Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменения и дополнения в пункт 1 статьи 23 федерального закона "о государственной регистрации юридических лиц"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ
И ДОПОЛНЕНИЯ В ПУНКТ 1 СТАТЬИ
23 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ"
9 июля 2002 года вступил в силу
Федеральный закон "О противодействии
экстремистской деятельности", которым в
целях защиты прав и свобод человека и
гражданина, основ конституционного строя,
обеспечения целостности и безопасности
Российской Федерации определены правовые и
организационные основы противодействия
экстремистской деятельности, установлена
ответственность за ее осуществление.
Названным Федеральным законом (статья 9) в
развитие положений Конституции Российской
Федерации прямо установлен запрет создания
и деятельности организаций, цели или
действия которых направлены на
осуществление экстремистской
деятельности. При этом в соответствии с
данным Федеральным законом (статьи 3 и 5) на
федеральные органы государственной власти
возложены обязанности по осуществлению, с
учетом их компетенции, в приоритетном
порядке мер по выявлению, предупреждению и
пресечению экстремистской деятельности
общественных и религиозных объединений,
иных организаций, физических лиц.
В то
же время предусмотренная Федеральным
законом "О государственной регистрации
юридических лиц" (далее - Закон о
регистрации) процедура государственной
регистрации не обеспечивает возможность
реализации указанных функций
регистрирующими органами
(территориальными органами МНС России) и не
препятствует созданию организации,
преследующей заведомо экстремистские цели
в своей деятельности. В частности,
регистрирующий орган не может отказать в
соответствующей государственной
регистрации (регистрации юридического лица
при его создании, изменений, вносимых в
учредительные документы) в случае, если
представленные заявителем сведения и
документы содержат признаки экстремизма (к
примеру, из учредительного документа
юридического лица либо содержания
изменений, вносимых в такой документ, прямо
следует, что целью деятельности такого
юридического лица является насильственное
изменение основ конституционного строя и
нарушение целостности Российской
Федерации).
Поэтому законопроектом
предлагается расширить перечень оснований
отказа в указанной государственной
регистрации. В частности, в качестве такого
основания предусматривается случай, когда
заявителем в регистрирующий орган
представлены документы, не соответствующие
по форме или содержанию требованиям
законодательства Российской Федерации.
Одновременно законопроектом предлагается
решить ряд проблем, возникших в ходе
практического применения Закона о
регистрации.
Так, перечень оснований
для отказа в государственной регистрации
предлагается расширить также случаями:
представления необходимых для
государственной регистрации документов с
нарушением порядка, установленного Законом
о регистрации (при представлении
документов ненадлежащим лицом, отсутствии
нотариального удостоверения подписи
заявителя и т.п.);
представления
необходимых для государственной
регистрации документов, содержащих взаимно
несоответствующие сведения (наименование
организации в заявлении не соответствует
наименованию организации в учредительном
документе; сведения об организационно -
правовой форме юридического лица в
заявлении не соответствуют таким же
сведениям в учредительном документе
данного юридического лица и т.п.).
Кроме
того, предлагается также ввести
дополнительное основание отказа в
государственной регистрации в случаях,
предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Закона о
регистрации. Это необходимо в целях
устранения внутренней несогласованности
отдельных положений Закона о
регистрации.
Так, в соответствии с
пунктом 2 статьи 20 Закона о регистрации с
момента внесения в единый государственный
реестр юридических лиц записи о начавшейся
процедуре ликвидации юридического лица не
допускается государственная регистрация
изменений, вносимых в учредительные
документы ликвидируемого юридического
лица, а также государственная регистрация
юридических лиц, учредителем которых
выступает указанное юридическое лицо, или
государственная регистрация юридических
лиц, которые возникают в результате его
реорганизации.
Вместе с тем в пункте 1
статьи 23 Закона о регистрации отсутствует
соответствующее основание для отказа в
государственной регистрации в
вышеуказанных случаях. При этом согласно
пункту 2 указанной статьи Закона о
регистрации решение об отказе в
государственной регистрации должно
содержать основания отказа с обязательной
ссылкой на нарушения, предусмотренные
пунктом 1 статьи 23 Закона о
регистрации.
ФИНАНСОВО -
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ
И ДОПОЛНЕНИЯ В ПУНКТ 1 СТАТЬИ
23 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ"
Принятие и реализация Федерального
закона "О внесении изменения и дополнения в
пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических
лиц" не потребуют дополнительных затрат из
федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ
И
ДОПОЛНЕНИЮ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И
ДОПОЛНЕНИЯ В ПУНКТ 1 СТАТЬИ
23
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
В случае
принятия Федерального закона "О внесении
изменения и дополнения в пункт 1 статьи 23
Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц" не
потребуется внесения изменений и
дополнений в действующие законодательные
акты, а также признания их утратившими
силу.