Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений и дополнений в кодекс российской федерации об административных правонарушениях"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
На основании обобщения
складывающейся практики применения норм
вступившего в силу с 1 июля 2002 года Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - Кодекс) был выявлен
ряд противоречий и неточностей его
положений.
В целях устранения некоторых
противоречий и неточностей норм Кодекса
разработан проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Кодекс об
административных правонарушениях" (далее -
законопроект).
Принятие настоящего
законопроекта позволит значительно
усилить и сделать более эффективной защиту
прав и законных интересов добросовестных
хозяйствующих субъектов гражданского
оборота, а также прав и законных интересов
потребителей.
1. Так, норма абзаца
второго части 3 статьи 3.5 Кодекса не
предусматривает возможности наложения
штрафа за нарушение законодательства о
защите прав потребителей с превышением
размеров, установленных данной статьей.
Применение санкции, предусмотренной частью
2 статьи 19.5 Кодекса, за невыполнение в
установленный срок законного предписания
федерального антимонопольного органа, его
территориального органа об устранении
нарушений законодательства о защите прав
потребителей в настоящее время
представляется невозможным, вследствие
чего необходимо дополнить перечень
нарушений законодательства Российской
Федерации, за которые может быть установлен
штраф с превышением размеров, указанных
частью 3 статьи 3.5 Кодекса, нарушениями
законодательства о защите прав
потребителей.
2. В статье 4.5 не
установлено давности привлечения к
административной ответственности за
нарушения законодательства Российской
Федерации о естественных монополиях, ввиду
чего необходимо внести соответствующие
дополнения в указанную статью.
3.
Вследствие того что содержащийся в статье
14.5 состав административного
правонарушения в части продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг при
отсутствии установленной
законодательством Российской Федерации
информации об изготовителе или продавце
фактически дублирует правонарушение,
ответственность за которое предусмотрена
частью 1 статьи 14.8 Кодекса, необходимо
уточнить содержание статьи 14.5 Кодекса.
4. Статья 14.7 Кодекса устанавливает
административную ответственность граждан,
должностных лиц и юридических лиц за обман
потребителей. Так, под обманом потребителей
законодатель понимает, в частности,
введение в заблуждение относительно
потребительских свойств, качества товара
(работы, услуги).
Вместе с тем Закон
Российской Федерации "О защите прав
потребителей" любое введение в заблуждение
относительно изготовителя (исполнителя,
продавца) и о товарах (работах, услугах)
признает нарушением прав потребителя на
получение необходимой и достоверной
информации (статья 8 Закона "О защите прав
потребителей"), ответственность за которое
предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса.
В связи с вышеизложенным законопроектом
также предлагается внести соответствующее
изменение в статью 14.7 Кодекса.
5.
Федеральным законом от 18.07.95 N 108-ФЗ "О
рекламе" в качестве одного из средств
административного воздействия на
нарушителей законодательства о рекламе
предусмотрена возможность вынесения
федеральным антимонопольным органом, его
территориальным органом решения об
осуществлении контррекламы, за
неисполнение которого предусматривалась
административная ответственность.
Однако Кодекс не предусматривает
аналогичного состава административного
правонарушения.
Кроме того, частью 3
статьи 19.5 не предусмотрена
административная ответственность за
неисполнение требований такого
процессуального документа
антимонопольного органа как решения,
принимаемого в отношении субъекта
естественных монополий, тогда как до
вступления в силу Кодекса такая
ответственность предусматривалась
Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О
естественных монополиях" (статьи 16, 18, 19,
пункт 5 статьи 24 Федерального закона "О
естественных монополиях").
В связи с чем
необходимо уточнить формулировки частей 2 и
3 статьи 19.5 Кодекса.
6. Статья 19.8 Кодекса
не может применяться в отношении
физических лиц и индивидуальных
предпринимателей, в то время как в
соответствии с Законом РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О
конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" предусмотрена
ответственность физических лиц и
индивидуальных предпринимателей за
нарушения антимонопольного
законодательства (статья 22.1).
Следует
также обратить внимание и на то, что
Кодексом не предусмотрена ответственность
за нарушения, в частности, порядка
проведения открытого конкурса в целях
определения финансовых организаций,
привлекаемых для осуществления отдельных
операций со средствами соответствующего
бюджета (за отсутствие согласования
порядка проведения открытого конкурса с
федеральным антимонопольным органом),
тогда как Федеральным законом от 23.06.1999 N
117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке
финансовых услуг" установлены требования к
порядку проведения такого конкурса (статья
14).
В соответствии со статьей 7
Федерального закона "О естественных
монополиях" для совершения определенных
Федеральным законом действий субъект
естественных монополий обязан представить
ходатайство о даче согласия на совершение
таких действий и сообщить информацию,
необходимую для принятия решения. Однако
Кодексом не установлена ответственность за
непредставление таких ходатайств
субъектом естественных монополий в
соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации о
естественных монополиях.
Принимая во
внимание вышеизложенное, необходимо
уточнить редакцию статьи 19.8 Кодекса в
соответствующей части.
7. В целях
предоставления возможности составления
протоколов об административных
правонарушениях должностным лицам
территориальных управлений федерального
антимонопольного органа и осуществления
ими функций, возложенных на них положением
о территориальных управлениях,
утверждаемых федеральным антимонопольным
органом, законопроектом предлагается
внести дополнение в указанной части в
подпункт 62 части 2 статьи 28.3 Кодекса.
8.
Также законопроектом уточняется перечень
статей, устанавливающих составы
административных правонарушений, дела по
которым рассматриваются антимонопольным
органом, и вносится ряд иных дополнений.
Таким образом, законопроект направлен на
усовершенствование механизма
государственного контроля за соблюдением
хозяйствующими субъектами
антимонопольного законодательства
Российской Федерации, законодательства
Российской Федерации о защите прав
потребителей, о государственной поддержке
предпринимательства, о рекламе, о
естественных монополиях, а также на
усиление административной ответственности
хозяйствующих субъектов за совершение
общественно опасных административных
правонарушений в указанных областях.
Принятие предлагаемого законопроекта
укрепит нормативную правовую базу
государственного антимонопольного
регулирования и развития конкуренции и
предпринимательства в Российской
Федерации, позволит создать необходимые
гарантии соблюдения антимонопольного
законодательства, законодательства о
естественных монополиях и товарных биржах,
законодательства о защите прав
потребителей, о рекламе во
взаимоотношениях хозяйствующих субъектов
в процессе их деятельности, будет
содействовать дальнейшему развитию
рыночных отношений на основе конкуренции и
предпринимательства в Российской
Федерации.
Реализация законопроекта не
требует увеличения бюджетных
ассигнований.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТМЕНЕ,
ИЗМЕНЕНИЮ
И ДОПОЛНЕНИЮ В СЛУЧАЕ
ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
В
случае принятия Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях" не потребуется внесения
изменений и дополнений в действующие
законодательные акты, а также признания их
утратившими силу.
ФИНАНСОВО -
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Принятие и реализация
Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях" не
требуют дополнительных затрат из
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, муниципальных
бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных
фондов.