К какой категории транспортных средств для целей исчисления транспортного налога относится автокран?
Объектом налогообложения по транспортному
налогу в соответствии со ст. 358 Налогового
кодекса РФ признаются автомобили,
мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие
самоходные машины и механизмы на
пневматическом и гусеничном ходу, самолеты,
вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда,
катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,
гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда)
и другие водные и воздушные транспортные
средства, зарегистрированные в
установленном порядке в соответствии с
законодательством РФ.
Налоговые ставки,
согласно ст. 359 НК РФ, устанавливаются
законами субъектов РФ соответственно в
зависимости от мощности двигателя, тяги
реактивного двигателя или валовой
вместимости транспортных средств,
категории транспортных средств в расчете
на одну лошадиную силу мощности двигателя
транспортного средства, один килограмм
силы тяги реактивного двигателя, одну
регистровую тонну транспортного средства
или единицу транспортного средства.
Таким образом, вопрос о принадлежности
транспортного средства к той или иной
категории транспортных средств имеет
принципиальное значение при выборе ставки,
по которой будет осуществлено
налогообложение.
В настоящее время
существует спор о том, относить ли
автокраны к грузовым автомобилям или к
прочим самоходным транспортным
средствам.
Одна точка зрения состоит в
том, что автокран является грузовым
автомобилем. Она обосновывается тем, что
подъемное оборудование автокрана
устанавливается на базе грузового
автомобиля, а в соответствии с Приложением
"А" к ГОСТу Р 51709-2001 "Автотранспортные
средства. Требования безопасности к
техническому состоянию и методы проверки"
автомобильные транспортные средства
подразделяются на легковые, грузовые и т.д.
При этом специальное оборудование,
устанавливаемое на специальных
автомобильных транспортных средствах,
рассматривают как эквивалент груза.
Кроме того, такие транспортные средства
регистрируются в органах ГАИ, что также
свидетельствует об их принадлежности к
категории грузовых автомобилей.
Такая
позиция поддержана ФАС Восточно-Сибирского
округа в Постановлениях от 18.05.2005 N
А33-14269/04-С3-Ф02-2203/05-С1, А33-14269/04-С3-Ф02-2287/05-С1, от
21.04.2005 N А33-16057/04-С3-Ф02-1600/05-С1.
Иная точка
зрения, на наш взгляд, более обоснованна для
целей транспортного налога. Она состоит в
следующем.
В соответствии с
Общероссийским классификатором основных
фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденным
Постановлением Госстандарта России от
26.12.1994 N 359, автомобили грузовые входят в
подкласс 15 3410020 подраздела 15 0000000 "Средства
транспортные", а краны общего назначения на
автомобильном ходу включены в подкласс 14
2915242 ОКОФ и отнесены к оборудованию
подъемно-транспортному подвижному,
входящему в подраздел 14 0000000 "Машины и
оборудование".
Классификация основных
средств, утвержденная Постановлением
Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, также не
включает автокраны в число грузовых
автомобилей.
Кроме того, согласно
разделу "Коды видов транспортных средств"
Инструкции по заполнению налоговой
декларации по транспортному налогу,
утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2003 N
БГ-3-21/724, краны общего назначения на
автомобильном ходу отнесены к самоходным
машинам и механизмам (код 570 01).
Согласно
Инструкции она обязательна для
организаций, на которые в соответствии с
законодательством РФ зарегистрированы
транспортные средства, признаваемые
согласно ст. 358 НК РФ объектом
налогообложения: автомобили, мотоциклы,
мотороллеры, автобусы и другие самоходные
машины и механизмы на пневматическом и
гусеничном ходу и т.д., зарегистрированные в
установленном порядке в соответствии с
законодательством РФ.
Таким образом,
при исчислении транспортного налога по
принадлежащему организации автокрану
следует применять ставку, установленную
для самоходных машин и механизмов.
Такой подход выбран ФАС Московского округа
в Постановлении от 02.09.2005, 26.08.2005 N КГ-А40/7424-05,
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении
от 08.04.2005 N А28-22606/2004-862/18.
Т.Г.Заграничная
Издательство "Главная книга"
24.01.2006