Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в статью 6 федерального закона "о воинской обязанности и военной службе"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВОИНСКОЙ
ОБЯЗАННОСТИ И
ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
Указанный законопроект
направлен на повышение защищенности
граждан, привлеченных к участию в
мероприятиях, связанных с исполнением
воинской обязанности или поступлением на
военную службу по контракту.
В
соответствии с действующей редакцией
пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О
воинской обязанности и военной службе"
граждане на время медицинского
освидетельствования, медицинского
обследования или лечения для решения
вопросов о постановке их на воинский учет,
об обязательной подготовке к военной
службе, о призыве или добровольном
поступлении на военную службу, призыве на
военные сборы, а также на время исполнения
ими других обязанностей, связанных с
воинским учетом, обязательной подготовкой
к военной службе, призывом или добровольным
поступлением на военную службу и призывом
на военные сборы, освобождаются от работы
или учебы с сохранением за ними места
постоянной работы или учебы и выплатой
среднего заработка или стипендии по месту
постоянной работы или учебы в размере не
более 1000 рублей, им возмещаются расходы,
связанные с наймом (поднаймом) жилья и
оплатой проезда от места жительства
(работы, учебы) и обратно, а также
командировочные расходы.
В
соответствии с пунктом 2 той же статьи на
время прохождения военных сборов граждане
также освобождаются от работы или учебы с
сохранением за ними места постоянной
работы или учебы и выплатой среднего
заработка или стипендии по месту
постоянной работы или учебы в размере не
более 1000 рублей. Кроме того, им
выплачиваются оклад по воинской должности,
предусмотренной штатом воинской части,
оклад по воинскому званию и возмещаются
командировочные расходы за время
нахождения в пути.
При этом
примечателен тот факт, что для граждан,
участвующих в мероприятиях по обеспечению
исполнения воинской обязанности, такое
ограничение не установлено (пункт 2 статьи 5
того же Федерального закона).
Помимо
изложенного, в отличие от военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту в
районах Крайнего Севера, приравненных к ним
местностях и других местностях с
неблагоприятными климатическими или
экологическими условиями, в том числе
отдаленных, гражданам, проходящим военные
сборы в тех же районах и местностях,
соответствующие районные коэффициенты и
процентные надбавки к окладам денежного
содержания не выплачиваются.
Таким
образом, приведенные ограничения ущемляют
материальное положение граждан,
исполняющих воинскую обязанность или
поступающих на военную службу по контракту,
а нередко и наносят ему прямой ущерб.
Такое положение дел во многом сказывается и
на степени готовности указанных граждан
участвовать в указанных мероприятиях.
Так, в последние годы отмечается
значительный рост количества граждан,
пребывающих в запасе, которые уклоняются от
призыва на военные сборы и их
прохождения.
В этой ситуации при
заблаговременном отборе граждан на военные
сборы военным комиссариатам приходится
оповещать намного больше лиц, чем это
требуется (так, чтобы подобрать 1 человека,
оповещается 50, при этом до 50 процентов
отобранных граждан для отправки к месту
проведения военных сборов не являются). Из
числа же отобранных для прохождения
военных сборов граждан подавляющее
большинство не отвечают предъявляемым к
ним требованиям; как правило, это
безработные либо лица, социально не
адаптированные в обществе.
В конечном
итоге перечисленные обстоятельства
приводят к неэффективному использованию
денежных средств, выделяемых на подготовку
специалистов запаса, так как основная цель
военных сборов - подготовка личного состава
запаса, предназначенного (приписанного) в
воинские части, - не достигается. При этом
военная организация государства, по
существу, дискредитируется в глазах
общественности.
Учитывая изложенное,
законопроектом предлагается:
отказаться от ограничения максимальным
размером выплаты среднего заработка или
стипендии указанных граждан (пункты 1 и 2
статьи 6 названного Федерального закона);
установить, что гражданам, проходящим
военные сборы в районах Крайнего Севера,
приравненных к ним местностях и других
местностях с неблагоприятными
климатическими или экологическими
условиями, в том числе отдаленных, к
подлежащим выплате окладам денежного
содержания (окладу по воинской должности и
окладу по воинскому званию)
устанавливаются соответствующие районные
коэффициенты и выплачиваются процентные
надбавки (пункт 2 той же статьи).
