Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.11.2007 № 1661-рПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 21 ноября 2007 г. N 1661-р г. Москва 1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года". 2. Определить Минрегион России государственным заказчиком федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа). 3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2009-2015 годы за счет средств федерального бюджета составляет 4500 млн. рублей в ценах соответствующих лет. 4. Минрегиону России разработать проект Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации В.Зубков __________________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 г. N 1661-р К О Н Ц Е П Ц И Я федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации Настоящая Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации о защите прав коренных малочисленных народов, федеральных законов "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Цели и задачи настоящей Концепции соответствуют принципам Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и определяют пути и порядок оказания государственной поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы). Коренные малочисленные народы, каждый из которых насчитывает менее 50 тыс. человек, проживают на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, осознают себя самостоятельными этническими общностями. В Российской Федерации в настоящее время проживает 40 коренных малочисленных народов общей численностью около 270 тыс. человек. Комплексное решение проблем развития социально-экономического, этнокультурного и духовного потенциала этих народов требует государственной поддержки. Мероприятия федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа) направлены на улучшение материального положения, культурного и духовного развития коренных малочисленных народов. II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 564, включает расширенный круг мероприятий по созданию производственной базы. Основные итоги реализации мероприятий указанной программы за 2002-2006 годы состоят в следующем. Для организации перерабатывающих производств приобретено и установлено оборудование в Республике Алтай и Республике Тыва, Кемеровской, Мурманской, Томской и Магаданской областях, в Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе 5 комплектов холодильного оборудования, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, оборудование и снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, мини-пекарни. Построены 7 оленеводческих баз и убойных пунктов в Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и в других регионах, база по переработке рыбы в Корякском автономном округе. Создано 16 объектов энергообеспечения в Республике Тыва, в Тюменской, Читинской и Кемеровской областях, в Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах, в том числе приобретено 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные установки. Введены линии электропередачи протяженностью 37 км. Организованы 3 фактории с комплексом бытовых услуг. В Республике Саха (Якутия) построен этнокультурный центр коренных малочисленных народов Севера - Дом народов Севера. Построено и введено в эксплуатацию жилье общей площадью 12 682,1 кв. метров, завершено строительство 17 школ и школ-интернатов на 4109 мест в Иркутской, Амурской и Магаданской областях, в Республике Саха (Якутия) и Республике Хакасия, в Хабаровском крае и в Чукотском автономном округе. Проблемы восстановления природно-ресурсного потенциала и системы регулирования его использования, проблемы хозяйственного развития территорий проживания коренных малочисленных народов, проблемы занятости и социального развития в сочетании с традиционным укладом составляют единый взаимоувязанный комплекс задач, которые успешно могут быть решены только на основе принципов программно-целевого метода, использование которого позволит: обосновать приоритетность мероприятий Программы, а также необходимый объем их финансирования; учесть многофакторность и взаимосвязь проблем и наметить оптимальные способы их комплексного решения; предложить эффективные механизмы реализации Программы; обеспечить методическое единство подходов и на этой основе концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств. Подготовка Программы вызвана необходимостью решения более широкого спектра вопросов социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов, проживающих не только в районах Севера, но также в Сибири и на Дальнем Востоке. III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода К важнейшим проблемам, требующим безотлагательного решения, относится развитие экономической базы традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов. С развитием промышленного производства в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока связано отторжение значительных земельных участков под промышленные объекты, нарушение растительного покрова, создание техногенных барьеров на путях сезонных миграций животных, нарушение естественных водотоков, разрушение мест нереста и нагула рыбы и т. д. В результате промышленного освоения нарушился экологический баланс районов проживания коренных малочисленных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение выбросами и отходами нефтяных и газовых промыслов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. Например, в большинстве районов оленеводство, ранее одна из наиболее доходных отраслей традиционного хозяйства, стало убыточным. