Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в статью 6 федерального закона "о воинской обязанности и военной службе"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВОИНСКОЙ
ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
Указанный законопроект направлен на повышение защищенности граждан, привлеченных к участию в мероприятиях, связанных с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту.
В соответствии с действующей редакцией пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 рублей, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с пунктом 2 той же статьи на время прохождения военных сборов граждане также освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 рублей. Кроме того, им выплачиваются оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
При этом примечателен тот факт, что для граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, такое ограничение не установлено (пункт 2 статьи 5 того же Федерального закона).
Помимо изложенного, в отличие от военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, гражданам, проходящим военные сборы в тех же районах и местностях, соответствующие районные коэффициенты и процентные надбавки к окладам денежного содержания не выплачиваются.
Таким образом, приведенные ограничения ущемляют материальное положение граждан, исполняющих воинскую обязанность или поступающих на военную службу по контракту, а нередко и наносят ему прямой ущерб.
Такое положение дел во многом сказывается и на степени готовности указанных граждан участвовать в указанных мероприятиях.
Так, в последние годы отмечается значительный рост количества граждан, пребывающих в запасе, которые уклоняются от призыва на военные сборы и их прохождения.
В этой ситуации при заблаговременном отборе граждан на военные сборы военным комиссариатам приходится оповещать намного больше лиц, чем это требуется (так, чтобы подобрать 1 человека, оповещается 50, при этом до 50 процентов отобранных граждан для отправки к месту проведения военных сборов не являются). Из числа же отобранных для прохождения военных сборов граждан подавляющее большинство не отвечают предъявляемым к ним требованиям; как правило, это безработные либо лица, социально не адаптированные в обществе.
В конечном итоге перечисленные обстоятельства приводят к неэффективному использованию денежных средств, выделяемых на подготовку специалистов запаса, так как основная цель военных сборов - подготовка личного состава запаса, предназначенного (приписанного) в воинские части, - не достигается. При этом военная организация государства, по существу, дискредитируется в глазах общественности.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается:
отказаться от ограничения максимальным размером выплаты среднего заработка или стипендии указанных граждан (пункты 1 и 2 статьи 6 названного Федерального закона);
установить, что гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к подлежащим выплате окладам денежного содержания (окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию) устанавливаются соответствующие районные коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки (пункт 2 той же статьи).
Реализация законопроекта в случае его принятия и вступления в силу позволит создать благоприятные условия для исполнения гражданами воинской обязанности и поступления на военную службу по контракту и окажет позитивное влияние на мобилизационную подготовку в целом.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВОИНСКОЙ
ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
1. По реализации предложенных законопроектом изменений в пункт 1 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Среднегодовая численность граждан, которые проходят медицинское освидетельствование, медицинское обследование или лечение для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также исполняющих другие обязанности, связанные с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, имеющих средний заработок, составляет 180 тыс. человек, из них 60 тыс. человек - в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Средняя продолжительность указанных мероприятий - 10 дней.
Расчет дополнительных расходов на выплату среднего заработка
По данным Федеральной службы государственной статистики, начисленная среднемесячная заработная плата по стране на одного работника в ноябре 2004 года составила 6 616 руб., в отдаленных местностях - 8 044 руб.
Расчет ежемесячного среднего заработка для граждан в связи с проведением мероприятий по первоначальной постановке их на воинский учет и призыву на военную службу (с зачетом нормы, установленной действующей редакцией пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", - 1 000 руб.):
6616 : 180000 x 120000 + 8044 : 180000 x 60000 = 7092 - 1000 = 6092 руб.
Таким образом, расчетная ежегодная дополнительная потребность средств федерального бюджета на выплату среднего заработка составит:
------------------T--------------T---------------T---------------¬
¦Продолжительность¦ Количество ¦Размер среднего¦Сумма среднего ¦
¦ мероприятий ¦ граждан, ¦ заработка ¦ заработка ¦
¦ (сутки) ¦ привлекаемых ¦ за время ¦ к выплате ¦
¦ ¦к мероприятиям¦ мероприятий ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ ¦ ¦ (руб.) ¦ гр. 2 x гр. 3 ¦
+-----------------+--------------+---------------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----------------+--------------+---------------+---------------+
¦ 10 ¦ 180000 ¦ 2031 ¦ 365580 ¦
+-----------------+--------------+---------------+---------------+
¦ ИТОГО ¦ 180000 ¦ ¦ 365580 ¦
L-----------------+--------------+---------------+----------------
2. По реализации предложенных законопроектом изменений в пункт 2 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Среднегодовая численность граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и призываемых на военные сборы, которые имеют средний заработок, составляет 150 тыс. человек, из которых 50 тыс. человек призываются на военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.
2.1. Расчет дополнительных расходов на выплату среднего заработка
По данным Федеральной службы государственной статистики, начисленная среднемесячная заработная плата по стране на одного работника в ноябре 2004 года составила 6 616 руб., в отдаленных местностях - 8 044 руб.