Реализация законопроекта в случае его
принятия и вступления в силу позволит
создать благоприятные условия для
исполнения гражданами воинской
обязанности и поступления на военную
службу по контракту и окажет позитивное
влияние на мобилизационную подготовку в
целом.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 6
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВОИНСКОЙ
ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
1. По
реализации предложенных законопроектом
изменений в пункт 1 статьи 6 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной
службе"
Среднегодовая численность
граждан, которые проходят медицинское
освидетельствование, медицинское
обследование или лечение для решения
вопросов о постановке их на воинский учет,
об обязательной подготовке к военной
службе, о призыве или добровольном
поступлении на военную службу, призыве на
военные сборы, а также исполняющих другие
обязанности, связанные с воинским учетом,
обязательной подготовкой к военной службе,
призывом или добровольным поступлением на
военную службу и призывом на военные сборы,
имеющих средний заработок, составляет 180
тыс. человек, из них 60 тыс. человек - в
районах Крайнего Севера, приравненных к ним
местностях и других местностях с
неблагоприятными климатическими или
экологическими условиями.
Средняя
продолжительность указанных мероприятий -
10 дней.
Расчет дополнительных расходов на
выплату среднего заработка
По данным
Федеральной службы государственной
статистики, начисленная среднемесячная
заработная плата по стране на одного
работника в ноябре 2004 года составила 6 616
руб., в отдаленных местностях - 8 044 руб.
Расчет ежемесячного среднего заработка для
граждан в связи с проведением мероприятий
по первоначальной постановке их на
воинский учет и призыву на военную службу (с
зачетом нормы, установленной действующей
редакцией пункта 1 статьи 6 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной
службе", - 1 000 руб.):
6616 : 180000 x 120000 + 8044 : 180000 x
60000 = 7092 - 1000 = 6092 руб.
Таким образом,
расчетная ежегодная дополнительная
потребность средств федерального бюджета
на выплату среднего заработка
составит:
------------------T--------------T---------------T---------------¬
¦Продолжительность¦ Количество ¦Размер
среднего¦Сумма среднего ¦
¦
мероприятий ¦ граждан, ¦ заработка ¦
заработка ¦
¦ (сутки) ¦
привлекаемых ¦ за время ¦ к выплате
¦
¦ ¦к мероприятиям¦
мероприятий ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ ¦
¦ (руб.) ¦ гр. 2 x гр. 3 ¦
+-----------------+--------------+---------------+---------------+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----------------+--------------+---------------+---------------+
¦
10 ¦ 180000 ¦ 2031 ¦ 365580 ¦
+-----------------+--------------+---------------+---------------+
¦
ИТОГО ¦ 180000 ¦ ¦ 365580 ¦
L-----------------+--------------+---------------+----------------
2. По
реализации предложенных законопроектом
изменений в пункт 2 статьи 6 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной
службе"
Среднегодовая численность
граждан, пребывающих в запасе Вооруженных
Сил Российской Федерации и призываемых на
военные сборы, которые имеют средний
заработок, составляет 150 тыс. человек, из
которых 50 тыс. человек призываются на
военные сборы в районах Крайнего Севера,
приравненных к ним местностях и других
местностях с неблагоприятными
климатическими или экологическими
условиями, в том числе отдаленных.
2.1.
Расчет дополнительных расходов на выплату
среднего заработка
По данным
Федеральной службы государственной
статистики, начисленная среднемесячная
заработная плата по стране на одного
работника в ноябре 2004 года составила 6 616
руб., в отдаленных местностях - 8 044 руб.
Расчет ежемесячного среднего заработка для
граждан, привлекаемых к военным сборам (с
зачетом нормы, установленной действующей
редакцией пункта 2 статьи 6 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной
службе", - 1 000 руб.):
6616 : 150000 x 100000 + 8044 : 150000 x
50000 = 7092 - 1000 = 6092 руб.
Таким образом,
расчетная ежегодная дополнительная
потребность средств федерального бюджета
на выплату среднего заработка
составит:
------------------T----------T-------------------T---------------¬
¦Продолжительность¦Количество¦ Размер
среднего ¦Сумма среднего ¦
¦ военных
сборов ¦призванных¦заработка за период¦
заработка ¦
¦ (сутки) ¦на военные¦
военных сборов ¦ к выплате ¦
¦
¦ сборы ¦ (руб.) ¦ (тыс. руб.) ¦
¦
¦ граждан ¦ ¦ гр. 2 x гр. 3
¦
¦ ¦ (чел.) ¦ ¦
¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦
10 ¦ 65 000 ¦ 2 031 ¦ 132 015 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦
25 ¦ 50 000 ¦ 5 077 ¦ 253 850 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦
30 ¦ 25 000 ¦ 6 092 ¦ 152 300 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦
45 ¦ 7 000 ¦ 9 138 ¦ 63 966 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦
60 ¦ 3 000 ¦ 12 184 ¦ 36 552 ¦
+-----------------+----------+-------------------+---------------+
¦
ИТОГО ¦ 150 000 ¦ ¦ 638 683 ¦
L-----------------+----------+-------------------+----------------
2.2.