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада, поголовье оленей по сравнению с 1990 годом сократилось более чем в 2 раза. В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. Объемы добычи рыбы в районах проживания коренных малочисленных народов также сократились почти в 2 раза, что связано отчасти с несоблюдением требований рыболовства, но в большей степени с недоступностью рынка сбыта свежей рыбы и рыбной продукции. В местах массового промышленного вылова в настоящее время отсутствуют производства по переработке рыбы. Однако зарубежный опыт и отдельные проекты в России показывают, что это направление традиционного хозяйствования при современном технологическом оснащении и правильно построенной системе государственной поддержки может быть высокорентабельным. Снижается промысел полевой пушнины из-за истощения ресурсов угодий, несовершенства организации промысла (ухудшения экономических условий, снижения материальной заинтересованности охотников и других факторов). Кризис клеточного звероводства связан с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением мировых цен на продукцию звероводства. Острота социальных проблем коренных малочисленных народов более всего ощущается в сельской местности. В последнее десятилетие наблюдается резкое снижение занятости коренных малочисленных народов и, как следствие, падение уровня их жизни. Реальные подушевые доходы в семьях оленеводов и охотников в 3 и более раза ниже соответствующих показателей для других групп населения, например, работников, занятых в промышленности и строительстве. Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает полной потребности коренных малочисленных народов в образовании. Начальное и неполное среднее образование имеют 90 процентов этих народов. Существует необходимость дальнейшей реализации проектов по развитию сектора социальных услуг, в том числе образования. Практически во всех районах проживания этих народов дневные общеобразовательные школы находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, что ведет к снижению числа данных образовательных учреждений. Школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомплектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают не более 50 процентов учащихся. В ряде районов проживания коренных малочисленных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, обычаев и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных малочисленных народов. Около 30 процентов клубных учреждений и 13,5 процента библиотек требуют капитального ремонта, в том числе 2,6 процента библиотек находятся в аварийном состоянии. Происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья населения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента этих народов. При этом сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, не хватает женских и детских консультаций. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта, обеспечения лекарственными препаратами, оснащения современным медицинским оборудованием. Ухудшаются жилищные и социально-бытовые условия жизни коренных малочисленных народов. Жилищный фонд большинства сел в традиционных местах проживания ветхий и, как правило, без водоснабжения, канализации и инженерных сетей. Состояние жилищного фонда, недостаточные темпы его ремонта и строительства нового жилья в местах традиционного проживания не позволяют прогнозировать существенное улучшение жизни коренных малочисленных народов. Обостряющиеся проблемы коренных малочисленных народов показывают, что назрела необходимость реформирования и адаптации механизма их государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении этих проблем. В современных условиях перспективы эффективного развития традиционных видов деятельности основаны на том, что, во-первых, мировая и отечественная практика выработала достаточно эффективные технологии и компактные технологические линии для внедрения в традиционные сферы хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и они сегодня вполне доступны для использования. Во-вторых, имеется широкий выбор средств вездеходного транспорта, связи и коммуникаций для использования в производственных процессах, повышающих их эффективность. В-третьих, экологическая чистота и высокие питательные качества натуральных продуктов традиционных промыслов коренных малочисленных народов становятся все более востребованными и все более высоко оцениваемыми. При определенной государственной поддержке технического оснащения этих производств и создании механизмов поддержки промысловой деятельности рынок сбыта продукции существенно расширится. Развитие сферы образования, самобытной культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий при современном уровне знаний и имеющихся технических решениях представляется вполне реальным направлением Программы и даст ощутимый бюджетный эффект, а также позволит повысить уровень образовательных и медицинских услуг. Улучшение жилищных условий и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики являются важными направлениями обеспечения благоприятных условий жизни коренных малочисленных народов, которые достаточно успешно могут быть реализованы с использованием современных технологий домостроения, эффективных материалов, автономных источников тепло- и электрообеспечения, систем инженерной инфраструктуры. Комплексное совершенствование нормативно-правовой базы регулирования социальных, природоохранных и экономических отношений диктуется тем, что коренные малочисленные народы с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, утрачивают самобытную культуру, свои этнические традиции и язык. Значительно сократились биологические ресурсы, необходимые для жизнеобеспечения этих народов. Острый характер приобретает ситуация в социальной и экономической сфере. В этих условиях нужна развитая система законов и нормативных