Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о плате за негативное воздействие на окружающую среду"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПЛАТЕ
ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ"
1. Основная идея, цели, предмет правового регулирования
Основополагающим принципом законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования, в соответствии с которым негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены виды негативного воздействия на окружающую среду и установлено, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Основной целью разработки законопроекта "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - законопроект) является установление правовых основ экономического стимулирования субъектов хозяйственной и иной деятельности к снижению негативного воздействия на окружающую среду путем введения механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом указанный механизм платы в приоритетном порядке носит регулятивный характер, стимулирует природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов и органов государственного управления.
Десятилетний опыт применения механизма определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказал жизнеспособность и эффективность основных принципов, закрепленных в ранее действовавшем Законе РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды".
Механизм взимания платы основывается в настоящее время на Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и на Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". При этом расчет платы, установление базовых нормативов платы и ее индексация регулировались ведомственными документами.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды" (N 7-ФЗ), порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду должен устанавливаться законодательством Российской Федерации, а форма платы - федеральным законом.
Развитие в последние годы бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, основу которого составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, потребовало соответствующего отражения и в правовой базе экономического регулирования природоохранной деятельности.
В первую очередь обозначилась проблема неопределенности правового статуса платы за загрязнение и иное негативное воздействие на окружающую среду, что обусловило неоднозначность толкования правомерности установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды порядка взимания такой платы, процедур определения ее размера. Утрачен целевой характер использования поступающих в бюджеты различного уровня в виде платы за загрязнение и иное негативное воздействие на окружающую среду средств на реализацию природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Это требует пересмотра действующей законодательной и иной нормативной правовой базы, регулирующей порядок определения платы и ее предельных размеров, порядок администрирования платы.
Одновременно требуется внедрение новых и более эффективных методов экономического стимулирования предприятий к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Предлагается в качестве такого механизма использовать введение понятия допустимого норматива, то есть норматива выбросов и сбросов загрязняющих веществ за определенный период, который может быть достигнут при применении наилучшей существующей технологии (НСТ) либо конкретной технологии с учетом производственной специфики объектов хозяйственной деятельности. В пределах допустимого норматива НСТ начисленная плата не взимается, а расходуется плательщиком на осуществление природоохранных мероприятий. Поэтому для предприятий становится выгодным переходить к использованию НСТ, что создает объективные предпосылки для улучшения экологической ситуации в производственной сфере. Другим важным стимулирующим положением законопроекта является предоставляемая предприятию возможность использовать плановые платежи на реализацию природоохранных мероприятий в размере до 70 процентов расходов на них. Перечень мероприятий приводится в законопроекте и включает, в том числе, переход к использованию НСТ.
Ставки платы и перечни загрязняющих веществ, по которым рассчитывается плата, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда РФ N 284-О имеет дату 10.12.2002, а не 10.11.2002. В основу разработки законопроекта закладываются концептуальные положения, вытекающие из правовых норм, установленных Федеральным законом "Об охране окружающей среды", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 10.11.2002 N 284-О, а также практического десятилетнего опыта применения механизма определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды:
плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым и обязательным платежам в целях стимулирования снижения этого воздействия;
разрабатываемым Федеральным законом устанавливается плата за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду, для которых установлены нормативы допустимых воздействий:
- выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух;
- сбросы загрязняющих и иных веществ в водные объекты и на водосборные площади;
- размещение отходов производства и потребления (за исключением радиоактивных);
- за иные виды негативного воздействия на окружающую среду, определенные Федеральным законом "Об охране окружающей среды", плата устанавливается при условии утверждения соответствующих нормативов допустимых воздействий и нормативов платы путем внесения изменений и дополнений в разрабатываемый Федеральный закон и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принятые в соответствии с ним.
Плата взимается за объемы загрязняющих веществ, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности за отчетный период.
Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности.
В законопроекте вводится принцип декларирования и "одного окна", при реализации которого упрощается процедура взаимодействия уполномоченных государственных органов исполнительной власти, с одной стороны, и хозяйствующих субъектов, с другой стороны, обеспечиваются объективность и прозрачность механизма взимания платы и соблюдение требований по охране окружающей среды.
