждения
перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской
Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем
газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;
утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и
предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу
газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных
трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем
газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к
газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок
использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том
числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования
газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат
ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители);
устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на
услуги по его транспортировке по газотранспортным и
газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков,
понесенных газораспределительными организациями при поставках газа
населению в соответствии с льготами, предусмотренными
законодательством Российской Федерации.
Статья 9. (Утратила силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
ГЛАВА III.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ ГАЗА
Статья 10. Основания и порядок отнесения месторождений
газа к объектам федерального значения
К объектам федерального значения относятся месторождения газа,
имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской
Федерации. Обоснование необходимости отнесения месторождения газа к
объектам федерального значения, а также предложение о его отнесении
к таким объектам в соответствии с Федеральным законом "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"
вносится на рассмотрение Правительства Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти в области энергетики. (В
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Отнесение месторождения газа к объектам федерального значения
осуществляется Правительством Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 11. Формирование федерального фонда
резервных месторождений газа
В целях обеспечения энергетической безопасности Российской
Федерации часть месторождений газа федерального значения,
эксплуатация которых в установленном федеральным законом порядке
отнесена на последующий период, решением Правительства Российской
Федерации по представлению федерального органа исполнительной
власти в области энергетики может быть включена в федеральный фонд
резервных месторождений газа. Федеральный фонд резервных
месторождений газа формируется из числа открытых и разведанных
месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы.
(В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
При включении в федеральный фонд резервных месторождений газа
месторождения, поиск и разведку которого организация провела за
счет собственных средств, указанная организация получает
компенсацию из средств федерального бюджета в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из
федерального фонда резервных месторождений газа принимается
Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Порядок ввода в эксплуатацию месторождений
газа федерального значения
В целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской
Федерации Правительство Российской Федерации может без проведения
конкурса принять решение о передаче месторождения газа федерального
значения в эксплуатацию организации, осуществившей за счет
собственных средств поиск и разведку указанного месторождения,
организации - собственнику Единой системы газоснабжения,
организации - собственнику региональной системы газоснабжения или о
проведении конкурса на передачу указанного месторождения в
эксплуатацию.
Организации, которой передано месторождение газа федерального
значения в эксплуатацию, предоставляется лицензия, оформленная в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА IV.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
Статья 13. Полномочия организации - собственника
Единой системы газоснабжения
В целях обеспечения надежного газоснабжения и выполнения
международных договоров Российской Федерации и соглашений о
поставках газа организация - собственник Единой системы
газоснабжения:
обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и
развитие объектов Единой системы газоснабжения;
обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за
функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также
подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их
подсоединения;
осуществляет управление функционированием Единой системы
газоснабжения;
обеспечивает использование на объектах Единой системы
газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых оборудования
и технических процессов;
осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение
промышленной и экологической безопасности объектов Единой системы
газоснабжения, охраны окружающей природной среды;
осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение
потенциальных аварий и катастроф, ликвидацию их последствий на
объектах Единой системы газоснабжения.
В процессе функционирования Единой системы газоснабжения в
целях повышения ее эффективности организация - собственник Единой
системы газоснабжения может осуществлять меры по совершенствованию
структуры данной системы газоснабжения без нарушения надежности
газоснабжения.
Статья 14. Неделимость Единой системы газоснабжения
Для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и
устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения,
связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и
поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не
допускается. Ликвидация организации - собственника Единой системы
газоснабжения может быть осуществлена только на основании
федерального закона.
Технологическое и диспетчерское управление объектами,
подсоединенными к Единой системе газоснабжения, независимо от того,
в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно
организацией - собственником Единой системы газоснабжения.
Организация - собственник подсоединенного к Единой системе
газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из
эксплуатации без согласования с организацией - собственником Единой
системы газоснабжения в период действия между ними договора о
подсоединении.