Расчет дополнительных расходов на выплату
районных коэффициентов и процентных
надбавок
На военные сборы в отдаленных
местностях в год привлекается 50 тыс.
граждан, пребывающих в запасе, в том числе: 7
тыс. офицеров, 3 тыс. прапорщиков, 14 тыс.
сержантов и старшин, 26 тыс. солдат и
матросов.
Средний размер районных
коэффициентов - 1,4.
Средний размер
процентных надбавок - 40 процентов.
Сумма
на выплату районных коэффициентов и
процентных надбавок составляет 80 процентов
от размеров окладов денежного
содержания.
Расчет ежемесячных сумм
районных коэффициентов и процентных
надбавок:
------------T-------------T-------------T-------------T----------¬
¦Категории ¦ Средний ¦ Средний ¦
Оклад ¦ Сумма РК ¦
¦военнослу- ¦размер
оклада¦размер оклада¦ денежного ¦ и ПН
¦
¦жащих ¦по воинскому ¦ по воинской
¦ содержания ¦к выплате ¦
¦ ¦
званию ¦ должности ¦гр. 2 + гр. 3¦ (руб.)
¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦Офицеры ¦ 858 ¦ 1 953 ¦ 2 811 ¦ 2 249
¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦Прапорщики ¦ 610 ¦ 1 554 ¦ 2 164 ¦ 1 731
¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦Сержанты ¦ 480 ¦ 1 387 ¦ 1 867 ¦ 1 494
¦
+-----------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦Солдаты ¦ 411 ¦ 1 193 ¦ 1 604 ¦ 1 283
¦
L-----------+-------------+-------------+-------------+-----------
Таким
образом, расчетная ежегодная
дополнительная потребность средств
федерального бюджета на выплату районных
коэффициентов и процентных надбавок
составит:
---------------T---------------T--------------T------------------¬
¦ Категории ¦ Количество ¦Сумма
районных¦ Сумма ¦
¦военнослужащих¦
военнослужащих¦коэффициентов ¦
дополнительных ¦
¦ ¦ (чел.) ¦
и процентных ¦ расходов в месяц ¦
¦
¦ ¦ надбавок ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ ¦ ¦ к выплате ¦ гр. 2 x гр. 3
¦
¦ ¦ ¦ (руб.) ¦
¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦Офицеры ¦ 7 000 ¦ 2 249 ¦ 15 743
¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦Прапорщики ¦ 3 000 ¦ 1 731 ¦ 5 193
¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦Сержанты ¦ 14 000 ¦ 1 494 ¦ 20 916
¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦Солдаты ¦ 26 000 ¦ 1 283 ¦ 33 358
¦
+--------------+---------------+--------------+------------------+
¦
ИТОГО ¦ 50 000 ¦ ¦ 75 210 ¦
L--------------+---------------+--------------+-------------------
Расчет
средней продолжительности военных
сборов:
(10 x 65000 + 25 x 50000 + 30 x 25000 + 45 x 7000 + 60 x
3000) : 150000 = 21 день.
При средней ежегодной
продолжительности военных сборов 21 день
ежегодная дополнительная потребность в
денежных средствах на выплату районных
коэффициентов и процентных надбавок
составит:
75210 : 30 x 21 = 52647 тыс. руб.
Таким образом, реализация указанного
законопроекта в случае его принятия и
вступления в силу потребует дополнительно 1
057 млн. руб. в год, в том числе на выплату
среднего заработка - 1 004,3 млн. руб., на
выплату районных коэффициентов и
процентных надбавок - 52,7 млн.
руб.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ
СЛУЖБЕ"
Принятие указанного Федерального
закона признания утратившими силу,
приостановления, изменения, дополнения или
принятия законодательных актов Российской
Федерации не потребует.
Принятие
указанного Федерального закона потребует
внесения соответствующих изменений в
Положение о порядке проведения военных
сборов граждан Российской Федерации,
пребывающих в запасе, утвержденное
Постановлением Совета Министров
Российской Федерации от 26 июня 1993 года N
605.