Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в пункт 2 статьи 96.1 бюджетного кодекса российской федерации"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПУНКТ 2 СТАТЬИ 96.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусматривает повышение базовой цены на нефть сырую марки "Юралс", применяемой для формирования и определения случаев использования средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, со 146 долларов США за одну тонну (20 долларов США за один баррель) до 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов за один баррель).
Указанное повышение обусловлено следующими причинами.
В 2003 году цена отсечения устанавливалась на основании данных о средней цене на нефть за последние 10 лет. При этом, начиная с 2004 года, прогнозировалось снижение среднегодовой цены. В действительности в 2004 - 2005 гг. цена нефти продолжала расти, причем более высокими темпами по сравнению с предыдущим периодом. На 2006 - 2008 гг. прогнозируется некоторое снижение цены на нефть, однако она останется выше уровня 2003 года (таблица 1).
Таблица 1
ЦЕНА НА НЕФТЬ МАРКИ "ЮРАЛС" В 1994 - 2005 ГГ.,
ДОЛЛАРОВ США ЗА БАРРЕЛЬ
-------------------------T-------------------------------¬
¦ Год ¦ Среднегодовая цена на нефть ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 1994 ¦ 15,5 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 1995 ¦ 16,6 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 1996 ¦ 20,1 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 1997 ¦ 18,3 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 1998 ¦ 11,8 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 1999 ¦ 17,1 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 2000 ¦ 26,7 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 2001 ¦ 23,0 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 2002 ¦ 23,7 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 2003 ¦ 26,0 <*> / 27,2 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 2004 ¦ 34,4 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 2005 (ожидаемое) ¦ 48,0 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ Прогноз: ¦ ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 2006 ¦ 40,0 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 2007 ¦ 35,0 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦ 2008 ¦ 36,0 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦Среднее за 1994 - 2003 ¦ 19,94 <*> / 20,01 ¦
+------------------------+-------------------------------+
¦Среднее за 1997 - 2006 ¦ 27,0 ¦
L------------------------+--------------------------------
--------------------------------
<*> Ожидаемое при создании Стабилизационного фонда.
Если исходить из формирования цены отсечения на уровне средней за десять лет, то цену отсечения, которая начнет действовать с 2006 года, можно повысить с 20 до 27 долларов США за один баррель.
Кроме того, в 2004 - 2005 годах сложились более высокие, чем прогнозировалось ранее, объемы поступлений в Стабилизационный фонд, что позволило не только использовать часть средств Стабилизационного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации, но и сформировать остаток средств, значительно превышающий закрепленный законодательно базовый объем Стабилизационного фонда (таблица 2).
Таблица 2
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА
В 2004 - 2005 ГГ., МЛРД. РУБ.
--------------------------------T------------------T-------------¬
¦ ¦ Прогноз ¦ Факт ¦
¦ ¦ (при создании ¦ ¦
¦ ¦ Стабилизационного¦ ¦
¦ ¦ фонда) ¦ ¦
+-------------------------------+------------------+-------------+
¦Поступления в 2004 г. ¦ 83,4 ¦ 522,3 ¦
+-------------------------------+------------------+-------------+
¦Использование в 2004 г. ¦ - ¦ - ¦
+-------------------------------+------------------+-------------+
¦Объем Стабилизационного фонда ¦ 264,3 ¦ 739,4 ¦
¦на 01.02.2005 (с учетом ¦ ¦ ¦
¦перечисления финансового ¦ ¦ ¦
¦резерва за 2004 год) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+------------------+-------------+
¦Поступления в 2005 г. ¦ 162,5 ¦ 1 240,2 <*> ¦
+-------------------------------+------------------+-------------+
¦Использование в 2005 г. ¦ - ¦ 660,41 ¦
¦(досрочное погашение ¦ ¦ ¦
¦внешнего долга) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+------------------+-------------+
¦Объем Стабилизационного ¦ 426,8 ¦ 1 425,69 <*>¦
¦фонда на 01.02.2006 ¦ ¦ ¦
L-------------------------------+------------------+--------------
--------------------------------
<*> Прогноз по состоянию на август 2005 г.
В результате этих тенденций возросла устойчивость федерального бюджета к возможным неблагоприятным воздействиям внешних условий (таблица 3).
Таблица 3
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА К ВНЕШНИМ УСЛОВИЯМ, %
---------T---------------------------T---------------------------¬
¦ ¦ Объем Стабилизационного ¦ Объем Стабилизационного ¦
¦ ¦ фонда на начало года ¦ фонда на начало года ¦
¦ ¦ к обязательствам ¦ к сокращению доходов ¦
¦ ¦ федерального бюджета ¦ федерального бюджета ¦
¦ ¦ (включая расходы ¦ в случае снижения цены ¦
¦ ¦ и погашение ¦ на нефть до уровня ¦
¦ ¦ государственного долга) ¦ цены отсечения ¦
+--------+---------------------------+---------------------------+
¦ 2004 ¦ 3% ¦ 11% ¦
+--------+---------------------------+---------------------------+
¦ 2005 ¦ 17% ¦ 23% ¦
+--------+---------------------------+---------------------------+
¦ 2006 ¦ 31% ¦ 76% ¦
L--------+---------------------------+----------------------------
Существенным фактором изменения цены отсечения является изменение условий проведения денежно-кредитной политики. В средне- и долгосрочной перспективе проблема стерилизации избыточной ликвидности сменится необходимостью увеличения денежного предложения. Расчеты показывают, что в январе - июне 2005 года федеральный бюджет и Стабилизационный фонд полностью обеспечивали стерилизацию избыточной ликвидности, в то время как чистый кредит банковской системе со стороны Банка России за этот период вырос, обеспечивая увеличение денежного предложения. По мере роста доверия населения к банковской системе, чему будет способствовать страхование вкладов, увеличится роль банковской системы как источника стерилизации, что позволит снизить объем остатков федерального бюджета и, в том числе, остатков Стабилизационного фонда.
