Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в бюджетный кодекс российской федерации, гражданский процессуальный кодекс российской федерации, арбитражный процессуальный кодекс российской федерации и федеральный закон "об исполнительном производстве"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ"
Предлагаемый законопроект
направлен на совершенствование
нормативно-правовой базы исполнения
судебных актов по искам к казне Российской
Федерации, казне субъектов Российской
Федерации, казне муниципальных
образований, а также по искам к органам
государственной власти и органам местного
самоуправления.
Как указано в Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации о бюджетной политике в 2006 году,
одной из проблем неэффективности бюджетной
политики является проблема исполнения
судебных актов по искам к органам
государственной власти и органам местного
самоуправления.
Вышеназванная проблема
нашла свое подтверждение в принятом
Конституционным Судом Российской
Федерации Постановлении от 14 июля 2005 г. N 8-П
по делу о проверке конституционности
отдельных положений федеральных законов о
федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на
2005 год и Постановления Правительства
Российской Федерации "О порядке исполнения
Министерством финансов Российской
Федерации судебных актов по искам к казне
Российской Федерации на возмещение вреда,
причиненного незаконными действиями
(бездействием) органов государственной
власти либо должностных лиц органов
государственной власти". В связи с чем была
вызвана необходимость в разработке и
принятии указанного законопроекта.
В
Постановлении Конституционного Суда
Российской Федерации указывается, что, с
одной стороны, норма, согласно которой
обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
службой судебных приставов не
производится, не противоречит положениям
Конституции Российской Федерации. С другой
стороны, указывается, что такая норма
должна содержаться не в федеральном законе
о федеральном бюджете, а в ином
законодательном акте, имеющем более
длительное действие.
Кроме того,
Конституционный Суд Российской Федерации
признал неконституционной норму, в
соответствии с которой законодатель
передал Правительству Российской
Федерации свои полномочия по регулированию
отношений, связанных с исполнением
судебных актов, предусматривающих
обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим Конституционный Суд
Российской Федерации признал не
соответствующими Конституции Российской
Федерации пункты 3, 5 и 6 Правил исполнения
Министерством финансов Российской
Федерации судебных актов по искам к казне
Российской Федерации на возмещение вреда,
причиненного незаконными действиями
(бездействием) органов государственной
власти, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 9
сентября 2002 года N 666.
Постановление
Конституционного Суда Российской
Федерации в части утраты юридической силы
указанных положений Правил исполнения
Министерством финансов Российской
Федерации судебных актов по искам к казне
Российской Федерации на возмещение вреда,
причиненного незаконными действиями
(бездействием) органов государственной
власти либо должностных лиц органов
государственной власти, подлежит
исполнению с 1 января 2006 года.
Учитывая
вышеизложенное, позиция Конституционного
Суда Российской Федерации имеет самое
непосредственное отношение к действующим в
настоящее время Правилам исполнения
требований исполнительных листов и
судебных приказов судебных органов о
взыскании средств по денежным
обязательствам получателей средств
федерального бюджета, утвержденным
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 февраля 2001 года N 143.
Поскольку созданный на основе указанных
Постановлений Правительства Российской
Федерации механизм исполнения судебных
актов по соответствующим искам к
Российской Федерации показал свою
эффективность, и учитывая, что требования
судебных актов могут исполняться другими
органами, то для сохранения этого механизма
и создания условий для его дальнейшего
совершенствования имеет смысл
инкорпорировать основные положения
указанных актов Правительства Российской
Федерации в Бюджетный кодекс Российской
Федерации.
Целесообразность
регулирования именно Бюджетным кодексом
Российской Федерации (далее - Кодекс)
отношений, связанных с исполнением
судебных актов, предусматривающих
обращение взыскания на средства бюджетной
системы Российской Федерации, определяется
следующим:
1. В указанных выше актах
Правительства Российской Федерации
используется тот же глоссарий, что и в
Кодексе;
2. Кодекс уже содержит нормы и
положения, регулирующие отдельные
отношения, связанные с исполнением
судебных актов, предусматривающих
обращение взыскания на средства бюджетной
системы Российской Федерации.
