Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в статьи 161, 162 уголовного кодекса российской федерации"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 161, 162 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Одним из наиболее важных направлений борьбы с корыстно-насильственной преступностью является повышение эффективности действия уголовно-правовых норм.
Важное место в концепции УК РФ занимает дифференциация уголовной ответственности, которая выражается, с одной стороны, в сохранении либо усилении ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, к разряду которых относятся и корыстно-насильственные деяния, за рецидив, проявления организованной преступности, а с другой - в гуманизации наказания для лиц, впервые совершивших преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких.
С точки зрения характера совершенствования ст. 162 УК РФ, предусматривающей ответственность за разбой, можно обратить внимание на то, что вносимый проект касается, в основном, дифференциации и установления уголовной ответственности.
Действующее уголовное законодательство усилило уголовно-правовое воздействие на групповую преступность. Однако данная форма совершения преступления не нашла в полной мере своего закрепления в качестве квалифицирующего признака совершения разбойного нападения.
Учитывая, что по степени социальной опасности совершение разбоя группой лиц выше, чем совершение его одним лицом, возникла необходимость в ч. 2 ст. 162 УК РФ в качестве квалифицирующего признака предусмотреть ответственность за разбой, совершенный "группой лиц", а предусмотренный в ч. 2 ст. 162 УК квалифицирующий признак "группой лиц по предварительному сговору" отнести к ч. 3 ст. 162 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака.
Такое предложение представляется соответствующим требованиям ч. 1 ст. 35 УК Российской Федерации, согласно которой преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.
Аналогичные доводы следует привести и относительно необходимости дифференциации уголовной ответственности в выделении разбоя, совершенного с применением вреда средней тяжести в качестве квалифицирующего признака (п. 3 ст. 162 УК РФ).
Уникальная ситуация сложилась в связи с внесением изменений и дополнений в ст. 158 УК Федеральным законом от 31 октября 2002 года. Согласно внесенным в ст. 158 УК новеллам ранее действовавший квалифицирующий признак "совершение кражи с незаконным проникновением в жилище или иное хранилище" (п. "в" ч. 2 ст. 158 УК) был разделен на два самостоятельных признака: 1) кража с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище; 2) кража с незаконным проникновением в жилище.
Право на жилище является одним из конституционных прав граждан. Посягательство на него, осуществляемое путем незаконного проникновения в жилище, гораздо опаснее для общества, чем незаконное проникновение в нежилое помещение или иное хранилище.
Между тем признаки совершения грабежа, разбоя с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище (ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 162 УК) на два самостоятельных признака до сих пор не разделены. Такая ситуация представляется не соответствующей требованиям системности уголовного закона и дифференцированного подхода при установлении наказания.
В этой связи предлагается внести в ст. 161 и ст. 162 УК изменения, аналогичные тем, которые были внесены Федеральным законом от 31 октября 2002 года N 133-ФЗ в ст. 158 УК Российской Федерации.
Принятие представленного проекта Федерального закона не потребует затрат из федерального бюджета.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 161, 162 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 161, 162 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 161, 162 УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 161, 162 Уголовного кодекса Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства не потребуется.

Законопроекты »
Читайте также