Как показывают расчеты, повышение с 2006 года базовой цены на нефть с 20 до 27 долларов США за один баррель не окажет негативного влияния на денежно-кредитную и валютную сферу (таблица 4).
Таблица 4
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ В 2004 - 2008 ГГ.
--------------------------T------T-------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦
+-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
¦Базовая цена на нефть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦марки "Юралс", долларов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦США за один баррель ¦ 20 ¦ 20 ¦ 27 ¦ 27 ¦ 27 ¦
+-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
¦Изменение чистого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кредита федеральному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦правительству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦("-" - стерилизация), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млрд. руб. ¦-596 ¦-697 ¦-883 ¦ -384 ¦ -432 ¦
+-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
¦Изменение чистого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кредита банкам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦("-" - стерилизация), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млрд. руб. ¦-173 ¦-647 ¦-288 ¦ -129 ¦ 53 ¦
+-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
¦Инфляция, дек./дек., % ¦ 11,7¦10 - 11¦7 - 8,5¦6 - 7,5¦4 - 5,5¦
+-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
¦Укрепление реального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эффективного курса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рубля, дек./дек., % ¦ 4,7¦ 10 ¦ 4,2 ¦ 3,7¦ 3,1¦
+-------------------------+------+-------+-------+-------+-------+
¦Справочно: цена на нефть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦марки "Юралс", долларов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦США за один баррель ¦ 34 ¦ 48 ¦ 40 ¦ 35 ¦ 36 ¦
L-------------------------+------+-------+-------+-------+--------
Таким образом, изменение объективных условий позволяет, начиная с 2006 года, провести перераспределение дополнительных доходов, связанных с высокими ценами на нефть, в пользу федерального бюджета.
В то же время расчеты показывают, что дальнейшее повышение базовой цены на нефть на 1 долл. США/барр. (свыше 27 долларов США за один баррель) в условиях 2006 года приведет к увеличению денежной массы (агрегат М2) дополнительно на 0,8 - 0,9% и, соответственно, росту инфляции на 0,2 процентного пункта в год. При этом антиинфляционная денежно-кредитная политика Банка России приведет к росту реального эффективного курса рубля на 0,2 - 0,3 процентного пункта.
Дополнительное укрепление рубля к доллару США в 1999 - 2004 годах не оказывало существенного негативного влияния на конкурентоспособность экономики из-за значительного обесценения российской валюты в 1998 году. Однако к началу 2005 г. эффект девальвации практически себя исчерпал - индекс реального курса рубля к доллару США в январе 2005 года по отношению к декабрю 1997 года составил около 95%, то есть практически сравнялся с предкризисным уровнем. Это означает, что ускорение темпов роста курса рубля к доллару США в средне- и долгосрочной перспективе значительно снизит конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и внешнем рынках. При этом будет наблюдаться увеличение спроса на импортные товары, что приведет к увеличению импорта и замещению товаров отечественного производства и, соответственно, к уменьшению темпов роста в секторах с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, приведет к снижению темпов роста ВВП.
Аналогичные последствия будет иметь использование накопленных средств Стабилизационного фонда внутри страны.
Соответственно для обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности в средне- и долгосрочной перспективе необходимо исходить из недопустимости дальнейшего повышения базовой цены на нефть сверх уровня 27 долларов и возможности использования средств Стабилизационного фонда (сверх минимального объема в 500 млрд. рублей) только на погашение государственного долга Российской Федерации.
Таким образом, принятие законопроекта при соблюдении этих базовых условий позволит увеличить ресурсы федерального бюджета, необходимые для выполнения принятых в 2005 году на трехлетний перспективный период расходных обязательств, при сохранении базовых принципов и целей создания Стабилизационного фонда и обеспечении макроэкономической стабильности.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПУНКТ 2 СТАТЬИ 96.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) позволит в 2006 - 2008 гг. оставить в распоряжении федерального бюджета дополнительные ресурсы в объеме 962,0 млрд. рублей, в том числе в 2006 году - 324,1 млрд. рублей (таблица 1).
Таблица 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА
В 2006 - 2008 ГГ., МЛРД. РУБ.
-----------------------------------------T-------T-------T-------¬
¦ ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦ Действующие условия ¦
+----------------------------------------T-------T-------T-------+
¦Доходы федерального бюджета ¦3 864,5¦4 342,4¦4 989,1¦
¦без учета перечислений в Стабфонд ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Объем Стабилизационного фонда ¦1 256,3¦2 397,1¦3 071,2¦
¦на начало года ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+-------+-------+-------+

Законопроекты »
Читайте также