Расчет ежемесячного среднего заработка для граждан, привлекаемых к военным сборам (с зачетом нормы, установленной действующей редакцией пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", - 1 000 руб.):
6616 : 150000 x 100000 + 8044 : 150000 x 50000 = 7092 - 1000 = 6092 руб.
Таким образом, расчетная ежегодная дополнительная потребность средств федерального бюджета на выплату среднего заработка составит:
------------------T----------T-------------------T---------------¬
¦Продолжительность¦Количество¦ Размер среднего ¦Сумма среднего ¦
¦ военных сборов ¦призванных¦заработка за период¦ заработка ¦
¦ (сутки) ¦на военные¦ военных сборов ¦ к выплате ¦
¦ ¦ сборы ¦ (руб.) ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ ¦ граждан ¦ ¦ гр. 2 x гр. 3 ¦
¦ ¦ (чел.) ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦ 10 ¦ 65 000 ¦ 2 031 ¦ 132 015 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦ 25 ¦ 50 000 ¦ 5 077 ¦ 253 850 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦ 30 ¦ 25 000 ¦ 6 092 ¦ 152 300 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦ 45 ¦ 7 000 ¦ 9 138 ¦ 63 966 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦ 60 ¦ 3 000 ¦ 12 184 ¦ 36 552 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦ ИТОГО ¦ 150 000 ¦ ¦ 638 683 ¦
L-----------------+----------+-------------------+----------------
2.2. Расчет дополнительных расходов на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок
На военные сборы в отдаленных местностях в год привлекается 50 тыс. граждан, пребывающих в запасе, в том числе: 7 тыс. офицеров, 3 тыс. прапорщиков, 14 тыс. сержантов и старшин, 26 тыс. солдат и матросов.
Средний размер районных коэффициентов - 1,4.
Средний размер процентных надбавок - 40 процентов.
Сумма на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок составляет 80 процентов от размеров окладов денежного содержания.
Расчет ежемесячных сумм районных коэффициентов и процентных надбавок:
------------T-------------T-------------T-------------T----------¬
¦Категории ¦ Средний ¦ Средний ¦ Оклад ¦ Сумма РК ¦
¦военнослу- ¦размер оклада¦размер оклада¦ денежного ¦ и ПН ¦
¦жащих ¦по воинскому ¦ по воинской ¦ содержания ¦к выплате ¦
¦ ¦ званию ¦ должности ¦гр. 2 + гр. 3¦ (руб.) ¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦Офицеры ¦ 858 ¦ 1 953 ¦ 2 811 ¦ 2 249 ¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦Прапорщики ¦ 610 ¦ 1 554 ¦ 2 164 ¦ 1 731 ¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦Сержанты ¦ 480 ¦ 1 387 ¦ 1 867 ¦ 1 494 ¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦Солдаты ¦ 411 ¦ 1 193 ¦ 1 604 ¦ 1 283 ¦
L-----------+-------------+-------------+-------------+-----------
Таким образом, расчетная ежегодная дополнительная потребность средств федерального бюджета на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок составит:
---------------T---------------T--------------T------------------¬
¦ Категории ¦ Количество ¦Сумма районных¦ Сумма ¦
¦военнослужащих¦ военнослужащих¦коэффициентов ¦ дополнительных ¦
¦ ¦ (чел.) ¦ и процентных ¦ расходов в месяц ¦
¦ ¦ ¦ надбавок ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ ¦ ¦ к выплате ¦ гр. 2 x гр. 3 ¦
¦ ¦ ¦ (руб.) ¦ ¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦Офицеры ¦ 7 000 ¦ 2 249 ¦ 15 743 ¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦Прапорщики ¦ 3 000 ¦ 1 731 ¦ 5 193 ¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦Сержанты ¦ 14 000 ¦ 1 494 ¦ 20 916 ¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦Солдаты ¦ 26 000 ¦ 1 283 ¦ 33 358 ¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦ ИТОГО ¦ 50 000 ¦ ¦ 75 210 ¦
L--------------+---------------+--------------+-------------------
Расчет средней продолжительности военных сборов:
(10 x 65000 + 25 x 50000 + 30 x 25000 + 45 x 7000 + 60 x 3000) : 150000 = 21 день.
При средней ежегодной продолжительности военных сборов 21 день ежегодная дополнительная потребность в денежных средствах на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок составит:
75210 : 30 x 21 = 52647 тыс. руб.
Таким образом, реализация указанного законопроекта в случае его принятия и вступления в силу потребует дополнительно 1 057 млн. руб. в год, в том числе на выплату среднего заработка - 1 004,3 млн. руб., на выплату районных коэффициентов и процентных надбавок - 52,7 млн. руб.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
Принятие указанного Федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Принятие указанного Федерального закона потребует внесения соответствующих изменений в Положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденное Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 605.

Законопроекты »
Читайте также