Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в статьи 161, 162 уголовного кодекса российской федерации"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 161, 162 УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Одним из
наиболее важных направлений борьбы с
корыстно-насильственной преступностью
является повышение эффективности действия
уголовно-правовых норм.
Важное место в
концепции УК РФ занимает дифференциация
уголовной ответственности, которая
выражается, с одной стороны, в сохранении
либо усилении ответственности за
совершение тяжких и особо тяжких
преступлений, к разряду которых относятся и
корыстно-насильственные деяния, за рецидив,
проявления организованной преступности, а
с другой - в гуманизации наказания для лиц,
впервые совершивших преступления, не
относящиеся к категории тяжких и особо
тяжких.
С точки зрения характера
совершенствования ст. 162 УК РФ,
предусматривающей ответственность за
разбой, можно обратить внимание на то, что
вносимый проект касается, в основном,
дифференциации и установления уголовной
ответственности.
Действующее уголовное
законодательство усилило
уголовно-правовое воздействие на групповую
преступность. Однако данная форма
совершения преступления не нашла в полной
мере своего закрепления в качестве
квалифицирующего признака совершения
разбойного нападения.
Учитывая, что по
степени социальной опасности совершение
разбоя группой лиц выше, чем совершение его
одним лицом, возникла необходимость в ч. 2
ст. 162 УК РФ в качестве квалифицирующего
признака предусмотреть ответственность за
разбой, совершенный "группой лиц", а
предусмотренный в ч. 2 ст. 162 УК
квалифицирующий признак "группой лиц по
предварительному сговору" отнести к ч. 3 ст.
162 УК РФ в качестве особо квалифицирующего
признака.
Такое предложение
представляется соответствующим
требованиям ч. 1 ст. 35 УК Российской
Федерации, согласно которой преступление
признается совершенным группой лиц, если в
его совершении совместно участвовали два
или более исполнителя без предварительного
сговора.
Аналогичные доводы следует
привести и относительно необходимости
дифференциации уголовной ответственности
в выделении разбоя, совершенного с
применением вреда средней тяжести в
качестве квалифицирующего признака (п. 3 ст.
162 УК РФ).
Уникальная ситуация сложилась
в связи с внесением изменений и дополнений
в ст. 158 УК Федеральным законом от 31 октября
2002 года. Согласно внесенным в ст. 158 УК
новеллам ранее действовавший
квалифицирующий признак "совершение кражи
с незаконным проникновением в жилище или
иное хранилище" (п. "в" ч. 2 ст. 158 УК) был
разделен на два самостоятельных признака: 1)
кража с незаконным проникновением в
помещение либо иное хранилище; 2) кража с
незаконным проникновением в жилище.
Право на жилище является одним из
конституционных прав граждан.
Посягательство на него, осуществляемое
путем незаконного проникновения в жилище,
гораздо опаснее для общества, чем
незаконное проникновение в нежилое
помещение или иное хранилище.
Между тем
признаки совершения грабежа, разбоя с
незаконным проникновением в жилище,
помещение или иное хранилище (ч. 2 ст. 161, ч. 3
ст. 162 УК) на два самостоятельных признака до
сих пор не разделены. Такая ситуация
представляется не соответствующей
требованиям системности уголовного закона
и дифференцированного подхода при
установлении наказания.
В этой связи
предлагается внести в ст. 161 и ст. 162 УК
изменения, аналогичные тем, которые были
внесены Федеральным законом от 31 октября 2002
года N 133-ФЗ в ст. 158 УК Российской
Федерации.
Принятие представленного
проекта Федерального закона не потребует
затрат из федерального
бюджета.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 161,
162 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона
"О внесении изменений в статьи 161, 162
Уголовного кодекса Российской Федерации"
не потребует дополнительных финансовых
затрат из средств федерального бюджета и не
приведет к сокращению его
доходов.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 161, 162 УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае
принятия Федерального закона "О внесении
изменений в статьи 161, 162 Уголовного кодекса
Российской Федерации" признания
утратившими силу, приостановления,
изменения, дополнения или принятия других
актов федерального законодательства не
потребуется.