Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты российской федерации в связи с принятием федерального закона "об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА
НА УЧАСТИЕ В
РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с принятием нового
Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации"
выявилась необходимость корректировки
ряда законодательных актов Российской
Федерации в целях согласования их
положений с названным Федеральным
законом.
На реализацию этой задачи
направлен проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального
закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации".
Законопроектом предлагается уточнить
положения таких законодательных актов, как
Закон Российской Федерации "О средствах
массовой информации", Федеральный закон "О
благотворительной деятельности и
благотворительных организациях", Уголовный
кодекс Российской Федерации и Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях, и дополнить их новыми
положениями.
В Законе Российской
Федерации "О средствах массовой информации"
устанавливаются дополнительное основание
для приостановления судом деятельности
средства массовой информации, а также
порядок обращения в суд с соответствующим
заявлением.
Так, в случае совершения
организацией, осуществляющей выпуск
средства массовой информации, в течение
одной избирательной кампании, кампании
референдума повторного нарушения
законодательства Российской Федерации о
выборах и референдумах Центральная
избирательная комиссия Российской
Федерации, а также избирательная комиссия
субъекта Российской Федерации вправе
обратиться в регистрирующий орган с
представлением о приостановлении
деятельности средства массовой информации.
Регистрирующий орган не вправе отказаться
от обращения в суд с указанным заявлением,
если организацией, осуществляющей выпуск
средства массовой информации, в период
одной избирательной кампании, кампании
референдума совершено более двух нарушений
законодательства Российской Федерации о
выборах и референдумах, влекущих
применение мер административной
ответственности.
Рассмотрение судом
указанных заявлений осуществляется в
порядке и сроки, которые установлены для
производства по делам о защите
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской
Федерации.
За неоднократное нарушение
законодательства Российской Федерации о
выборах и референдумах в период
избирательной кампании, кампании
референдума лицензирующим органом по
заявлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации или
избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации может быть
приостановлено действие лицензии на
вещание.
Деятельность средства
массовой информации и действие лицензии на
вещание за указанные нарушения
приостанавливаются на срок до окончания
момента голосования на выборах,
референдуме, а если проводится повторное
голосование, - до момента окончания
повторного голосования.
В Федеральном
законе "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях"
предлагается установить запрет на
проведение благотворительной деятельности
одновременно с проведением предвыборной
агитации и агитации по вопросам
референдума. Кроме того, представляется
целесообразным указать, что в период
избирательной кампании, кампании
референдума благотворительная
деятельность осуществляется не только в
соответствии с названным Федеральным
законом, но и в соответствии с
законодательством Российской Федерации о
выборах и референдумах, которое содержит
определенные ограничения осуществления
этой деятельности в указанный период.
В
законопроекте также предлагается
расширить содержащиеся в Уголовном кодексе
Российской Федерации основания уголовной
ответственности за общественно опасные
деяния, посягающие на избирательные права
граждан и право на участие в референдуме.
В связи с недостаточной эффективностью
мер административного воздействия, которые
не позволяют в полной мере пресечь
нарушения установленного порядка
предвыборной агитации и агитации по
вопросам референдума, предлагается ввести
уголовную ответственность за наиболее
опасные правонарушения в данной сфере. В
частности, представляется необходимым
дополнить Уголовный кодекс Российской
Федерации статьей 141.1, предусматривающей
уголовную ответственность за проведение
предвыборной агитации, агитации по
вопросам референдума, которые содержат
призывы к осуществлению экстремистской
деятельности.
Учитывая, что допускаемые
злоупотребления в процессе создания и
расходования средств избирательных фондов
и фондов референдума, в ходе подведения
итогов голосования, а также составление
заведомо ложных избирательных документов в
конечном счете могут повлечь признание
выборов или референдума недействительными,
за подобные правонарушения также
предлагается установить уголовную
ответственность.
Наряду с изменением
уголовного законодательства предлагается
расширить сферу административной
ответственности за нарушение
законодательства Российской Федерации о
выборах и референдумах и дополнить Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях новыми статьями,
предусматривающими административную
ответственность за использование
преимуществ должностного или служебного
положения в период проведения выборов и
референдумов, сбор подписей лицами, которым
это запрещено законом, нарушение правил
размещения агитационных материалов,
нарушение запрета на проведение в период
избирательной кампании, кампании
референдума тотализаторов и других
основанных на риске игр, объектом которых
являются выборы и референдум.
Ряд
статей Кодекса (5.2, 5.4 - 5.6, 5.8, 5.11, 5.12, 5.16 - 5.18 и
5.21) предлагается изложить в новой редакции,
с тем чтобы обеспечить защиту
избирательных прав и права на участие в
референдуме более широкому кругу
участников избирательного процесса и
референдума.
Одновременно вносятся
изменения и дополнения в положения Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях, определяющие должностных
лиц, уполномоченных составлять протоколы
об административных правонарушениях, а
также сроки рассмотрения дел об
административных правонарушениях.
Законопроект подготовлен в Центральной
избирательной комиссии Российской
Федерации на основе доклада рабочей группы,
созданной распоряжением Президента
Российской Федерации от 26 августа 2000 г. N
372-рп для подготовки предложений по
совершенствованию законодательства
Российской Федерации о выборах и
референдумах.
Принятие предлагаемого
Федерального закона не потребует
дополнительных затрат из федерального
бюджета.