Пояснительная записка"по проекту федерального закона "о национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ
ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ОТЧУЖДЕННОГО
ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В ПРОЦЕССЕ
ПРИВАТИЗАЦИИ"
Гражданский кодекс (ст. 235) в
числе оснований для принудительного
изъятия у собственника имущества
предусматривает процедуру национализации.
Однако до настоящего времени этот вопрос не
урегулирован федеральным законом и не
имеет механизма реализации.
Предлагаемый законопроект разработан на
основании положения Конституции РФ (ст. 8, п.
2), предусматривающего равенство защиты
государством частной, государственной,
муниципальной и иной формы собственности.
Исходя из этого равенства концепция Закона
построена на принципе одинаковых правовых
норм, применяемых как для приватизации
государственного имущества, так и для
национализации имущества, находящегося в
частной или иной собственности, и это
справедливо, так как государственная
собственность служит интересам всего
народа, а частная - только интересам одного
лица либо группы лиц. Этот принцип
закреплен в п. 3, ст. 55 Конституции РФ,
предусматривающем возможность ограничения
прав и свобод человека и гражданина
федеральным законом в случаях,
предусмотренных этой статьей Конституции
РФ и ст. 6 настоящего проекта Закона.
Действие Закона распространяется только на
имущество, ранее приватизированное из
государственной собственности. Порядок
национализации имущества, ранее не
находившегося в собственности государства
и не проходившего процедуру приватизации,
регулируется другими законами.
Инициатива в национализации
приватизированного имущества может
исходить от субъектов права
законодательной инициативы и от органов по
управлению государственным и
муниципальным имуществом, однако это не
означает, что с подобным предложением не
могут входить юридические и физические
лица, поскольку такое право им
гарантировано нормами статьи 236
Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Возмещение стоимости
имущества собственнику производится теми
же средствами платежа и в том же объеме, что
и при приватизации, с учетом поправок на
инфляцию и изменений состава имущества за
период между его приватизацией и моментом
его национализации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К
ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
НАЦИОНАЛИЗАЦИИ
ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ И
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОТЧУЖДЕННОГО
ИЗ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
В ПРОЦЕССЕ
ПРИВАТИЗАЦИИ"
Законопроект имеет
рамочный характер и устанавливает механизм
принятия решений о национализации
конкретного имущества, порядок
осуществления возмещения собственнику
стоимости национализированного имущества.
Таким образом, законопроект не
предусматривает никаких затрат из
федерального бюджета, которые будут
необходимы только в связи с
национализацией конкретного имущества.
Средства на выплату возмещения
собственникам конкретных объектов
имущества должны будут выделяться в
соответствующих федеральных бюджетах на
финансовый год, в котором
предусматривается национализация
имущества посредством его обращения в
федеральную собственность.
Не
предусматривает данный законопроект также
и затрат по созданию и содержанию новых
органов исполнительной власти.
В связи
с тем, что законопроект требует от
Правительства Российской Федерации
подготовки ряда нормативных правовых
актов, возможно, потребуется введение в
Министерстве имущественных отношений
Российской Федерации двух дополнительных
ставок консультанта аппарата. С учетом
величины денежного содержания
консультанта аппарата Министерства (5200 руб.
в месяц) и премиальных выплат расходы
бюджета на подготовку указанных материалов
не превысят 140 тыс. руб. в год. Указанная
сумма, в силу ее незначительности и наличия
вакансий в аппарате Министерства
имущественных отношений Российской
Федерации, укладывается в смету расходов
данного Министерства на 2002 год.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В
СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА
"О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ
И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОТЧУЖДЕННОГО ИЗ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
В ПРОЦЕССЕ
ПРИВАТИЗАЦИИ"
В данной сфере правового
регулирования действуют Конституция
Российской Федерации, Гражданский кодекс
Российской Федерации, Бюджетный кодекс
Российской Федерации.
Введение в
действие Федерального закона "О
национализации имущества юридических и
физических лиц, отчужденного из
государственной или муниципальной
собственности в процессе приватизации" не
потребует внесения изменений и дополнений
в иные законодательные акты.