Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменения в статью 1 федерального закона "об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах российской федерации"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩЕМ ЧИСЛЕ МИРОВЫХ
СУДЕЙ И КОЛИЧЕСТВЕ СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Свердловской области определено 207 мировых судей и соответствующее количество судебных участков.
Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 52-ОЗ "О создании судебных участков Свердловской области и должностей мировых судей Свердловской области" создано 207 должностей мировых судей Свердловской области и количество судебных участков Свердловской области в соответствии с общим числом мировых судей и количеством судебных участков, определенных Федеральным законом.
Вместе с тем в некоторых административно-территориальных образованиях Свердловской области средняя численность населения на один судебный участок превышает 30 тысяч человек. Например, согласно данным Свердловского областного комитета государственной статистики, население города Заречного, где образован один судебный участок, составляет 30 569 человек; средняя численность населения на один судебный участок в ЗАТО город Новоуральск - 32 500 человек; средняя численность населения на один судебный участок в городе Полевском - 36 850 человек.
Кроме того, опыт работы мировых судей Свердловской области свидетельствует о том, что критерием создания судебных участков должно быть не только количество человек, проживающих на территории судебного участка, но и другие факторы, в том числе и нагрузка на мировых судей, которая определяется наличием на территории конкретных судебных участков социальных и административных органов, иных организаций. При одинаковом количестве проживающих на территориях некоторых судебных участков находятся различные по значимости организации, которые выступают в качестве ответчика по значительному количеству дел.
На территории Ленинского района города Екатеринбурга - центрального района города - расположены областные и городские органы власти, а именно Министерство финансов Свердловской области, Министерство социальной защиты населения Свердловской области, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловской области, Управление государственной инспекции по безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Свердловской области, администрация города Екатеринбурга, Государственная инспекция по безопасности дорожного движения Управления внутренних дел города Екатеринбурга и другие организации. В связи с этим при относительно небольшой средней численности населения на один судебный участок (16 997 человек) среднемесячная нагрузка на одного мирового судью Ленинского района города Екатеринбурга превышает среднеобластные показатели и составляет 209,74 дела (по уголовным делам - 4,15, по гражданским - 74,62, по административным - 130,97).
В случае нахождения на судебном участке градообразующего предприятия возрастает количество исков о взыскании задолженности по заработной плате. Должен учитываться фактор расположения на территории конкретных судебных участков организаций, влияющих на криминогенную обстановку в районе, увеличение числа уголовных и административных дел.
Анализ статистической отчетности о деятельности мировых судей Свердловской области за 2002 - 2004 годы показывает, что нагрузка на мировых судей по рассмотрению дел постоянно возрастает.
Мировым судьям Свердловской области за 9 месяцев 2004 года поступило на рассмотрение 10 099 уголовных дел, окончено производством 9 623 уголовных дела, что на 12 процентов больше, чем за этот же период прошлого года; 68 585 гражданских дел, окончено производством 66 777 гражданских дел, что на 3,6 процента больше, чем за этот же период прошлого года; 113 767 дел об административных правонарушениях, что на 32,6 процента больше, чем за этот же период прошлого года, подвергнуто взысканиям по административным делам 96 673 лица.
По итогам работы за 9 месяцев 2004 года мировые судьи Свердловской области, численность которых в 3,3 раза меньше федеральных, рассмотрели 33 процента уголовных, 63 процента гражданских и 88,5 процента административных дел от общего количества дел, рассмотренных судами общей юрисдикции в Свердловской области.
Среднемесячная нагрузка на одного мирового судью в Уральском федеральном округе по итогам работы за первое полугодие 2003 года составила 93,5 дела, за первое полугодие 2004 года - 112,5 дела.
Среднемесячная нагрузка на одного мирового судью Свердловской области по итогам работы за первое полугодие 2003 года составила 116,2 дела, за первое полугодие 2004 года - 125,71 дела, за 9 месяцев 2004 года - 128,5 дела.