документов, которые обеспечат правовую защиту жизнедеятельности коренных малочисленных народов. IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Единственно приемлемым вариантом решения рассматриваемой проблемы является использование программно-целевого метода. Главные особенности Программы обусловлены существующей системой расселения и жизненным укладом коренных малочисленных народов, которые являются естественной, наиболее приемлемой формой и основой традиционного хозяйствования, кочевого и полукочевого образа жизни и трудовой деятельности. В отличие от неудачного советского опыта решения проблемы путем перевода коренных малочисленных народов на оседлый образ жизни настоящая Концепция исходит из обратной идеи - приближение средств цивилизации, новых технологий, техники к местам проживания и трудовой деятельности коренных малочисленных народов с целью создания благоприятной среды для устойчивого развития базовых отраслей экономики и нормальных условий для жизни и развития человека. В рамках правового поля, регулирующего вопросы социально-экономического развития коренных малочисленных народов, имеется еще несколько возможных вариантов, к числу которых относятся ведомственно-отраслевой, ведомственно-целевой, автономно-территориальный и инвестиционно-коммерческий варианты. Каждый из этих вариантов характеризуется большим количеством рисков при реализации в силу их узкого (ведомственного, территориально-автономного, коммерческого) подхода. Уровень рисков (политические, административно-правовые, финансово-экономические, организационно-управленческие, производственно-технологические, экологические) и вероятность их реализации могут не позволить рассчитывать на успешное решение проблемы в целом. С точки зрения управления можно рассматривать 2 основных способа решения проблем - централизованный, осуществляемый в рамках единого координирующего органа и единого плана мероприятий, и децентрализованный, предполагающий осуществление множества эффективных, но слабо взаимоувязанных друг с другом мероприятий. Децентрализованный вариант характерен большим количеством исполнителей, отсутствием единой структуры и механизма, координирующего действия всех участников процесса. Риск децентрализованного решения проблемы состоит в утрате целостности взгляда на проблему и систему мероприятий, в неспособности оперативно сконцентрировать финансовые ресурсы на нескольких приоритетных направлениях развития, радикально решить вопросы улучшения образовательного процесса, повысить качество медицинского обслуживания. Распыление ключевых мероприятий по многим федеральным министерствам и агентствам неизбежно приводит к утрате оперативности и неспособности реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и самобытной культуры коренных малочисленных народов. Настоящая Концепция строится на принципах централизованного варианта управления процессом реализации Программы и согласовании с региональными программами, реализуемыми в субъектах Российской Федерации на этом направлении. Этот вариант подвержен рискам, среди которых главными являются: возможность существенного превышения расходов, необходимых для осуществления мероприятий Программы, по сравнению с прогнозными расходами, заявленными в настоящей Концепции; неполное финансирование со стороны федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, нарушение графика финансирования; невыполнение или задержка выполнения обязательств поставщиками и подрядчиками работ по реализации мероприятий Программы. Основной риск централизованного управления реализацией Программы связан с возможностью появления излишних посредников, ее обюрокрачивание и заорганизованность. Мобилизация ресурсов государственных и других участников может в этом случае не обеспечить ожидаемой отдачи, а осуществляемые с единой целью мероприятия Программы не приведут к решению проблемы. Минимизация указанных рисков может быть достигнута на стадии разработки Программы путем уточнения и соответствующего обоснования объема необходимых расходов, повышения эффективности контроля за выделением и расходованием средств с помощью осуществления мониторинга мероприятий Программы, использования утвержденных критериев отбора поставщиков и подрядчиков выполняемых работ. V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Реализация Программы предполагается в 2 этапа: I этап - 2009-2010 годы; II этап - 2011-2015 годы. Первый этап является организационно-восстановительным, ориентирован на реализацию первоочередных мероприятий и предполагает: развитие материальной базы традиционных производств, строительство оленеводческих и рыболовных баз, организацию перерабатывающих производств; разработку механизмов государственной поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности, используя опыт регионов России и зарубежных стран; обеспечение доступности получения начального, среднего и качественного профессионального образования путем строительства школ и дошкольных учреждений, в том числе детских садов и интернатов, а также специальных образовательных учреждений; восстановление системы диспансерного медицинского обследования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов; реализацию мероприятий по завершению и вводу в действие ранее начатых объектов капитального строительства и производственных мощностей; формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей жизненные интересы коренных малочисленных народов, организацию конкурсного отбора и реализацию эффективных быстроокупаемых проектов, способствующих оживлению инвестиционной и предпринимательской активности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. Второй этап