В связи с
тем что до настоящего времени не
урегулированы вопросы исполнения судебных
актов, предусматривающих обращение
взыскания на средства бюджетов субъектов
Российской Федерации и бюджетов
муниципальных образований, настоящий
законопроект устанавливает особенности
исполнения судебных актов по обращению
взыскания на средства бюджетов субъектов
Российской Федерации и бюджетов
муниципальных образований.
Одновременно в Кодексе целесообразно
закрепить норму, согласно которой
обращение взыскания на средства
федерального бюджета службой судебных
приставов не производится. В соответствии с
принципом единства бюджетной системы
Российской Федерации законопроектом
предусматривается распространение
указанной нормы на все остальные бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации.
Предполагаемые изменения в Гражданский
процессуальный и Арбитражный
процессуальный кодексы Российской
Федерации направлены на гармонизацию
особенностей исполнения судебных актов по
обращению взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
предусмотренных бюджетным
законодательством, с нормами
процессуального законодательства. В то же
время предполагаемые изменения и
дополнения в вышеназванные Кодексы не
являются концептуальными.
Изменение
Федерального закона "Об исполнительном
производстве" направлено на разграничение
сфер действия законодательства Российской
Федерации об исполнительном производстве и
бюджетного законодательства в части
исполнения судебных актов,
предусматривающих обращение взыскания на
средства бюджетной системы Российской
Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
АРБИТРАЖНЫЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
Принятие
Федерального закона "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации,
Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации, Арбитражный
процессуальный кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон "Об
исполнительном производстве" не потребует
дополнительных материальных затрат из
средств федерального бюджета, поскольку
они могут быть профинансированы в пределах
средств, предусмотренных бюджетом на
соответствующий год.
Принятие единого
механизма по своевременному исполнению
судебных актов повлечет экономию бюджетных
средств, поскольку будут минимизированы
судебные расходы и издержки, в том числе
затраты Российской Федерации на выплату
компенсаций по постановлениям
Европейского суда по правам
человека.
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ И ИЗМЕНЕНИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ"
В связи с принятием
Федерального закона "О внесении изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации,
Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации, Арбитражный
процессуальный кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон "Об
исполнительном производстве" признанию
утратившими силу подлежат следующие
нормативные правовые акты:
В тексте
документа, видимо, допущена опечатка:
Постановление Правительства РФ от 22.02.2001 N 143
"Об утверждении Правил исполнения
требований исполнительных листов и
судебных приказов судебных органов о
взыскании средств по денежным
обязательствам получателей средств
федерального бюджета", а не "Об утверждении
Правил взыскания на основании
исполнительных листов судебных органов
средств по денежным обязательствам
получателей средств федерального бюджета".
1. Постановление Правительства Российской
Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143 "Об
утверждении Правил взыскания на основании
исполнительных листов судебных органов
средств по денежным обязательствам
получателей средств федерального бюджета"
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 10, ст. 959).
2. Постановление
Правительства Российской Федерации от 26
июля 2004 г. N 379 "Об изменении порядка
исполнения требований исполнительных
листов судебных органов о взыскании
средств по денежным обязательствам
получателей средств федерального бюджета"
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 31, ст. 3267).
3. Пункт 1
Изменений, которые вносятся в
постановления Правительства Российской
Федерации, утвержденные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24
февраля 2005 г. N 95 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2005, N 9, ст. 723).
4.
Постановление Правительства Российской
Федерации от 9 сентября 2002 г. N 666 "О порядке
исполнения Министерством финансов
Российской Федерации судебных актов по
искам к казне Российской Федерации на
возмещение вреда, причиненного незаконными
действиями (бездействием) органов
государственной власти либо должностных
лиц органов государственной власти"
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 37, ст. 3529).
5. Пункт 7
Изменений, которые вносятся в акты
Правительства Российской Федерации в связи
с Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 2005 год", утвержденных
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 2 марта 2005 г. N 107 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005,
N 10, ст. 848).