Статья 15. Особенности обращения акций организации -
собственника Единой системы газоснабжения
При купле-продаже акций организации - собственника Единой
системы газоснабжения, а также при проведении других сделок или
операций, связанных с изменением собственника указанных акций,
доля акций иностранных граждан или организаций не должна превышать
20 процентов общего количества обыкновенных акций. При проведении
конкретных сделок доля акций организации - собственника Единой
системы газоснабжения, которые принадлежат государству и могут быть
реализованы иностранным гражданам или организациям, определяется
Правительством Российской Федерации. Во всех случаях, в том числе в
случаях повторных эмиссий акций, не менее 35 процентов общего
количества обыкновенных акций организации - собственника Единой
системы газоснабжения находится в собственности Российской
Федерации. Продажа указанных акций или отчуждение их иным способом
могут быть осуществлены на основании Федерального закона. При
повторных эмиссиях акций организации - собственника Единой системы
газоснабжения они приобретаются в собственность Российской
Федерации за счет полученных государством дивидендов и других
источников.
ГЛАВА V.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО РЫНКА
ГАЗА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 16. Основы создания и развития единого рынка газа
Основами создания и развития единого рынка газа на территории
Российской Федерации являются:
формирование круга потребителей газа на основе широкого
внедрения газа как энергетического и топливного ресурса в
производство и быт на территориях субъектов Российской Федерации -
развитие газификации;
создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и
поставщиков газа;
создание условий надежного обеспечения газом потребителей
различных категорий;
проведение государственной политики ценообразования,
направленной на развитие единого рынка газа.
Статья 17. Правовые основы развития газификации
территорий Российской Федерации
Развитие газификации территорий Российской Федерации
осуществляется на основании перспективного баланса добычи и
потребления газа, а также принятых в установленном порядке
федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации
жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
Порядок разработки и реализации указанных федеральных программ
устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование
федеральных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства,
промышленных и иных организаций может осуществляться за счет
средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов
Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством
Российской Федерации источников.
Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального
хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на
территориях субъектов Российской Федерации, в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, могут быть
введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа
газораспределительными организациями. В этом случае органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют
контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в
результате введения указанных надбавок.
Статья 18. Правовые основы поставок газа
Поставки газа проводятся на основании договоров между
поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в
соответствии с гражданским законодательством и утвержденными
Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и
правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными
нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего
Федерального закона.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа
имеют его покупатели для государственных нужд, коммунально-бытовых
и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении
которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
Для организаций, деятельность которых финансируется за счет
средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации
вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов
на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для
федеральных государственных нужд, установленным законодательством
Российской Федерации.
Статья 19. Качество поставляемого газа
Поставки газа потребителям осуществляются только при
соответствии качества поставляемого газа государственным стандартам
и при наличии сертификатов соответствия.
ГЛАВА VI.
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В ОБЛАСТИ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
Статья 20. Принципы государственной ценовой политики
в области газоснабжения
Государственная ценовая политика в области газоснабжения
осуществляется на основе следующих принципов:
создание благоприятных условий для поиска, разведки и освоения
месторождений газа, добычи, транспортировки, хранения и поставок
газа, обеспечения самофинансирования организаций систем
газоснабжения;
(абзац третий утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
расширение сфер применения рыночных цен на газ и услуги по
газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных
организаций с учетом стоимости, качества и потребительских свойств
альтернативных газу видов энергетических ресурсов в целях
формирования рынка энергетических ресурсов;
контроль за соблюдением регулируемых государством цен и
тарифов в области газоснабжения;
удовлетворение платежеспособного спроса на газ;
стимулирование использования газа в качестве моторного топлива
для транспортных средств в целях уменьшения выбросов вредных
веществ в окружающую природную среду и повышения экономической
эффективности использования топливных ресурсов;
обеспечение конкурентоспособности российского газа на мировом
энергетическом рынке;
возмещение за счет средств соответствующих бюджетов
организации - собственнику системы газоснабжения фактических
убытков в размере образовавшейся задолженности по оплате газа
неотключаемыми потребителями.
Статья 21. Регулирование цен на газ и тарифов
на услуги по транспортировке газа
Государственное регулирование тарифов на услуги по
транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О
естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов
естественных монополий, осуществляет федеральный орган
исполнительной власти в области регулирования тарифов. (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
По решению Правительства Российской Федерации регулирование
тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено
государственным регулированием цен на газ для конечных
потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а
также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых
организаций в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов
на услуги по транспортировке газа учитываются экономически
обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения
организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми
средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных
хранилищ газа.
В целях осуществления расчетов между организациями, входящими
в состав системы газоснабжения, организация - собственник данной
системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние
расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.