2. Сфера действия законопроекта
Законопроект является законодательным актом прямого действия, закрепляющим основные принципы взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Действие законопроекта распространяется на:
юридических лиц (независимо от форм собственности, в том числе иностранных и с участием иностранных лиц) и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, в том числе иностранных (далее - индивидуальные предприниматели), в процессе хозяйственной и иной деятельности которых производятся выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, осуществляется размещение отходов производства и потребления, оказываются иные виды негативного воздействия на окружающую среду;
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, на которые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами возлагаются администрирование платы и контроль фактического уровня негативного воздействия на окружающую среду.
3. Разрабатываемым Федеральным законом предполагается
установить основные элементы механизма взимания платы
Плательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых возникает негативное воздействие на окружающую среду.
В качестве платежной базы предполагается установить массу выбросов и сбросов загрязняющих веществ, массу размещаемых отходов производства и потребления.
Массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, массы размещаемых отходов производства и потребления рассчитываются плательщиком самостоятельно на основании методических указаний (методик), утверждаемых федеральным уполномоченным органом, осуществляющим нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды утверждаются методические указания (методики) по определению фактического уровня сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления, декларированию в целях определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду. Методики, используемые для определения фактического уровня воздействия на окружающую среду, должны быть соответствующим образом аттестованы. При этом могут быть использованы как инструментальные методы контроля, так и расчет по материально-сырьевому балансу, а также по техническому регламенту.
Законопроектом устанавливается введение коэффициентов индексации, связанных с инфляцией.
В законопроекте предполагается определить порядок учета плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, полномочия федеральных органов исполнительной власти по вопросам администрирования указанной платы, проведению проверок, истребованию необходимых документов, подтверждающих правильность определения плательщиками величины негативного воздействия на окружающую среду, осуществлению зачета излишне внесенных сумм платы или ее начисления, а также меры обеспечения исполнения обязанностей плательщика.
Порядок администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду предполагает, что плательщики самостоятельно представляют в уполномоченные органы декларацию о плате с приложением материалов, необходимых для проверки правильности расчетов суммы платы. В обязанности плательщика также вменяется осуществление самостоятельного исчисления и внесения платы в бюджет в установленные сроки, а также представление в уполномоченные органы расчетов платы и других необходимых документов, подтверждающих правильность определения плательщиками величины негативного воздействия на окружающую среду.
За несвоевременное внесение платы должна взиматься пеня.
При неисполнении плательщиком обязанностей по внесению платы предусматривается взыскание в бесспорном порядке сумм платы и пени.
В законопроекте предусматривается также, что невнесение платы в течение установленного законом срока является основанием для аннулирования разрешительных документов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.
4. Место Федерального закона в системе
действующего законодательства
Законопроект основывается на ст. 76 Конституции Российской Федерации, которой установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законопроект относится к законодательству в области охраны окружающей среды и связан с правовыми нормами бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Бюджетное законодательство регулирует распределение поступлений от платы по уровням бюджетной системы и размер этих поступлений в бюджетном году. В Налоговом кодексе РФ установлено, что плата относится к материальным расходам предприятий, которые учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.
Принятие указанного Закона потребует внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые целесообразно представить в виде отдельного законопроекта.
5. Значение Закона для правовой системы
Заложенные в законопроекте нормы прямого действия позволят:
установить экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности к снижению негативного воздействия на окружающую среду, внедрению современных технологий и выполнению природоохранных мероприятий;
сформировать четкую правовую базу платы за негативное воздействие на окружающую среду;
обеспечить введение экологически обоснованных ставок платы за негативное воздействие;
повысить экономическую ответственность субъектов хозяйственной деятельности за соблюдение природоохранных требований.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ"
В случае принятия проекта Федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" подлежат изменению:
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год";
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется ввиду пункт 7 части 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, а не пункт 1 части 7 статьи 254. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, глава 25 "Налог на прибыль организаций", статья 254 "Материальные расходы", пункт 1, часть седьмая (в части платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду); статья 270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" (в части суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду);
Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства

Проект федерального закона n 216152-3"о плате за негативное воздействие на окружающую среду"(ред., внесенная в гд фс рф)  »
Законопроекты »
Читайте также