Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Разработка проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вызвана необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (за исключением организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления) в связи с отсутствием в законодательстве о некоммерческих организациях механизма контроля за их деятельностью.
Установление единого механизма контроля за соответствием деятельности таких некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям направлено на обеспечение стабильности гражданского общества и равенства всех субъектов права, действующих для достижения общественно полезных целей и благ.
1. Наиболее существенные изменения вносятся в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (статья 3 законопроекта).
В соответствующих положениях реализована идея введения специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в форме некоммерческого партнерства, учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации, союза, учредителями (единственным учредителем, одним из учредителей) которых не являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления (далее - некоммерческая организация, созданная в определенной форме). Такой порядок предусматривает:
принятие решения о государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, территориальными органами Федеральной регистрационной службы, имеющей соответствующий опыт в сфере государственной регистрации общественных объединений; внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" органом (Федеральной налоговой службой, ее территориальными органами).
В связи с этим в законопроект включены специальные нормы, предусматривающие отказ в государственной регистрации некоммерческой организации, созданной в определенной форме, по расширенным основаниям, что позволит обеспечить создание организаций, действительно преследующих достижение общественно полезных целей и благ.
Введение специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, созданных в определенной форме, обуславливает предусмотренные законопроектом нормы, касающиеся контроля за соответствием деятельности таких организаций их уставным целям и ответственности за нарушение ими законодательства, что также обеспечит равенство ответственности всех субъектов, действующих для достижения общественно полезных целей и благ.
В законопроекте также уточняются нормы, касающиеся требований к учредителям некоммерческих организаций. В частности, предусматривается, что учредителями некоммерческой организации могут являться физические лица, достигшие 18 лет, то есть возраста, с которого гражданин своими действиями способен в полном объеме приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
2. Применение на практике норм Федерального закона "Об общественных объединениях" выявило необходимость совершенствования механизма контроля за деятельностью общественных объединений.
Законопроектом предлагается предусмотреть срок для устранения общественными объединениями выявленных Федеральной регистрационной службой (ее территориальными органами) нарушений законодательства.
В законопроекте уточняются нормы, касающиеся оснований для отказа в государственной регистрации общественных объединений и их ликвидации. Так, устанавливается возможность ликвидации структурного подразделения общественного объединения в связи с ликвидацией самого общественного объединения.
Законопроектом также предложено включить в Федеральный закон "Об общественных объединениях" положения об уведомительном учете общественных объединений, действующих без приобретения статуса юридического лица. Порядок такого уведомительного учета должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Введение учета общественных объединений, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, не направлено на ограничение их прав, а является способом обеспечения стабильного развития гражданского общества и равенства ответственности всех субъектов, действующих для достижения общественно полезных целей и благ.
3. Законопроектом установлены переходные положения (статья 4), которыми не предусмотрена перерегистрация организаций, созданных и зарегистрированных до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (до 01.01.2006), но вводятся нормы, направленные на реализацию статей 1 и 2 этого Федерального закона. Так, со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" к некоммерческой организации, созданной в определенной форме, применяются нормы, касающиеся контроля за ее деятельностью, субъекты права, на которые распространяются положения этого Федерального закона, должны в течение года привести свои учредительные документы в соответствие с ним.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Предлагаемые изменения Федеральных законов "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях" предусматривают возложение на Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию) дополнительных функций по принятию решений о государственной регистрации и контролю деятельности некоммерческих организаций, количество которых по состоянию на 1 июля 2005 года составило (не считая общественных объединений и религиозных организаций) около 400,0 тысячи. При этом указанные изменения не снижают нагрузки налоговых органов по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.
В настоящее время выполнение аналогичных функций в отношении общественных объединений и религиозных организаций, численность которых, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, составляет около 120 тысяч (без учета реализации контрольных функций в отношении политических партий), в Федеральной регистрационной службе возложено на Управление в составе центрального аппарата численностью 18 единиц и отделы в территориальных органах общей численностью 486 единиц.
Исходя из планируемого увеличения нагрузки и объема реализуемых полномочий принятие законопроекта потребует введения дополнительной штатной численности территориальных органов Росрегистрации в количестве 847 штатных единиц и центрального аппарата - 98 штатных единиц.
При этом, учитывая переходный период, в течение которого предусмотрено приведение уставов некоммерческих организаций и общественных объединений в соответствие с вносимыми изменениями, на первом этапе, с 1 января 2006 года, необходимо обеспечить увеличение штатной численности центрального аппарата Росрегистрации на 98 единиц для создания необходимых организационных основ проведения указанной работы. Увеличение штатной численности центрального аппарата в 2006 году не потребует дополнительных расходов федерального бюджета сверх предусмотренных проектом федерального бюджета на 2006 год.
Введение дополнительной штатной численности в территориальных органах Росрегистрации может быть осуществлено за счет дополнительной штатной численности, уже предусмотренной проектом федерального бюджета на 2006 год, с последующим увеличением штатной численности с 1 января 2007 года на 847 единиц, с выделением соответствующих объемов финансирования.
В 2006 году реализация данного проекта Федерального закона может осуществляться в пределах средств, предусмотренных в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2006 год для Росрегистрации.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с принятием данного Закона внесения изменений в федеральное законодательство не потребуется.

Законопроекты »
Читайте также