Расширенный поиск
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 05.03.1992 № 2453-IП О С Т А Н О В Л Е Н И Е ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об обращении Верховного Совета Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации Верховный Совет Татарской ССР 30 августа 1990 года принял Декларацию "О государственном суверенитете Татарской ССР", в части 2 статьи 5 которой провозглашается принцип верховенства Конституции и законов Татарской ССР на всей территории Татарской ССР, что противоречит статье 81 Конституции РСФСР. Принятый 18 апреля 1991 года Закон Татарской ССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР" в статьях 1, 3, 4 и 7 вступил в противоречие с Конституцией РСФСР с точки зрения закрепленного Конституцией РСФСР статуса республики в составе РСФСР и разграничения предметов ведения между РСФСР и республиками в составе РСФСР. Закон Татарской ССР от 29 ноября 1991 года "О референдуме Татарской ССР" открывает возможность принятия решений, которые прямо противоречат статье 70 Конституции РСФСР, в соответствии с которой территория РСФСР не может быть изменена без согласия РСФСР. Верховный Совет Республики Татарстан своим Постановлением от 21 февраля 1992 года назначил на 21 марта 1992 года проведение референдума о государственном статусе Республики с вопросом: "Согласны ли Вы, что республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров? "Да" или "Нет" ?". Фактически это может привести к изменению национально-государственного устройства Российской Федерации, нарушению ее государственной целостности. В связи со сложившейся ситуацией и руководствуясь пунктом 2 статьи 72 и пунктом 26 части 1 статьи 109 Конституции РСФСР, а также частью 1 статьи 59 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" Верховный Совет Российской Федерации постановляет: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством "О проверке конституционной части 2 статьи 5 Декларации "О государственном суверенитете Татарской ССР" от 30 августа 1990 года статьей 1, 3, 4 и 7 Закона Татарской ССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР" от 18 апреля 1991 года; части 2 статьи 1 , статьи 33 Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" от 29 ноября 1991 года и Постановления Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" от 21 февраля 1992 года". 2. Утвердить текст ходатайства "О проверке конституционности части 2 статьи 5 Декларации "О государственном суверенитете Татарской ССР" от 30 августа 1990 года; статей 1, 3, 4 и 7 Закона Татарской ССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР от 18 апреля 1991 года; части 2 статьи 1 и статьи 33 Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" от 29 ноября 1991 года и Постановления Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" от 21 февраля 1992 года" (прилагается). 3. Учитывая чрезвычайно сжатые сроки, оставшиеся до 21 марта 1992 года - дня референдума, проведение которого может привести к невосполнимому ущербу для народов Российской Федерации и ее территориальной целостности, просить Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" направить Верховному Совету Республики Татарстан требование о приостановлении действия Постановления Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" от 21 февраля 1992 года. Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов Москва, Дом Советов России 5 марта 1992 года N 2453-I _________________ В Конституционный Суд Российской Федерации Х О Д А Т А Й С Т В О 1. Наименование ходатайствующего: Верховный Совет Российской Федерации, г. Москва, 103274, Краснопресненская наб., 2. 2. Представитель Верховного Совета Российской Федерации - заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации Яров Ю. Ф. 3. Наименование, местонахождение, адрес государственного органа, издавшего нормативный акт, конституционность которого подлежит проверке: Верховный Совет Республики Татарстан, г. Казань-60, 420060, площадь Свободы. 4. Нормы Конституции РСФСР и Закона о Конституционном Суде РСФСР, дающие право на обращение с ходатайством: Статьи 4, 70, 71, 78, 79, 81 Конституции РСФСР. Статьи 57 (ч. 1), 58 (ч. 1, 3, 4), 59 (ч. 1, 2), 60 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР". 