Статья 22. (Утратила силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 23. Регулирование тарифов на услуги
газораспределительных организаций
Федеральный орган исполнительной власти в области
регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций -
собственников газораспределительных систем по транспортировке газа
и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть
дифференцированы с учетом экономических и социальных условий
газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации. (В
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 24. Социальные гарантии для малоимущих граждан
Социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации
понесенных ими затрат на приобретение газа и перечень данных
категорий граждан определяются законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.(Статья 24 в
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 25. Гарантии оплаты поставленного газа
и услуг по его транспортировке
На основе договоров поставки газа и договоров об оказании
услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки
газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий
договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При несоблюдении условий указанных договоров неотключаемыми
потребителями, деятельность которых финансируется за счет средств
федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации,
ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по
газоснабжению возлагается на соответствующего государственного
заказчика. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
ГЛАВА VII.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
Статья 26. Антимонопольные правила для
организаций - собственников систем газоснабжения
Организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам
газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать
действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе
такие действия, как:
навязывание потребителям газа условий договоров, не
относящихся к предмету договоров;
включение в договоры условий, которые ставят одного
потребителя в неравное положение по сравнению с другими
потребителями;
нарушение установленного нормативными актами порядка
ценообразования;
необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными
потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его
транспортировки;
создание препятствий независимым организациям для доступа на
рынок газа;
сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания
монопольно высоких цен.
Статья 27. Доступ организаций к газотранспортным
и газораспределительным сетям
Организации - собственники систем газоснабжения обязаны
обеспечить недискриминационный доступ любым организациям,
осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к
свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и
газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. Качество предназначенного для транспортировки
указанными организациями газа должно соответствовать
государственным стандартам и подтверждаться сертификатами
соответствия требованиям стандарта.
ГЛАВА VIII.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ОРГАНИЗАЦИЙ - СОБСТВЕННИКОВ СИСТЕМ
ГАЗОСНАБЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ ИНЫХ
ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
Статья 28. Правовое регулирование землепользования
при строительстве и эксплуатации объектов
систем газоснабжения
Земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта
объектов систем газоснабжения передаются организациям -
собственникам систем газоснабжения в постоянное или во временное
пользование в порядке, определенном земельным законодательством
Российской Федерации.
В постоянное пользование организации - собственнику системы
газоснабжения передаются земельные участки для строительства
технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов
магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию
земель промышленности и транспорта.
Во временное пользование организации - собственнику системы
газоснабжения передаются земельные участки для выполнения работ по
строительству и ремонту объектов системы газоснабжения, обеспечению
их безопасности. Предоставление земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности и отнесенных к
категории земель промышленности, энергетики, недропользования или
транспорта, осуществляется безвозмездно на основании решений
органов власти, к полномочиям которых данный вопрос отнесен
земельным законодательством Российской Федерации. Предоставление
земельных участков, принадлежащих другим собственникам,
осуществляется с согласия собственников земельных участков на
основании договоров, заключаемых между собственниками земельных
участков или уполномоченными ими лицами и организацией -
собственником системы газоснабжения. Организация - собственник
системы газоснабжения или уполномоченная им эксплуатирующая
организация после завершения намеченных работ на земельном участке,
переданном такой организации во временное пользование, обязана:
рекультивировать земельный участок и передать его владельцу,
пользователю или арендатору по акту в установленном порядке;
возместить в согласованных размерах владельцу, пользователю
или арендатору земельного участка понесенные ими убытки.
Организации, в ведении которых находятся объекты системы
газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:
содержать охранные зоны объектов системы газоснабжения в
пожаробезопасном состоянии;
проводить намеченные работы, вырубать деревья (кустарники) в
охранных зонах объектов системы газоснабжения и за пределами таких
зон в порядке, установленном лесным законодательством Российской
Федерации.
При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии,
катастрофы организация - собственник такой системы или
уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право
беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту
аварии, катастрофы и обязана в полном объеме возместить нанесенный
ею ущерб собственнику земельного участка, по территории которого
осуществлялась доставка необходимых сил и средств.