рассчитан на 2011-2015 годы и предусматривает: развертывание работ по модернизации видов традиционной деятельности коренных малочисленных народов, прежде всего внедрение современной техники и технологий в традиционные отрасли экономики и развитие производств глубокой переработки; строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, включая благоустройство территорий проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов; развитие нетрадиционных источников тепло- и энергоснабжения, автономных систем очистки стоков; осуществление природовосстановительных мероприятий, включая развитие ресурсной базы традиционных отраслей, развитие племенной деятельности в оленеводстве, строительство рыборазводных цехов и заводов. Второй этап завершает переход к устойчивому экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов (укрепление национального самоуправления, занятости и самозанятости, традиционного жизнеобеспечения и др.), предполагает окончание реализации проектов по развитию хозяйственно-экономической структуры территорий их проживания при ускоренном развитии сектора социальных услуг (образование, здравоохранение, культура). VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам Целью Программы является обеспечение устойчивого социально-экономического развития территорий проживания коренных малочисленных народов, существенное повышение уровня их жизни и улучшение всей системы жизнеобеспечения на основе рационального природопользования, технико-технологического совершенствования традиционных отраслей хозяйства, социальной сферы, культуры и быта, подготовки и переподготовки соответствующих кадров из числа коренных малочисленных народов, совершенствования системы государственной поддержки. Задачами Программы являются: технико-технологическое оснащение традиционных видов хозяйственной деятельности и организация перерабатывающих производств в районах проживания коренных малочисленных народов, организация новых производств; создание системы заготовок, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, обеспечение развития факторийных форм торговли и товарообмена, а также других форм сельской кооперации; реализация комплекса мер государственной поддержки отраслей оленеводства, рыбного промысла и других отраслей традиционного хозяйства коренных малочисленных народов, направленных на стимулирование мотивации работников в улучшении материального положения путем достижения высоких качественных производственных показателей отрасли; повышение уровня образования, профессиональной подготовки по специальностям традиционных видов хозяйственной деятельности; обеспечение возрождения самобытной и национальной культуры, языка коренных малочисленных народов, развитие энергетической, финансовой, информационно-коммуникационной инфраструктуры в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия коренных малочисленных народов, создание системы медицинского обслуживания на основе современных технологий, модернизация жилищно-коммунального обслуживания населения; совершенствование принципов и механизмов местного самоуправления, адекватных организации традиционного природопользования и укладу жизни коренных малочисленных народов, а также адаптированных в систему всех уровней власти и управления. Задачи Программы конкретизируются по отдельным направлениям. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1. VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы Общий объем финансирования Программы составляет 9 844 000 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4 500 000 тыс. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 4 975 000 тыс. рублей и внебюджетных источников - 369 000 тыс. рублей. В структуре затрат преобладают расходы по статье "Капитальные вложения", составляющие 96,1 процента, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,1 процента и прочие текущие расходы - 3,8 процента. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета, предусмотренные Программой, направляются на реализацию мероприятий Программы в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, что предусматривает обязательное финансирование проектов за счет средств этих бюджетов в объемах, определенных Программой. Реализация Программы предусматривает привлечение инвестиций из внебюджетных источников для осуществления проектов, имеющих потенциально высокую норму прибыли и короткие сроки окупаемости (в среднем от 1 года до 3,5 лет), а также участие инвесторов в реализации высокодоходных долгосрочных инвестиционных проектов, осуществляемых преимущественно на принципах проектного финансирования, то есть окупаемых в счет будущих доходов и не требующих государственных гарантий. Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 2. VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы В процессе реализации Программы будут сформированы необходимые условия для сбалансированного и устойчивого развития территорий проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, созданы условия, способствующие преодолению противоречий между традиционными отраслями хозяйствования и промышленным освоением северных территорий, сохранению естественной природной среды. В результате реализации Программы к концу 2015 года в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов будут построены жилые дома общей площадью 19,5 тыс. кв. метров, общеобразовательные и дошкольные учреждения на 10 тыс. мест, больничные и поликлинические учреждения на 430 койко-мест и 300 посещений в смену, 19 учреждений культуры на 1000 мест, 30 традиционных перерабатывающих производств, 21 фактория, 130 км линий электропередачи. Также будут приобретены для коренных малочисленных