Предприятие заключило договор о совместной деятельности с целью получения прибыли по гко и ко. ведение дел было поручено другому предприятию. полученный доход отражен как прибыль от внереализационных операций. эта сумма была льготирована. при проверке гни не признала полученную таким образом прибыль льготируемой и начислила пеню...

Если предприятие имеет возможность документально подтвердить, что прибыль, отраженная им в отчетности как причитающаяся от ведения рассматриваемой совместной деятельности, действительно получена в результате распределения в рамках совместной деятельности освобожденных от налогообложения доходов по ГКО и КО (и только!), то оно может в установленном порядке оспорить решение налогового органа.
Действительно, в соответствии с п.2.13 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 доход (прибыль), полученный в результате использования объединенных в целях осуществления совместной деятельности средств, облагается в составе дохода (валовой прибыли) по установленным ставкам налога. При этом согласно п.1"а" ст.9 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (см. так же п.4 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 и Письма Госналогслужбы РФ от 09.03.93 N ВГ-4-01/28АН и Минфина РФ от 23.02.93 N 05-01-04) не подлежат обложению налогом на прибыль доходы, полученные юридическими лицами по ГКО и КО, в том числе и доходы от продажи государственных бескупонных облигаций (с учетом методики расчета, установленной Письмом Минфина РФ от 30.06.95 N 66 и Госналогслужбы РФ от 29.06.95 N НП-6-01/355). Механизм реализации данных положений установлен п.2.9 и 6.1.1 Инструкции Госналогслужбы РФ N 37, предусматривающими в целях налогообложения исключение из валовой прибыли и других отдельных видов доходов предприятия доходов, полученных по государственным ценным бумагам, принадлежащим предприятию. В данном случае очень важно, что законодательство не предусматривает зависимость возможности предоставления льгот от способа получения подлежащего льготированию дохода. Поэтому, то обстоятельство, что данные доходы получены предприятием по договору о совместной деятельности, не играет решающего значения, поскольку приобретенные в процессе совместной деятельности ГКО или КО принадлежали участвующим сторонам на праве общей долевой собственности (см. ст.124 Основ гражданского законодательства Союза ССР 1991 г.), что соответствует условиям, предъявляемым указанными положениями Инструкции Госналогслужбы РФ N 37.
Следует заметить, что правомерность применения льгот предприятием не может быть подтверждена или признана необоснованной на этапе камеральной проверки отчета предприятия. Такой вывод работники налогового органа могут сделать только при проведении документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основании анализа всего объема первичных документов. Скорее всего, рассматриваемое решение налогового органа было принято в результате отсутствия на проверяемом предприятии копий отдельного баланса по совместной деятельности и первичных документов по операциям по совместной деятельности, что не позволило налоговому инспектору сделать однозначный вывод о действительном источнике получения предприятием данного дохода. Представленный предприятием протокол распределения прибыли по совместной деятельности является первичным документом лишь по отношению к размеру причитающегося дохода и не может служить основанием для признания правомерности применения предприятием рассматриваемой льготы.
05.03.96 О. Лапина

АКДИ
------------------------------------------------------------------
--------------------

Финансовые консультации »
Читайте также