Заключение пу аппарата гд фс рф от 23.05.2005 n 2.2-1/1621"по проекту федерального закона n 160363-4 "о внесении изменения в кодекс российской федерации об административных правонарушениях"(i чтение)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 23 мая 2005 г. N 2.2-1/1621
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 160363-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(в части уточнения полномочий органов, осуществляющих
функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере)
(I чтение)
По проекту Федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" имеются следующие замечания.
1. В отношении возможности предоставления права рассматривать дела об административных правонарушениях перечисленным в статье 23.7 в новой редакции федеральным органам государственной власти следует отметить следующее.
Основными функциями Федерального казначейства, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 и Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 703, являются правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, учет и распределение доходов от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В системе органов, осуществляющих разного рода финансовый контроль, правом осуществлять производство по делам об административных правонарушениях наделена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 278.
В связи со сказанным полагаем, что наделение Федерального казначейства правом рассматривать дела об административных правонарушениях нуждается в дополнительном обсуждении.
Также нуждается в уточнении предоставление аналогичного права Счетной палате Российской Федерации, поскольку, согласно статьям 23 и 24 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", для Счетной палаты Российской Федерации предусмотрены такие формы реагирования как направление предписаний и представлений. В частности, по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти Российской Федерации представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. В числе прав инспекторов Счетной палаты Российской Федерации, в служебные обязанности которых входит непосредственное проведение контроля (статья 8 данного Федерального закона), право составлять протоколы об административных правонарушениях или рассматривать дела об административных правонарушениях не предусмотрено (статья 26 данного Федерального закона).
По указанной причине и в силу части 1 статьи 28.3 протоколы об административных правонарушениях будет составлять только руководитель Счетной палаты Российской Федерации (пункт 1 части 3 статьи 23.7 в новой редакции), что в итоге приведет к малоэффективному результату.
Во всяком случае, в случае предоставления Счетной палате Российской Федерации права рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16, указание на данные статьи следует исключить из абзаца третьего части 5 статьи 28.3.
2. В отношении предоставления права рассматривать дела об административных правонарушениях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и контрольным органам муниципальных образований в отношении получателей средств из соответствующих бюджетов следует исходить из того, что требования, за нарушение которых предусмотрена ответственность по статьям 15.14 - 15.16 КоАП РФ, установлены БК РФ, при этом КоАП РФ не уточняет, нарушения в отношении использования средств бюджетов какого уровня пресекаются данными правоохранительными нормами. В этой связи, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (абзац второй статьи 6, статьи 29, 38 и другие), следует признать, что данные правонарушения охватывают деяния, связанные с нарушением установленного порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, рассматриваемые правонарушения являются правилами и нормами, установленными федеральным законодательством (см статью 1.1 КоАП РФ), за нарушение которых административная ответственность предусматривается КоАП РФ, и дела о данных правонарушениях будут рассматривать федеральные органы.
Кроме того, статья 270 БК РФ, предусматривающая финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, имеет общий характер; статьи 284 и 284.1 БК РФ конкретизируют права в области мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации как федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных привлекать к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, так и органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, уполномоченных составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.
В статье 265 БК РФ предусмотрен финансовый контроль, осуществляемый контрольными органами представительных органов. Однако формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления, и права данных органов при его осуществлении, зафиксированные в пунктах 1 и 2 указанной статьи, не соответствуют предлагаемым формам реагирования при его осуществлении.
3. Часть 1 статьи 23.7 в новой редакции фактически распределяет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по осуществлению контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в отношении бюджетов различного уровня, что не является предметом данного Кодекса. Кроме того, указанное положение противоречит положениям статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, контроль за их исполнением, а также правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Терминология, применяемая в новой редакции части первой статьи 23.7, не соответствует наименованиям органов, обладающих бюджетными полномочиями, перечисленных в статьей 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. По проекту имеются замечания в части юридической техники.
Наименование законопроекта предлагаем изложить следующим образом:
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 23.7 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ".
Абзацы первый и второй законопроекта необходимо оформить следующим образом:
"Внести в статью 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 1, ст. 9) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 23.7. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере".
Заместитель
Начальника Управления
М.В.ДЕМЕНКОВ

Законопроекты »
Читайте также