Заключение пу аппарата гд фс рф от 23.05.2005 n 2.2-1/1621"по проекту федерального закона n 160363-4 "о внесении изменения в кодекс российской федерации об административных правонарушениях"(i чтение)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 23
мая 2005 г. N 2.2-1/1621
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА N 160363-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(в
части уточнения полномочий органов,
осуществляющих
функции по контролю и
надзору в финансово-бюджетной сфере)
(I
чтение)
По проекту Федерального закона "О
внесении изменения в Кодекс Российской
Федерации об административных
правонарушениях" имеются следующие
замечания.
1. В отношении возможности
предоставления права рассматривать дела об
административных правонарушениях
перечисленным в статье 23.7 в новой редакции
федеральным органам государственной
власти следует отметить следующее.
Основными функциями Федерального
казначейства, согласно Бюджетному кодексу
Российской Федерации, Указу Президента
Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 и
Положению о нем, утвержденному
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 декабря 2004 года N 703, являются
правоприменительные функции по
обеспечению исполнения федерального
бюджета, учет и распределение доходов от
уплаты федеральных, региональных и местных
налогов и сборов между уровнями бюджетной
системы Российской Федерации, а также
кассовое обслуживание исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.
В системе органов, осуществляющих разного
рода финансовый контроль, правом
осуществлять производство по делам об
административных правонарушениях наделена
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора согласно Положению, утвержденному
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 июня 2004 года N 278.
В связи
со сказанным полагаем, что наделение
Федерального казначейства правом
рассматривать дела об административных
правонарушениях нуждается в
дополнительном обсуждении.
Также
нуждается в уточнении предоставление
аналогичного права Счетной палате
Российской Федерации, поскольку, согласно
статьям 23 и 24 Федерального закона "О Счетной
палате Российской Федерации", для Счетной
палаты Российской Федерации предусмотрены
такие формы реагирования как направление
предписаний и представлений. В частности,
по результатам проведенных контрольных
мероприятий Счетная палата направляет
органам государственной власти Российской
Федерации представления для принятия мер
по устранению выявленных нарушений,
возмещению причиненного государству
ущерба и привлечению к ответственности
должностных лиц, виновных в нарушении
законодательства Российской Федерации и
бесхозяйственности. В числе прав
инспекторов Счетной палаты Российской
Федерации, в служебные обязанности которых
входит непосредственное проведение
контроля (статья 8 данного Федерального
закона), право составлять протоколы об
административных правонарушениях или
рассматривать дела об административных
правонарушениях не предусмотрено (статья 26
данного Федерального закона).
По
указанной причине и в силу части 1 статьи 28.3
протоколы об административных
правонарушениях будет составлять только
руководитель Счетной палаты Российской
Федерации (пункт 1 части 3 статьи 23.7 в новой
редакции), что в итоге приведет к
малоэффективному результату.
Во всяком
случае, в случае предоставления Счетной
палате Российской Федерации права
рассматривать дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьями
15.14 - 15.16, указание на данные статьи следует
исключить из абзаца третьего части 5 статьи
28.3.
2. В отношении предоставления права
рассматривать дела об административных
правонарушениях органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и
контрольным органам муниципальных
образований в отношении получателей
средств из соответствующих бюджетов
следует исходить из того, что требования, за
нарушение которых предусмотрена
ответственность по статьям 15.14 - 15.16 КоАП РФ,
установлены БК РФ, при этом КоАП РФ не
уточняет, нарушения в отношении
использования средств бюджетов какого
уровня пресекаются данными
правоохранительными нормами. В этой связи,
с учетом положений Бюджетного кодекса
Российской Федерации (абзац второй статьи 6,
статьи 29, 38 и другие), следует признать, что
данные правонарушения охватывают деяния,
связанные с нарушением установленного
порядка исполнения бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, рассматриваемые
правонарушения являются правилами и
нормами, установленными федеральным
законодательством (см статью 1.1 КоАП РФ), за
нарушение которых административная
ответственность предусматривается КоАП РФ,
и дела о данных правонарушениях будут
рассматривать федеральные органы.
Кроме того, статья 270 БК РФ,
предусматривающая финансовый контроль,
осуществляемый контрольными и финансовыми
органами субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, имеет общий
характер; статьи 284 и 284.1 БК РФ
конкретизируют права в области мер
принуждения за нарушения бюджетного
законодательства Российской Федерации как
федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных привлекать к
административной ответственности в
соответствии с КоАП РФ, так и органов,
исполняющих бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты,
уполномоченных составлять протоколы,
являющиеся основанием для наложения
штрафов.
В статье 265 БК РФ предусмотрен
финансовый контроль, осуществляемый
контрольными органами представительных
органов. Однако формы финансового контроля,
осуществляемого законодательными
(представительными) органами,
представительными органами местного
самоуправления, и права данных органов при
его осуществлении, зафиксированные в
пунктах 1 и 2 указанной статьи, не
соответствуют предлагаемым формам
реагирования при его осуществлении.
3.
Часть 1 статьи 23.7 в новой редакции
фактически распределяет полномочия
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и
муниципальных органов по осуществлению
контроля и надзора в финансово-бюджетной
сфере в отношении бюджетов различного
уровня, что не является предметом данного
Кодекса. Кроме того, указанное положение
противоречит положениям статьи 1
Бюджетного кодекса Российской Федерации,
согласно которой отношения, возникающие
между субъектами бюджетных правоотношений
в процессе утверждения и исполнения
бюджетов всех уровней, контроль за их
исполнением, а также правовой статус
участников бюджетного процесса, правовые
основы порядка и условий привлечения к
ответственности за нарушение бюджетного
законодательства определяются Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
4.
Терминология, применяемая в новой редакции
части первой статьи 23.7, не соответствует
наименованиям органов, обладающих
бюджетными полномочиями, перечисленных в
статьей 151 Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
5. По проекту имеются
замечания в части юридической техники.
Наименование законопроекта предлагаем
изложить следующим образом:
"О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 23.7 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ".
Абзацы первый и второй
законопроекта необходимо оформить
следующим образом:
"Внести в статью 23.7
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 1, ст. 9) изменение,
изложив ее в следующей редакции:
"Статья
23.7. Органы, осуществляющие функции по
контролю и надзору в финансово-бюджетной
сфере".
Заместитель
Начальника
Управления
М.В.ДЕМЕНКОВ