Предприятие своевременно не удержало с работника и не перечислило в бюджет подоходный налог. в результате проверки налоговым органом предложено:1) заплатить 1,2 млн. руб. в виде финансовой санкции за счет чистой прибыли,2) заплатить штраф 120 тыс. руб. ,3) взыскать с сотрудника и перечислить 1,2 млн. руб. подоходного налога...
Предъявленные к предприятию в данной
ситуации требования по сути правомерны по
всем пунктам. Решение о взыскании
вышеперечисленных сумм налоговым органом
принято в соответствии с положениями
Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге
с физических лиц" (в редакции Закона РФ от
23.12.94 N 74-ФЗ).
Статьей 22 этого Закона
установлена ОТВЕТСТВЕННОСТЬ предприятий,
учреждений и организаций (СБОРЩИКОВ
НАЛОГОВ), на которые возложена обязанность
удерживать и перечислять в бюджет суммы
налога с налогоплательщика (физического
лица), а именно:
- взыскание в бесспорном
порядке с организаций, выплачивающих
доходы физическим лицам, подлежащих
взысканию у источника выплаты своевременно
не удержанных с физических лиц сумм
подоходного налога (1,2 млн. руб. по пункту (1)
в тексте вопроса),
- штраф в размере 10% от
сумм, подлежащих взысканию (120 тыс. руб. по
пункту (2) в тексте вопроса).
Однако на
основании п.2 ст.11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об
основах налоговой системы в РФ" привлечение
к ответственности (применение к нему в
бесспорном порядке санкций) сборщика
налога не может снять с физического лица
обязанности по уплате налога (такая
обязанность прекращается только внесением
в бюджет физическим лицом налога в
установленном порядке, отменой налога или
смертью гражданина). Поэтому уплата в виде
санкций указанных выше сумм не освобождает
предприятие от необходимости УДЕРЖАНИЯ С
физического лица и перечисления в бюджет
ранее не удержанных с НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
сумм подоходного налога, в порядке,
определенном ст.21 Закона "О подоходном
налоге с физических лиц" (1,2 млн. руб. по
пункту (3) в тексте вопроса). При этом
необходимо обратить внимание предприятий,
что в данном случае со стороны налогового
органа не должно выдвигаться требований по
срокам получения бюджетом данной суммы
налога, поскольку эти суммы должны быть
взысканы с физического лица с соблюдением
гарантий, установленных законодательством
РФ. Также неправомерно будет требование о
перечислении в бюджет суммы подоходного
налога до его удержания с
налогоплательщика. Действующее
законодательство предусматривает только
обязанность предприятия в течение месяца в
случае невозможности взыскания недобора с
физического лица у источника получения
дохода (на предприятии) или когда заведомо
известно о достаточно длительных сроках (в
течении многих лет) погашения такой
задолженности физическим лицом (например,
оклад работника достаточно мал), сообщить
налоговому органу по месту своего
нахождения о сумме задолженности для
взыскания им этой суммы непосредственно с
физического лица в ином установленном
порядке (см. п.4 ст.20, ст.21 указанного
Закона).
Такой подход к решению данного
вопроса предусмотрен в Письме
Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 28.09.93, 20.09.93
NN 03-03-10, 04-04-02 "Об отдельных вопросах
налогообложения физических лиц" (см. п.62,
письмо зарегистрировано Минюстом РФ 04.11.93 N
381).
В заключение хотелось бы отметить,
что вопрос предприятия, по всей видимости,
вызван отсутствием в акте проверки
налогового органа ссылок на конкретные
статьи Закона, явившиеся основанием
принятия решений о взыскании той или иной
конкретной суммы, а также использованием на
предприятии текста более ранней редакции
Закона РФ от 07.12.91 "О подоходном налоге с
физических лиц". В таком случае предприятию
следует учесть, что изложенные нормы в
старой редакции Закона (до внесения в него
изменений Законом РФ от 23.12.94 N 74-ФЗ)
определялись статьями 9 и 21.
05.03.96 О.
Лапина
АКДИ
------------------------------------------------------------------
--------------------
10% неудержанной суммы