народов, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах, 40 комплектов средств беспроводной телефонной связи, 100 единиц специального транспорта повышенной проходимости, 90 единиц энергетических и тепловых установок. Будет решен ряд других проблем. Результаты реализации мероприятий Программы будут способствовать: преодолению резкого снижения занятости коренных малочисленных народов и, как следствие, росту уровня их жизни; созданию предпосылок для снижения зависимости от северного завоза продовольствия и товаров народного потребления; повышению уровня и качества жизни, обновлению основных систем жизнеобеспечения; духовному и национально-культурному возрождению коренных малочисленных народов. Результаты реализации Программы будут иметь значение не только для развития коренных малочисленных народов и территорий их традиционного проживания, но также для северных регионов и России в целом. IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы Формирование мероприятий Программы и контроль за их реализацией осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации. К формированию и реализации Программы будут привлекаться соответствующие федеральные органы исполнительной власти в рамках полномочий, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы Разработчиком Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации. Функции государственного заказчика Программы возлагаются на Министерство регионального развития Российской Федерации, которое взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами общественных объединений коренных малочисленных народов с целью эффективной реализации мероприятий Программы. XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы В структуре затрат основную долю составят капитальные вложения - 96,1 процента. В рамках Программы также предусмотрены средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в объеме 0,1 процента общего объема финансирования Программы, что в сумме составит 10220 тыс. рублей. Направление "Прочие нужды" в объеме 3,8 процента общего объема финансирования Программы предусматривает финансирование мероприятий по обеспечению коренных малочисленных народов современным оборудованием для медицинских и образовательных учреждений, энергетическими, тепловыми установками для обустройства жилья и вездеходными транспортными средствами, технологическим оборудованием для производственных участков, а также мероприятий этнокультурной направленности (проведение выставок, фестивалей, детских праздников). Реализация Программы предполагается в 2009-2015 годах (I этап - 2009-2010 годы, II этап - 2011-2015 годы). XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы Мероприятия Программы согласуются по срокам с исполнителями, взаимосвязаны и предусматривают получение разностороннего экономического и социального эффекта. Программа должна быть увязана с программами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, где проживают коренные малочисленные народы. Формирование мероприятий Программы будет осуществляться по следующим основным направлениям. Создание экономического базиса и условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования на основе технологического совершенствования производства Мероприятия направлены на возрождение традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, создание условий для восстановления и сохранения естественной природной среды, необходимой для традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов, в том числе на: строительство комплексных убойно-приемных пунктов оленей, промежуточных баз для оленеводческих, охотничьих и рыболовецких бригад; развитие племенных оленеводческих хозяйств, рациональное использование оленьих пастбищ, применение изгородного выпаса стад; приобретение и передачу субъектами Российской Федерации в пользование общинам коренных малочисленных народов, занятых в традиционных видах деятельности, спецавтотранспорта повышенной проходимости, снаряжения и инвентаря для охоты и рыбной ловли, мини-пекарен; развитие звероводства, восстановление поголовья пушных зверей и строительство новых звероводческих ферм. Развитие производственной базы продукции традиционного хозяйствования включает в себя: строительство перерабатывающих цехов, заводов по заготовке и реализации товаров традиционного промысла, хлебопекарен, холодильников, приобретение холодильных и морозильных установок, организацию различных производств; организацию пошивочных мастерских и мастерских по выпуску изделий художественных промыслов и ремесел. Предусматривается развитие национального малого бизнеса в секторе услуг, в том числе в сфере туризма, возрождение сельской кооперации, создание факторий в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также восстановление на их основе системы заготовок, закупок, завоза и торговли продовольственной и потребительской продукцией, торгового и бытового обслуживания кочевых оленеводов, полукочевых охотников-промысловиков и рыбаков в местах их производственной деятельности. Развитие традиционной хозяйственной деятельности является основой национальной духовной культуры, языка и традиций, национального самосознания, а также возрождения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов как способа существования, основанного на историческом опыте предков в области природопользования, социальной организации и проживания, на самобытной культуре, обычаях и религиозных верованиях. В рамках мероприятий предусматривается создание в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов сети факторий, обеспечивающих заготовку, хранение и реализацию продукции оленеводства и промыслов. Будут предусмотрены меры по