Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23.09.2009 № 2546-5 ГД

 



               ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

           ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания
    Российской Федерации "По поводу ратификации Протокола N 14
  к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего
            изменения в контрольный механизм Конвенции"

     Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять   заявление   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации "По поводу ратификации Протокола N 14
к Конвенции о защите прав человека  и  основных  свобод,  вносящего
изменения в контрольный механизм Конвенции".
     2. Направить настоящее  Постановление  и  указанное  Заявление
Президенту   Российской   Федерации   Д.А.Медведеву,   Председателю
Правительства Российской Федерации В.В.Путину,  в  Совет  Федерации
Федерального    Собрания    Российской   Федерации,   Правительство
Российской Федерации.
     3. Направить  настоящее  Постановление и указанное Заявление в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
     4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                               Б.В.Грызлов

     Москва
     23 сентября 2009 года
     N 2546-5 ГД
     _____________________



                  ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


               По поводу ратификации Протокола N 14
       к Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
       вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции

     В связи    с    усилением   необоснованной   критики   позиции
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  по
вопросу  ратификации  Протокола  N  14  к  Конвенции  о защите прав
человека и  основных  свобод,  вносящего  изменения  в  контрольный
механизм  Конвенции  (далее  -  Протокол  N  14),  и озабоченностью
государств - членов Совета Европы перспективами  его  вступления  в
силу  в  полном  объеме  Государственная  Дума  считает необходимым
заявить следующее.
     Заявленной целью    Протокола    N   14   является   повышение
эффективности деятельности Европейского суда по правам человека.
     Государственная Дума       считает      важным      дальнейшее
совершенствование  деятельности   Европейского   суда   по   правам
человека.  Хотя,  по мнению Государственной Думы,  Протокол N 14 не
позволит достичь указанной цели в достаточной мере, он представляет
собой  лишь  определенный  шаг  в  этом  направлении.  Вместе с тем
Государственная Дума исходит из того, что ратифицируемые Российской
Федерацией   международные   договоры   не   должны   ущемлять   ее
национальные  интересы,  приводить  к  необоснованному  ограничению
прав лиц,  находящихся под юрисдикцией Российской Федерации,  или к
вмешательству в функционирование органов государственной  власти  и
органов  местного самоуправления.  Поэтому Государственная Дума при
рассмотрении законопроекта о ратификации Протокола N 14 в 2006 году
выразила   озабоченность   рядом   положений  этого  международного
договора.
     Государственная Дума  отмечает,  что  некоторые  из  вопросов,
возникших у нее в связи  с  Протоколом  N  14,  в  настоящее  время
утратили актуальность.  Учитывая это, а также отмечая необходимость
дальнейшего реформирования Европейского суда  по  правам  человека,
Государственная  Дума  считает  возможным  вернуться  к  вопросу  о
ратификации  Протокола  N  14  при  том,  однако,  понимании,   что
сохраняющаяся  у  нее  озабоченность  встретит  адекватную  реакцию
европейских партнеров.
     Государственная Дума  относит  к  числу  проблемных  статью  8
Протокола N 14, согласно которой комитет из трех судей Европейского
суда  по  правам  человека наделяется правом выносить постановления
без  обязательного   включения   в   состав   комитета   судьи   от
государства-ответчика. Данное положение,  по мнению Государственной
Думы,  может поставить под угрозу справедливость  и  обоснованность
выносимых  Европейским  судом  по  правам  человека  постановлений,
которые вследствие неучастия в соответствующем  комитете  судьи  от
государства-ответчика могут  быть  приняты  без всестороннего учета
особенностей правовой системы этого государства.
     Обеспокоенность депутатов    Государственной   Думы   вызывает
положение статьи 14 Протокола N 14,  наделяющее Европейский суд  по
правам   человека  правом  осуществлять  расследование  до  решения
вопроса о приемлемости жалобы.  Использование Европейским судом  по
правам  человека  такого  права  до  того,  как  он,  в  частности,
удостоверится в  исчерпании  внутренних  средств  правовой  защиты,
чревато  вмешательством в национальное расследование по делу и даже
его подменой.  Это едва ли может считаться приемлемым в силу  того,
что  роль  Европейского  суда  по  правам  человека  по отношению к
национальному правосудию является субсидиарной.
     Наряду с  этим  вызывают  вопросы  и  положения статей 10 и 16
Протокола N 14, которые предполагают, что Европейский суд по правам
человека  в  определенных  случаях  получит возможность посредством
разъяснений и заключений  по  запросам  Комитета  министров  Совета
Европы   решать,   каким  образом  государству  надлежит  выполнять
постановления Европейского  суда  по  правам  человека,  что  также
вступает  в  противоречие с субсидиарной ролью Европейского суда по
правам человека.
     Следовательно, при  решении  вопроса  о ратификации  Протокола
N 14 Государственной Думой  будут  учтены  разъяснения  федеральных
органов  исполнительной  власти,  а  также соответствующих структур
Совета Европы о том,  как положения этого  международного  договора
будут  имплементированы  на  практике в свете изложенных депутатами
проблем.
     Депутаты Государственной Думы уверены,  что их позиция будет с
пониманием  воспринята  государствами  -  участниками  Конвенции  о
защите   прав   человека   и  основных  свобод  и  соответствующими
структурами Совета Европы  и  что  взаимоприемлемые  решения  будут
найдены в ходе консультаций с партнерами.


     Москва
     23 сентября 2009 года

Информация по документу
Читайте также