Заключение комитета по образованию и науке от 12.09.2005"на проект федерального закона n 157123-4 "о внесении изменений в закон российской федерации "об образовании"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от
12 сентября 2005 года
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА N 157123-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ
ОБРАЗОВАНИИ"
(в части нормативного
регулирования процесса
воспитания в
образовательных учреждениях
Российской Федерации)
Комитет
Государственной Думы по образованию и
науке рассмотрел проект Федерального
закона N 157123-4 "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "Об образовании",
внесенный в Государственную Думу 2 апреля
2005 года Законодательным Собранием
Республики Карелия.
Законопроект
направлен на нормативное
регламентирование процесса воспитания в
государственных, муниципальных и других
образовательных учреждениях, имеющих право
деятельности на территории Российской
Федерации, с целью повышения роли
воспитательной составляющей в
учебно-воспитательном процессе.
Разделяя мнение авторов и понимая значение
воспитательной работы, проводимой в
образовательных учреждениях, и
необходимость ее совершенствования,
Комитет считает необходимым отметить, что в
преамбуле действующей редакции Закона "Об
образовании" образование понимается и
определяется как "целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства".
Образовательный
(учебно-воспитательный) процесс в каждом
образовательном учреждении Российской
Федерации осуществляется на основе
образовательной программы, которая в
соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона "Об
образовании" "направлена на решение задач
формирования общей культуры личности,
адаптации личности к жизни в обществе, на
создание основ для осознанного выбора и
освоения профессиональных образовательных
программ".
Федеральный компонент
государственных образовательных
стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего
образования, рекомендованный Приказом
Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 "Об
утверждении Федерального компонента
государственных образовательных
стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего
образования", уже включает положения о
воспитательном процессе.
Законодательное закрепление пункта 4
статьи 1 законопроекта является лишним
ввиду того, что право обучающихся всех
образовательных учреждений на участие в
управлении образовательным учреждением
уже предусмотрено пунктом 4 статьи 50 Закона
"Об образовании".
Вопросы установления
структуры управления деятельностью
образовательного учреждения, координации в
образовательном учреждении деятельности
общественных (в том числе, детских и
молодежных) организаций (объединений), не
запрещенной законом, относятся к
компетенции образовательного учреждения и
закреплены в статье 32 Закона "Об
образовании".
Таким образом, принятие
законодательной инициативы
Законодательного Собрания Республики
Карелия является избыточным в существующем
законодательстве Российской Федерации в
области образования.
Правовое
управление Государственной Думы в своем
заключении отметило ряд замечаний
юридико-технического характера.
В
официальном отзыве Правительство
Российской Федерации не поддерживает
принятие данного законопроекта, считая, что
вносить предлагаемые изменения в указанный
Закон нецелесообразно.
Законопроект
был разослан в субъекты Российской
Федерации для подготовки замечаний и
предложений. Против высказались 4 субъекта,
поддержали 26 высших органов исполнительной
государственной власти и 28 законодательных
(представительных) органов субъектов
Российской Федерации.
Комитет не
поддерживает указанные изменения Закона
Российской Федерации "Об образовании" и
предлагает при рассмотрении в первом
чтении отклонить представленный
проект.
Председатель Комитета
Н.И.БУЛАЕВ