Заключение пу аппарата гд фс рф от 05.07.2005 n 2.2-1/2194"по проекту федерального закона n 177169-4 "о внесении изменений и дополнений в закон российской федерации "о космической деятельности"(первое чтение)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 5
июля 2005 г. N 2.2-1/2194
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА N 177169-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(первое
чтение)
По проекту Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О космической
деятельности" сообщаем следующее.
В
новой редакции статьи 22.1 (пункт 4 статьи 1
проекта) дан понятийный аппарат, тогда как
по правилам законодательной техники
понятийный аппарат помещается в начале
закона. Полагаем, что данные изменения
следует внести в статью 2 Закона.
В части
обеспечения безопасности космической
деятельности, на регулирование которой и
направлен законопроект, некоторые его
положения нуждаются в уточнении. Так,
например, неясно соотношение общего
правила о том, что порядок обеспечения
безопасности космической деятельности в
районах падения отделяющихся частей и
полигонов посадки космических объектов
определяется Правительством Российской
Федерации (новый абзац 3 пункта 2 статьи 22
Закона), а также требования нового пункта 4
статьи 22 Закона о согласовании вопросов
безопасности между
организациями-заказчиками и
администрацией субъектов Российской
Федерации.
Согласно понятию
"безопасность космической деятельности"
(статья 22.1) безопасность должна
осуществляться в отношении космической
техники, объектов космической
инфраструктуры, в отношении космических
материалов и космических технологий.
Однако в проекте вообще не затрагиваются
вопросы безопасности производства
космических материалов, космическая
технология лишь упоминается (абзац пятый
пункта 1 статьи 22.2).
Требует
дополнительного обсуждения возможность
решения вопросов обеспечения безопасности
(пункт 4 статьи 22) на договорной основе.
Представляется, что требования
безопасности обязательны в силу закона и не
должны регулироваться соглашением
сторон.
Кроме того, в новых пунктах 3 и 4
статьи 23 Закона (пункт 7 статьи 1 проекта)
предусматривается, что происшествия,
аварии, катастрофы расследуются экспертной
комиссией, создаваемой в соответствии со
статьей 11 Закона. Обращаем внимание, что в
статье 11 Закона речь идет только об
установлении причин происшествий, об
авариях и катастрофах речь не идет. Однако
изменения в данную статью не
предлагаются.
В тексте проекта
применяется терминология, нуждающаяся в
согласовании или уточнении в соответствии
с действующим законодательством. Так,
например, в Законе Российской Федерации "О
космической деятельности" не используется
понятие "коммерческая программа", а речь
идет только о коммерческих проектах.
Следует иметь в виду, что международные
договоры Российской Федерации могут также
заключаться на межгосударственном и на
межведомственном уровнях. В целях
единообразия предлагаем в пунктах 6 и 7
статьи 1 законопроекта (пункт 2 статьи 22.3 и
пункт 4 статьи 23) использовать термин
"международный договор Российской
Федерации" во множественном числе. Обращаем
внимание, что в других статьях
законопроекта и в наименовании статьи 22.3
данный термин употребляется во
множественном числе.
По проекту имеются
замечания юридико-технического
характера.
1. В наименовании
законопроекта слова "и дополнений" следует
исключить.
2. Слова, указанные после
наименования законопроекта в скобках,
необходимо исключить.
По статье 1:
3.
Абзац первый следует изложить следующим
образом:
"Внести в Закон Российской
Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О
космической деятельности" (Российская
газета, 1993, 6 октября; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996,
N 50, ст. 5609; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607)
следующие изменения:".
4. Пункт 1 следует
изложить следующим образом:
"1) в пункте 3
статьи 5:
абзац третий изложить в
следующей редакции:
"координирует...
объектов;";
абзац девятый дополнить
словами ", включая... деятельности".
5. По
пункту 2:
в связи с тем, что указанные
множественные изменения вносятся не в
конец части второй статьи 6 Закона, то
изменяемую структурную единицу необходимо
изложить в новой редакции, а сам пункт 2
следует оформить следующим образом:
"2)
часть вторую статьи 6 изложить в следующей
редакции:
"В этих... .".
6. По пункту 3:
указанные дополнения необходимо внести
либо в конец изменяемой части второй статьи
7 и соответственно пункт 3 оформить
следующим образом:
"3) часть вторую
статьи 7 дополнить абзацами следующего
содержания:
"организует... Федерации;
организует... ущерба.";
либо изложить
часть вторую статьи 7 в новой редакции,
оформив пункт 3 следующим образом:
"3)
часть вторую статьи 7 изложить в следующей
редакции:
"В этих... .".
7. По пункту 4:
абзац первый следует изложить следующим
образом:
"4) раздел V дополнить статьей 21.1
следующего содержания:";
в абзаце втором
цифры "22.1" следует заменить цифрами "21.1".
8. По пункту 5:
В связи с множественностью
вносимых изменений в статью 22 предлагаем
указанную статью изложить в новой редакции,
а сам пункт 5 оформить следующим образом:
"5) статью 22 изложить в следующей
редакции:
"Статья 22. Обеспечение
безопасности космической деятельности
1.
... .
2. ... .
3. ... .
4. ... .
5. ... .".
9.
По пункту 6:
абзац первый следует
изложить следующим образом:
"6)
дополнить статьями 22.1 и 22.2 следующего
содержания:";
по тексту пункта 6 цифры
"22.2" и "22.3" следует заменить цифрами "22.1" и "22.2"
соответственно.
10. Пункт 7 необходимо
оформить следующим образом:
"7) статью 23
изложить в следующей редакции:
"Статья 23.
Расследование происшествий при
осуществлении космической
деятельности
1. ... .
2. ... .
3. ... .
4.
... .
5. ... .".
По статье 2:
11. Статью 2
законопроекта следует оформить следующим
образом:
"Статья 2
Настоящий
Федеральный закон вступает в силу по
истечении 30 дней после дня его официального
опубликования.".
Заместитель
Начальника Управления
М.В.ДЕМЕНКОВ