Среднемесячную нагрузку выше среднемесячной областной нагрузки (более 128,5 дела) имеют 83 мировых судьи Свердловской области.
С уровнем нагрузки, значительно превышающим среднеобластной показатель, работают мировые судьи ряда административно-территориальных образований:
в ЗАТО город Лесной создано два судебных участка, средняя численность населения на один судебный участок составляет 27 954 человека, среднемесячная нагрузка на одного мирового судью - 284,05 дела (по уголовным делам - 7,24, по гражданским - 148,98, по административным - 127,83);
в Невьянском районе создано два судебных участка, средняя численность населения на один судебный участок составляет 25 350 человек, среднемесячная нагрузка на одного мирового судью - 253,05 дела (по уголовным делам - 10,04, по гражданским - 56,99, по административным - 186,02);
в городе Заречном создан один судебный участок, численность населения составляет 30 569 человек, среднемесячная нагрузка на мирового судью - 223,76 дела (по уголовным делам - 5,46, по гражданским - 62,52, по административным -155,78);
в ЗАТО город Новоуральск создано три судебных участка, средняя численность населения на один судебный участок составляет 32 500 человек, среднемесячная нагрузка на одного мирового судью - 212,41 дела (по уголовным делам - 7,37, по гражданским - 70,52, по административным - 134,52);
в Красноуфимском районе создано три судебных участка, средняя численность населения на один судебный участок составляет 24 967 человек, среднемесячная нагрузка на одного мирового судью - 192,34 дела (по уголовным делам - 11,18, по гражданским - 79,42, по административным - 101,74);
в Дзержинском районе города Нижний Тагил создано пять судебных участков, средняя численность населения на один судебный участок составляет 25 802 человека, среднемесячная нагрузка на одного мирового судью - 188,74 дела (по уголовным делам - 5,82, по гражданским - 35,07, по административным - 147,85);
в Тавдинском районе создано два судебных участка, средняя численность населения на один судебный участок составляет 24 750 человек, среднемесячная нагрузка на одного мирового судью - 178,72 дела (по уголовным делам - 7,56, по гражданским - 42,82, по административным - 128,34);
в городе Асбесте создано четыре судебных участка, средняя численность населения на один судебный участок составляет 26 725 человек, среднемесячная нагрузка на одного мирового судью - 171,44 дела (по уголовным делам - 6,80, по гражданским - 52,54, по административным - 112,10).
Аналогичная ситуация складывается во многих других районах Свердловской области.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательства Российской Федерации", предусматривающий такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, назначаемое только судьей. Принятие указанного проекта Федерального закона в предложенной редакции повлечет увеличение числа рассматриваемых мировыми судьями дел об административных правонарушениях и повышение нагрузки на мировых судей.
Кроме того, Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях принят в первом чтении проект областного Закона "Об административной ответственности на территории Свердловской области", согласно которому дела об административных правонарушениях, предусмотренные в данном законопроекте, также будут рассматриваться мировыми судьями.
Таким образом, в связи с постоянно возрастающей нагрузкой на мировых судей для качественного и своевременного рассмотрения дел требуется внесение изменений в Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".
Для обеспечения нормальной деятельности мировых судей необходимо увеличение числа мировых судей и количества судебных участков Свердловской области не менее чем на 10 процентов, то есть с 207 до 227. Таким образом, дополнительно требуется создать 20 судебных участков.
Принятие представленного проекта Федерального закона позволит создать судебные участки в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" с учетом административно-территориального устройства Свердловской области из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек, снизить нагрузку на мировых судей, а также повысить качество работы мировых судей.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩЕМ ЧИСЛЕ МИРОВЫХ
СУДЕЙ И КОЛИЧЕСТВЕ СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Расходы на содержание мировых судей включают:
1. Должностной оклад;
надбавку за квалификационный класс;
надбавку за особые условия труда;
надбавку за выслугу лет;
надбавку за сложность, напряженность, высокие достижения труда и специальный режим работы;
премии по итогам работы;
районный коэффициент;
материальную помощь.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации с учетом увеличения должностных окладов судей с 1 октября 2003 года в 1,4 раза.
