Заключение комитета по обороне от 08.09.2005 n 71/3.2"на проект федерального закона n 191584-4 "о порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста"


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОБОРОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 сентября 2005 г. N 71/3.2
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 191584-4 "О ПОРЯДКЕ
ПРИМЕНЕНИЯ К ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ДИСЦИПЛИНАРНОГО АРЕСТА"
Рассмотрев проект Федерального закона N 191584-4 "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предусматривается определить порядок применения к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста на основании решения суда, устанавливаются правовые основы применения к военнослужащим дисциплинарного ареста, а также регулируются вопросы прокурорского надзора за исполнением федерального закона.
В соответствии с проектом Федерального закона правом принимать решение о направлении материалов о совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка в гарнизонный военный суд наделяется командир воинской части, в которой проходит военную службу данный военнослужащий, а в случае совершения указанного проступка вне расположения воинской части - начальник гарнизона, военный комендант гарнизона, иное должностное лицо гарнизона, определенное общевоинскими уставами.
Законопроектом детально регулируются вопросы рассмотрения судьей гарнизонного военного суда материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков, содержатся нормы, определяющие порядок обжалования постановления судьи, а также порядок рассмотрения данной жалобы и вынесения решения судьей окружного (флотского) военного суда.
Законопроектом также регламентируется порядок вступления в законную силу постановления судьи по результатам судебного рассмотрения материалов о совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка и его исполнения.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 года N 671 "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" сложилась ситуация, при которой из Дисциплинарного устава ВС РФ исключены положения о праве командиров подвергать военнослужащих за нарушения воинской дисциплины аресту с содержанием их на гауптвахте, что крайне негативно отразилось на состоянии воинской дисциплины и преступности в войсках.
Изменения, предлагаемые законопроектом, в полной мере соответствуют положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, к которой присоединилась Российская Федерация (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"), а также требованиям статьи 22 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 5 указанной Конвенции содержание лиц под стражей признается обоснованным только на основании решения компетентного суда. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на судебное разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания. В соответствии со статьей 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
Таким образом, как нормы международного права, так и Конституции Российской Федерации признают неправильным применение ареста военнослужащих вне судебной процедуры и не по судебному решению.
Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации (п. 3 Указа Президента РФ N 671 от 30.06.02) и призван обеспечить выполнение Конституции Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты прав человека и основных свобод в части, касающейся применения к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета
В.М.ЗАВАРЗИН

Законопроекты »
Читайте также