обустройству и рациональному размещению структурных подразделений факторий (начиная от сети баз, заготовительных и торгово-снабженческих пунктов до базовых факторий), обеспечению их оборудованием и спецавтотранспортом повышенной проходимости. При формировании комплекса мероприятий определяется роль государства в регулировании отношений коренных малочисленных народов и промышленных компаний-недропользователей в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Также определяются меры государственной поддержки из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий Мероприятия направлены на повышение качества и улучшение условий жизни коренных малочисленных народов на основе развития сферы образования и культуры, повышения уровня медицинского обслуживания. Предусматривается комплекс мероприятий по реконструкции и строительству клубов, детских музыкальных школ и библиотек, а также по сохранению, возрождению и развитию культуры, национального искусства, народных художественных промыслов, родного языка путем создания домов культуры, краеведческого музея, традиционных этнокультурных центров коренных малочисленных народов. Мероприятия этнокультурной сферы (проведение различных фестивалей, детских праздников и выставок), ставящие целью сохранение и пропаганду культурного наследия, развитие традиционной культуры коренных малочисленных народов, направлены на сохранение и развитие локальных фольклорных традиций коренных малочисленных народов, позволяют ознакомиться с традициями, обычаями и культурой коренных малочисленных народов, помогают развивать интерес к национальной культуре, воспитывают у подрастающего поколения уважение к непреходящим культурным ценностям. Традиционные северные состязания способствуют физическому развитию и организации досуга юного поколения. В местах традиционного проживания коренных малочисленных народов предполагается повышение уровня медицинского обслуживания путем создания действенной системы медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания коренных малочисленных народов, формирования, оснащения оборудованием и лекарственными препаратами оленеводческих хозяйств и отдаленных промысловых участков, обеспечения современным технологическим оборудованием и лекарственными препаратами различных медицинских учреждений. В целях повышения уровня образования, профессиональной подготовки и обеспечения занятости коренных малочисленных народов намечено строительство и реконструкция школ и дошкольных учреждений, в том числе детских садов и интернатов. В рамках мероприятий предусматривается приобретение учебной литературы и учебного оборудования. Оказание коренным малочисленным народам субъектами Российской Федерации целевой поддержки в сфере улучшения жилищных условий, а также модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Мероприятия направлены на гарантированное и бесперебойное тепло- и электроснабжение мест традиционного проживания коренных малочисленных народов. Предусмотрен комплекс мероприятий по поддержке субъектов Российской Федерации в формировании жилищного фонда муниципальных образований для нужд коренных малочисленных народов в соответствии с жилищным законодательством, а также в модернизации жилищно-коммунального комплекса. Будут переведены на горячее водоснабжение объекты социальной инфраструктуры. Намечается строительство малогабаритных пекарен, объектов бытового и торгового обслуживания в факториях и местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. Предусматривается переориентация системы энергообеспечения районов проживания коренных малочисленных народов на топливно-энергетические ресурсы местных источников. Намечается строительство линий электропередачи, приобретение малогабаритных электростанций для факторий, оленеводческих и рыболовецких бригад, дизельных электростанций. Кроме того, предусмотрены мероприятия по приобретению средств навигации и связи, по расширению парка вездеходной техники, снегоходов, спецавтотранспорта повышенной проходимости. Реализация указанных мероприятий позволит повысить роль коренных малочисленных народов в экономических и социальных процессах в местах традиционного проживания. XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы Механизм реализации Программы включает в себя: стратегическое планирование и прогнозирование; применение правовых рычагов влияния на экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти; формирование организационной структуры управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления). Мероприятия Программы реализуются посредством заключения в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственным заказчиком Программы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации договоров о софинансировании включенных в Программу строек и объектов. Предоставление средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляется в виде софинансирования в пределах средств, предусмотренных в Программе на осуществление конкретных мероприятий, и при условии наличия утвержденной в установленные сроки проектной документации. При этом ответственность за несвоевременное завершение строительства (реконструкции) таких объектов несут органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В отношении строек и объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, к договорам о софинансировании в обязательном порядке прилагаются соответствующие перечни строек и объектов Программы, графики финансирования инвестиционных проектов, решения собственников (будущих собственников) таких объектов о начале их строительства (реконструкции). