Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в бюджетный кодекс российской федерации, гражданский процессуальный кодекс российской федерации, арбитражный процессуальный кодекс российской федерации и федеральный закон "об исполнительном производстве"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование нормативно-правовой базы исполнения судебных актов по искам к казне Российской Федерации, казне субъектов Российской Федерации, казне муниципальных образований, а также по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Как указано в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2006 году, одной из проблем неэффективности бюджетной политики является проблема исполнения судебных актов по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Вышеназванная проблема нашла свое подтверждение в принятом Конституционным Судом Российской Федерации Постановлении от 14 июля 2005 г. N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти". В связи с чем была вызвана необходимость в разработке и принятии указанного законопроекта.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что, с одной стороны, норма, согласно которой обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, не противоречит положениям Конституции Российской Федерации. С другой стороны, указывается, что такая норма должна содержаться не в федеральном законе о федеральном бюджете, а в ином законодательном акте, имеющем более длительное действие.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционной норму, в соответствии с которой законодатель передал Правительству Российской Федерации свои полномочия по регулированию отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации пункты 3, 5 и 6 Правил исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2002 года N 666.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации в части утраты юридической силы указанных положений Правил исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, подлежит исполнению с 1 января 2006 года.
Учитывая вышеизложенное, позиция Конституционного Суда Российской Федерации имеет самое непосредственное отношение к действующим в настоящее время Правилам исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года N 143.
Поскольку созданный на основе указанных Постановлений Правительства Российской Федерации механизм исполнения судебных актов по соответствующим искам к Российской Федерации показал свою эффективность, и учитывая, что требования судебных актов могут исполняться другими органами, то для сохранения этого механизма и создания условий для его дальнейшего совершенствования имеет смысл инкорпорировать основные положения указанных актов Правительства Российской Федерации в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Целесообразность регулирования именно Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, определяется следующим:
1. В указанных выше актах Правительства Российской Федерации используется тот же глоссарий, что и в Кодексе;
2. Кодекс уже содержит нормы и положения, регулирующие отдельные отношения, связанные с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с тем что до настоящего времени не урегулированы вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, настоящий законопроект устанавливает особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Одновременно в Кодексе целесообразно закрепить норму, согласно которой обращение взыскания на средства федерального бюджета службой судебных приставов не производится. В соответствии с принципом единства бюджетной системы Российской Федерации законопроектом предусматривается распространение указанной нормы на все остальные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Предполагаемые изменения в Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации направлены на гармонизацию особенностей исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных бюджетным законодательством, с нормами процессуального законодательства. В то же время предполагаемые изменения и дополнения в вышеназванные Кодексы не являются концептуальными.
Изменение Федерального закона "Об исполнительном производстве" направлено на разграничение сфер действия законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве и бюджетного законодательства в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует дополнительных материальных затрат из средств федерального бюджета, поскольку они могут быть профинансированы в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий год.
Принятие единого механизма по своевременному исполнению судебных актов повлечет экономию бюджетных средств, поскольку будут минимизированы судебные расходы и издержки, в том числе затраты Российской Федерации на выплату компенсаций по постановлениям Европейского суда по правам человека.


ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ И ИЗМЕНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" признанию утратившими силу подлежат следующие нормативные правовые акты:
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 22.02.2001 N 143 "Об утверждении Правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета", а не "Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета". 1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143 "Об утверждении Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 10, ст. 959).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 379 "Об изменении порядка исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3267).
3. Пункт 1 Изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 95 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 9, ст. 723).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. N 666 "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 37, ст. 3529).
5. Пункт 7 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 848).

Законопроекты »
Читайте также