Заключение комитета по обороне от 08.09.2005 n 71/3.2"на проект федерального закона n 191584-4 "о порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО ОБОРОНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8 сентября 2005
г. N 71/3.2
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N
191584-4 "О ПОРЯДКЕ
ПРИМЕНЕНИЯ К
ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ДИСЦИПЛИНАРНОГО
АРЕСТА"
Рассмотрев проект Федерального
закона N 191584-4 "О порядке применения к
военнослужащим дисциплинарного ареста",
внесенный Правительством Российской
Федерации, Комитет Государственной Думы по
обороне отмечает:
Законопроектом
предусматривается определить порядок
применения к военнослужащим и гражданам,
призванным на военные сборы,
дисциплинарного взыскания в виде
дисциплинарного ареста на основании
решения суда, устанавливаются правовые
основы применения к военнослужащим
дисциплинарного ареста, а также
регулируются вопросы прокурорского
надзора за исполнением федерального
закона.
В соответствии с проектом
Федерального закона правом принимать
решение о направлении материалов о
совершении военнослужащим грубого
дисциплинарного проступка в гарнизонный
военный суд наделяется командир воинской
части, в которой проходит военную службу
данный военнослужащий, а в случае
совершения указанного проступка вне
расположения воинской части - начальник
гарнизона, военный комендант гарнизона,
иное должностное лицо гарнизона,
определенное общевоинскими уставами.
Законопроектом детально регулируются
вопросы рассмотрения судьей гарнизонного
военного суда материалов о совершении
военнослужащими грубых дисциплинарных
проступков, содержатся нормы, определяющие
порядок обжалования постановления судьи, а
также порядок рассмотрения данной жалобы и
вынесения решения судьей окружного
(флотского) военного суда.
Законопроектом также регламентируется
порядок вступления в законную силу
постановления судьи по результатам
судебного рассмотрения материалов о
совершении военнослужащим грубого
дисциплинарного проступка и его
исполнения.
В настоящее время в
соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 30 июня 2002 года N 671 "О
внесении изменений в общевоинские уставы
Вооруженных Сил Российской Федерации"
сложилась ситуация, при которой из
Дисциплинарного устава ВС РФ исключены
положения о праве командиров подвергать
военнослужащих за нарушения воинской
дисциплины аресту с содержанием их на
гауптвахте, что крайне негативно
отразилось на состоянии воинской
дисциплины и преступности в войсках.
Изменения, предлагаемые законопроектом, в
полной мере соответствуют положениям
Конвенции о защите прав человека и основных
свобод от 4 ноября 1950 года, к которой
присоединилась Российская Федерация
(Федеральный закон от 30 марта 1998 г. "О
ратификации Конвенции о защите прав
человека и основных свобод и Протоколов к
ней"), а также требованиям статьи 22
Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 5 указанной Конвенции
содержание лиц под стражей признается
обоснованным только на основании решения
компетентного суда. Каждый, кто лишен
свободы путем ареста, имеет право на
судебное разбирательство, в ходе которого
суд решает вопрос о законности его
задержания. В соответствии со статьей 22
Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на свободу и личную
неприкосновенность. Арест, заключение под
стражу и содержание под стражей
допускаются только по судебному решению.
Таким образом, как нормы международного
права, так и Конституции Российской
Федерации признают неправильным
применение ареста военнослужащих вне
судебной процедуры и не по судебному
решению.
Законопроект разработан в
соответствии с поручением Президента
Российской Федерации Правительству
Российской Федерации (п. 3 Указа Президента
РФ N 671 от 30.06.02) и призван обеспечить
выполнение Конституции Российской
Федерации, международных обязательств
Российской Федерации в сфере защиты прав
человека и основных свобод в части,
касающейся применения к военнослужащим
меры дисциплинарного взыскания в виде
ареста с содержанием на гауптвахте.
Исходя из вышеизложенного, Комитет
Государственной Думы по обороне
рекомендует принять указанный
законопроект в первом
чтении.
Председатель Комитета
В.М.ЗАВАРЗИН