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения (договоры) с частными инвесторами о софинансировании инвестиционных проектов Программы. Указанные соглашения (договоры) устанавливают условия финансирования мероприятий Программы и заключаются на весь период реализации Программы. Стройки и объекты Программы, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, должны быть в обязательном порядке включены в соответствующие региональные программы, утверждаемые и реализуемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят конкурсы на размещение заказов на проведение работ, приобретение товаров и услуг для государственных нужд, а также обеспечивают по итогам проведенного конкурса заключение договоров подряда (государственных контрактов) в части финансирования объектов. Приостановление финансирования за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации, при невыполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих обязательств может быть осуществлено в случае: нецелевого использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации выделенных бюджетных средств; непредоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленные сроки предусмотренных договорами о софинансировании отчетов о проведении мероприятий Программы; нарушения исполнения графика финансирования мероприятий Программы, являющегося приложением к договору о софинансировании строек и объектов (в том числе уменьшения объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников). В указанных случаях приостановление финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета в очередном году не влечет возникновения обязательств государственного заказчика Программы по увеличению финансирования этих мероприятий в последующих периодах. ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Концепции федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" -------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Единица | 2008 | 1-й этап | 2-й этап |измерения | год | 2009-2010 | 2011-2015 годы | |(базо- | годы | | | вые +-----------+---------------------------- | |данные)|2009 |2010 |2011 |2012 |2013 |2014 |2015 | | |год |год |год |год |год |год |год -------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Удельный вес занятых в малом бизнесе в процентов 7 7,5 8 8,5 9 9,5 10 11 общей занятости коренных малочисленных народов 2. Создание факторийных форм торговли и единиц - 1 6 3 4 2 5 - товарообмена, а также других снабженческо-сбытовых сельских кооперативов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов 3. Ввод в действие медицинских учреждений коек 51 20 110 90 70 30 10 100 (больницы, фельдшерско-акушерские посещений 140 20 50 120 80 - 13 17 пункты) 4. Доля имеющих начальное образование в процентов 90 91,5 93 94 95 96 97 98 общей численности коренных малочисленных народов 5. Ввод в действие общеобразовательных, мест 976 1000 2000 900 2100 1700 1500 800 дошкольных учреждений 6. Ввод в действие объектов культуры единиц 1 - 4 3 7 4 1 - 7. Доля жилищного фонда, оборудованного процентов 40 42 45 48 50 52,5 54 60 горячим водоснабжением, в общем жилищном фонде 8. Доля жилищного фонда, оборудованного процентов 60 62 65 68 70 72,5 74 80 водопроводом, в общем жилищном фонде 9. Ввод в действие объектов единиц 1 2 6 2 5 5 3 2 жилищно-коммунального хозяйства 2 10. Ввод в действие жилых домов в городах м 2688,1 2000 2500 3200 1000 900 500 9400 и поселках городского типа и сельской местности 11. Ввод в действие объектов традиционных единиц 2 8 3 4 4 4 5 производств, оленеводческих, рыболовных баз, перерабатывающих производств традиционных отраслей хозяйства 12. Строительство линий электропередачи км 10 40 - 35 15 - 30 13. Приобретение оборудования беспроводной единиц 20 5 - - - - 15 телефонной связи для отдаленных районов 14. Приобретение вездеходной техники, единиц 5 5 20 30 10 15 15 снегоходов, спецавтотранспорта повышенной проходимости 15. Приобретение энергетических, тепловых единиц 3 7 35 25 5 5 10 установок для обустройства поселков, жилья и производственных процессов ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Концепции федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (тыс. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |2009-2015 | В том числе | годы - +-------------------------------------------------------------------------- | всего | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |2015 год ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Всего 9 844 000 2 047 960 1 864 160 1 559 910 1 427 360 1 283 760 1 069 740 591 110 в том числе: федеральный бюджет 4 500 000 863 460 861 660 646 460 630 860 644 660 552 740 300 160 бюджеты субъектов 4 975 000 1 082 500 942 500 876 450 747 400 601 100 472 000 253 050 Российской Федерации внебюджетные источники 369 000 102 000 60 000 37 000 49 100 38 000 45 000 37 900 Капитальные вложения Всего 9 457 200 1 979 000 1 798 200 1 507 450 1 375 500 1 233 300 1 013 700 550 050 в том числе: федеральный бюджет 4 212 200 811 000 811 200 607 000 591 600 607 200 511 700 272 500 бюджеты субъектов 4 900 000 1 070 000 930 000 866 450 737 400 591 100 462 000 243 050 Российской Федерации внебюджетные источники 345 000 98 000 57 000 34 000 46 500 35 000 40 000 34 500 НИОКР Всего 10 220 1460 1460 1460 1460 1460 1460 1460 в том числе 10 220 1460 1460 1460 1460 1460 1460 1460 федеральный бюджет Прочие нужды Всего 376 580 67 500 64 500 51 000 50 400 49 000 54 580 39 600 в том числе: федеральный бюджет 277 580 51 000 49 000 38 000 37 800 36 000 39 580 26 200 бюджеты субъектов 75 000 12 500 12 500 10 000 10 000 10 000 10 000 10 000 Российской Федерации внебюджетные источники 24 000 4000 3000 3000 2600 3000 5000 3400 ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|