Должностной оклад мирового судьи составляет 5 130 рублей в месяц. Надбавка за особые условия труда в месяц - 50 процентов:
5 130 х 50% = 2 565 рублей.
Надбавка за квалификационный класс в месяц - 15 процентов:
5 130 х 15% = 769,5 рубля.
Надбавка за выслугу лет в месяц:
(5 130 + 769,5) х 50% = 2 949,75 рубля.
Надбавка за сложность, напряженность установлена в размере одного должностного оклада в год с соответствующей долей надбавки за квалификационный класс, или 1/12 в месяц:
(5 130 + 769,5) : 12 = 491,63 рубля.
Премия по итогам работы установлена в размере пяти окладов в год с соответствующей долей надбавки за квалификационный класс:
(5 130 + 769,5) х 5 = 29 497,5 : 12 = 2 458,13 рубля в месяц.
Материальная помощь - два должностных оклада в год с соответствующей долей надбавки за квалификационный класс:
(5 130 + 769,5) х 2 = 11 799 : 12 = 983,25 рубля в месяц.
Районный коэффициент составляет 15 процентов (согласно справке о размерах районных коэффициентов в регионе) от денежного содержания мирового судьи:
(5 130 + 2 565 + 769,5 + 2949,75 + 491,63 + 2 458,13) х 15% = 2 154,60 рубля в месяц.
Итого денежное содержание одного мирового судьи составит:
в месяц:
5 130 + 2 565 + 769,5 + 2 949,75 + 491,63 + 2 458,13 + 983,25 + 2 154,60 = 17 501,86 рубля;
в год:
17 501,86 х 12 = 210 022,32 рубля.
Итого денежное содержание 20 мировых судей составит:
в месяц:
17 501,86 х 20 = 350 037,20 рубля;
в год:
350 037,20 х 12 = 4 200 446,40 рубля.
2. Начисления на оплату труда (единый социальный налог, включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве) в год:
4 200 446,40 х 7,8% = 327 634,81 рубля.
3. Расходы на санаторно-курортное лечение судей в год:
20 000,0 рубля х 20 судей = 400 000,0 рубля.
4. Расходы на оплату проезда судьи к месту отдыха в год:
15 000,0 рубля х 20 судей = 300 000,0 рубля.
5. Расходы на приобретение служебного обмундирования в год:
9 000,0 рубля х 20 судей = 180 000,0 рубля.
6. Расходы на оплату проезда судей в общественном транспорте в год:
1 000,0 рубля х 20 судей х 12 месяцев = 240 000,0 рубля.
Таким образом, расходы федерального бюджета в год на содержание одного мирового судьи составят 282 404,06 рубля, на содержание двадцати мировых судей - 5 648 081,20 рубля.


РАСЧЕТ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ОДНОГО
СУДЕБНОГО УЧАСТКА
тысяч рублей
-----T--------------------------------T-------------T------------¬
¦ N ¦ Наименование показателей ¦ В месяц ¦ В год ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+-------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----+--------------------------------+-------------+------------+
¦1. ¦Оплата труда ¦ 29,26¦ 351,8 ¦
+----+--------------------------------+-------------+------------+
¦1.1.¦Государственные служащие ¦ 21,8 ¦ 262,1 ¦
¦ ¦(специалист I категории - 1, ¦ ¦ ¦
¦ ¦II категории - 2) ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+-------------+------------+
¦1.2.¦Работники, осуществляющие ¦ 3,66¦ 44,1 ¦
¦ ¦техническое обеспечение - 1 ¦ ¦ ¦
¦ ¦(архивариус, делопроизводитель) ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+-------------+------------+
¦1.3.¦Младший обслуживающий персонал -¦ 3,8 ¦ 45,6 ¦
¦ ¦2 (уборщик помещений

Законопроекты »
Читайте также