Заключение комитета по делам снг и связям с соотечественниками от 30.06.2005 n 31/1"на проект федерального закона n 173231-4 "о ратификации соглашения между российской федерацией и киргизской республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории киргизской республики"


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И СВЯЗЯМ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 июня 2005 г. N 31/1
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 173231-4
"О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
И КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О СТАТУСЕ И УСЛОВИЯХ ПРЕБЫВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ АВИАЦИОННОЙ БАЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ
КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
Проект Федерального закона N 173231-4 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики" внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Соглашение подписано в городе Москве 22 сентября 2002 года и, согласно статье 33, временно применяется с даты его подписания, действует в течение 15 лет и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не намерена прекратить его действие.
Соглашение носит рамочный характер и подлежит выполнению в соответствии с положениями настоящего Соглашения и действующих соглашений, заключенных на многосторонней основе в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, и двусторонних российско-киргизских соглашений, а также соглашений, развивающих отдельные положения настоящего Соглашения.
Соглашение заключено в целях поддержания мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе и обеспечения дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества Сторон в военной области. Его положения носят оборонительный характер и не направлены против других государств.
Согласно статье 1 для достижения целей настоящего Соглашения российской авиационной базе придается статус дислоцированного на территории Киргизской Республики воинского формирования (воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации, являющегося частью авиационной компоненты Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона коллективной безопасности, с вооружением, военной техникой и необходимыми запасами материальных средств.
Реализация настоящего Соглашения (статья 2) возлагается на военные ведомства: соответственно на Министерство обороны Российской Федерации и Министерство обороны Киргизской Республики, которые являются уполномоченными органами Сторон. МО РФ контролирует (статья 3) боевую готовность, оперативную и боевую подготовку и другие вопросы (статьи 8, 10, 12 - 15, 22, 28 и 30) повседневной деятельности российской авиационной базы. Российская авиационная база в период ее нахождения на территории Киргизской Республики обеспечивает совместно с Вооруженными Силами Киргизской Республики защиту суверенитета и безопасности Российской Федерации и Киргизской Республики.
Боевое применение российской авиационной базы осуществляется на основании совместного решения Сторон в соответствии с законодательством Сторон. На основе согласованных Сторонами планов российская авиационная база проводит (статьи 12, 13) маневры и учения за пределами ее дислокации, а также действует в угрожаемый период. Она также может привлекаться к выполнению задач совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне.
В свою очередь, Киргизская Сторона для обеспечения деятельности российской авиационной базы передает (статья 5) Российской Стороне в пользование на безвозмездной основе недвижимое имущество (взлетно-посадочные полосы, ангары, здания, склады, специализированные помещения и другое имущество) и осуществляет эксплуатацию объектов совместного пользования (авиационный полигон, железнодорожный тупик со складом ГСМ). Киргизская Сторона передает (статья 7) Российской Стороне на период действия настоящего Соглашения определенную авиационную и другую технику (самолеты и средства специализированной связи и навигации).
Недвижимое и движимое имущество, передаваемое Российской Стороне, является собственностью Киргизии. Движимое имущество российской авиационной базы является собственностью России, и оно освобождается (статья 6) от всех видов налогов, сборов и иных платежей.
Правовое положение личного состава российской авиационной базы и членов семей личного состава соответствует нормам международного права и обеспечивает всю полноту их гражданских, социально-экономических, личных прав и свобод. Личный состав авиационной базы (военнослужащие и гражданские лица, являющиеся гражданами Российской Федерации) находится (статьи 4, 5) под исключительной юрисдикцией Российской Федерации. Личный состав и его жилище неприкосновенны, он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Личный состав авиационной базы и члены семей соблюдают (статья 11) законодательство Киргизской Республики. Киргизская Сторона уважает правовое положение личного состава и членов семей личного состава и не допускает действий, затрудняющих функционирование российской авиационной базы, принимает меры по обеспечению ее безопасности и личного состава. Российская Сторона также вправе проводить мероприятия по обеспечению собственной безопасности в соответствии с установленным в ВС РФ порядком.
При выполнении настоящего Соглашения Стороны предусматривают меры по обеспечению (статья 30) защиты государственных секретов.
Анализ положений Соглашения и его приложений вызывает необходимость Российской Стороне предпринять ряд кардинальных мер по обеспечению полнокровной жизнедеятельности российской военной авиационной базы в соответствии с возлагаемыми на нее боевыми задачами и потребностями ведения современных боевых действий.
Оставляет желать лучшего социально-правовое положение личного состава российской авиационной базы и членов семей личного состава на территории Киргизии, неспокойной в военном отношении. Обеспечение их социальных гарантий разительно отличается в худшую сторону от социальных гарантий, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу в аналогичных условиях на территории государств Закавказья и Республики Таджикистан. Правительству Российской Федерации необходимо устранить указанную диспропорцию по социальным гарантиям личного состава и членов семей российской авиационной базы на территории Киргизии.
Комитет также отмечает, что Соглашение внесено на ратификацию 16 мая 2005 года в нарушение требований пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" спустя шесть месяцев с даты начала его временного применения.
Настоящее Соглашение было рассмотрено в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы.
Назначенные Советом Государственной Думы соисполнителями по подготовке Соглашения к ратификации Комитет Государственной Думы по обороне и Комитет Государственной Думы по безопасности замечаний не имеют. Другие комитеты, комиссии и депутатские объединения Государственной Думы не возразили против его ратификации.
В целом Соглашение не содержит положений, противоречащих российскому законодательству. При его ратификации не потребуется внесения изменений и дополнений в федеральные законы Российской Федерации.
Ратификация указанного Соглашения имеет большое геополитическое значение и исключительную важность для национальной безопасности России.
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики, подписанное в городе Москве 22 сентября 2003 года.
Председатель Комитета
А.А.КОКОШИН

Законопроекты »
Читайте также