На земельных участках, отнесенных к землям транспорта,
устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования
таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы
газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил,
правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в
установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных
земельных участков при их хозяйственном использовании не могут
строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах
установленных минимальных расстояний до объектов системы
газоснабжения без согласования с организацией - собственником
системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие
владельцы не имеют права чинить препятствия организации -
собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею
организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту
объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на
них аварий, катастроф.
Статья 29. Правовые основы взаимодействия систем
газоснабжения и систем электроснабжения
В целях обеспечения надежного функционирования системы
газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы
электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации
взаимодействия указанных систем, в том числе:
организации - собственники указанных систем разрабатывают
согласованные балансы потребления газа, электрической и тепловой
энергии, обеспечивающие их эффективное функционирование;
организация - собственник системы газоснабжения и
организация - собственник системы электро- и теплоснабжения
заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой
энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов
системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий
таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и
тепловую энергию.
ГЛАВА IX.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 30. Правовое регулирование промышленной безопасности
при осуществлении газоснабжения
Правовое регулирование промышленной безопасности в
организациях, занимающихся газоснабжением в Российской Федерации,
осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов", Законом Российской
Федерации "Об охране окружающей природной среды", Федеральным
законом "Об экологической экспертизе", настоящим Федеральным
законом и другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения норм и нормативов в области
промышленной безопасности объектов систем газоснабжения
устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
Статья 31. Прогнозирование вероятности возникновения
аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения
Каждый объект систем газоснабжения, отнесенный в установленном
законодательством Российской Федерации порядке к категории опасных,
а также проекты нормативных правовых актов и технические проекты в
области промышленной безопасности систем газоснабжения и их
объектов подлежат государственной экологической экспертизе в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого объекта систем газоснабжения постоянно
осуществляется прогнозирование вероятности возникновения аварий,
катастроф. Требования, нормы, правила и методика прогнозирования
вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем
газоснабжения утверждаются федеральным органом исполнительной
власти, специально уполномоченным в области промышленной
безопасности.
Статья 32. Особенности обеспечения промышленной
безопасности объектов систем газоснабжения
Организация - собственник системы газоснабжения кроме мер,
предусмотренных законодательством Российской Федерации в области
промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях
проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы
газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по
безопасному функционированию таких объектов, локализации и
уменьшению последствий аварий, катастроф.
Юридические и физические лица, виновные в возникновении
аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе
аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами
материалов, оборудования, с некачественным выполнением
строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане,
виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов,
газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения,
строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения
безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их
умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих
бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения
незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных
строительными нормами и правилами минимальных расстояний до
объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств
юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не
уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается.
Материальный ущерб, нанесенный организации - собственнику
системы газоснабжения в результате умышленного ее блокирования или
повреждения либо иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу
объектов систем газоснабжения незаконных действий, возмещается в
установленном порядке виновными лицами или принявшими
противоправные решения лицами.
Материальный ущерб, нанесенный организации - собственнику
системы газоснабжения вследствие непреодолимой силы, возмещается за
счет средств обязательного страхования.
Статья 33. Обеспечение готовности опасного объекта
системы газоснабжения к локализации аварий,
катастроф, ликвидации их последствий
Организация - собственник опасного объекта системы
газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации
потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их
возникновения посредством осуществления следующих мероприятий:
создает аварийно-спасательную службу или привлекает на
условиях договоров соответствующие специализированные службы;
осуществляет разработку планов локализации потенциальных
аварий, катастроф, ликвидации их последствий;
создает инженерные системы контроля и предупреждения
возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения,
связи и защиты;
создает запасы материально-технических и иных средств;
осуществляет подготовку работников опасного объекта системы
газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий,
катастроф, ликвидации их последствий.
Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного
объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий,
катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией -
собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным
подразделением федерального органа исполнительной власти,
специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
Статья 34. Учетно-отчетное время для объектов
систем газоснабжения
Для объектов систем газоснабжения независимо от
местонахождения таких объектов решением Правительства Российской
Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время, которое
определяет начало учетных суток, учетного месяца, учетного года для
всех организаций, осуществляющих деятельность по добыче,
транспортировке и поставкам газа.
ГЛАВА Х.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Поручить Правительству Российской Федерации внести в
установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов
Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
31 марта 1999 года
N 69-ФЗ