5. Наименование, дата, источник опубликования нормативных актов, конституционность которых подлежат проверке: 1) Декларация "О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики". Принята в Казани 30 августа 1990 года. Официальная публикация в газете "Советская Татария" 20 апреля 1991 года. 2) Закон Татарской ССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской Советской Социалистической Республики", принятый в Казани 18 апреля 1991 года. Официальная публикация в газете "Советская Татария", 20 апреля 1991 года. 3) Закон Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР". Принят в Казани 29 ноября 1991 года. Официальная публикация в газете "Советская Татария" от 17 декабря 1991 года. 4) Постановление Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан", принятое в Казани 21 февраля 1992 года. Официальная публикация в газете "Советская Татария" от 25 февраля 1992 года. 6. Конкретные основания для рассмотрения дела: Согласно пункту 4 части 1 статьи 57, пункту 7 части 1 и части 3 статьи 58 3 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" основанием для рассмотрения является несоответствие части 2 статьи 5 Декларации "О государственном суверенитете Татарской ССР" от 30 августа 1990 года; статей 1, 3, 4 и 7 Закона Татарской ССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР" от 18 апреля 1991 года; части 2 статьи 1 и статьи 33 Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" от 29 ноября 1991 года и Постановления Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года Конституции РСФСР с точки зрения закрепленного в Конституции РСФСР статуса республики в составе РСФСР и разграничения предметов ведения между РСФСР и республиками в составе РСФСР. 7. Обоснование допустимости ходатайства: Согласно части 2 статьи 59 Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" настоящее ходатайство допустимо, поскольку ходатайствующий считает часть 2 статьи 5 Декларации "О государственном суверенитете Татарской ССР" от 30 августа 1990 года; статьей 1, 3, 4 и 7 Закона Татарской ССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР от 18 апреля 1991 года"; части 2 статьи 1 и статьи 33 Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" от 29 ноября 1991 года и Постановление Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" от 21 февраля 1992 года не подлежащими действию из-за их неконституционности. 8. Позиция и правовое обоснование позиции ходатайствующего. Декларация "О государственном суверенитете Татарской ССР" в части 2 статьи 5 провозглашает принцип Верховенства Конституции и законов Татарской ССР на всей территории Татарской ССР, что противоречит статье 81 Конституции РСФСР, в соответствии с которой законы РСФСР обязательны и имеют одинаковую силу на территории всех республик в составе РСФСР. В случае расхождений закона республики в составе РСФСР с законом РСФСР действует закон РСФСР. Законом Татарской ССР от 18 апреля 1991 года об "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР" устанавливается новая редакция преамбулы, название главы 6 и статей 64 и 70 Конституции Татарской ССР, из которых исключается указание о нахождении Республики в составе Российской Федерации и верховенстве законов последней над законами Татарской ССР, что противоречит статьям 71 и 78 Конституции РСФСР. В статье 1 Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" устанавливается перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум Татарской ССР. В этом перечне отсутствует вопрос об изменении государственного статуса Татарской ССР по отношению к РСФСР, что противоречит статье 70 Конституции РСФСР, в соответствии с которой территория РСФСР не может быть изменена без согласия РСФСР. Кроме того, статья 33 Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" предусматривает, что решение по вынесенным на референдум вопросам считается принятым, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан Татарской ССР, имеющих право участвовать в референдуме. Таким образом, решение о принятии, изменении или дополнении Конституции Татарской ССР может быть принято одной четвертой частью от всех граждан, имеющих право участвовать в референдуме. В соответствии со статьей 35 Закона РСФСР "О референдуме в РСФСР" при проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме. Тем самым Закон Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" противоречит Закону РСФСР "О референдуме РСФСР". В соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" от 21 февраля 1992 года на референдум Республики Татарстан вынесен вопрос о государственном статусе Республики Татарстан в следующей формулировке: "Согласны ли Вы, что Республик Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров? "Да" или "Нет" ?". В Постановлении указано, что в соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан "О референдуме в Республике Татарстан" решение, принятое путем референдума Республики Татарстан, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории Республики Татарстан и может быть отменено и изменено только путем нового референдума Республики Татарстан. Таким образом, на референдум Республики Татарстан ставится вопрос о статусе республики Татарстан и формах связей этого государства с Российской Федерацией. Между тем этот вопрос относится к компетенции Российской Федерации и регулируется Конституцией РСФСР. В настоящее время правовой статус республики в составе РСФСР регулируется главой 8 Конституции РСФСР. В соответствии со статьей 71 Конституции РСФСР Татарстан ССР состоит в РСФСР (в терминологии статьи 78 - "находится в составе" РСФСР). В соответствии с частью 3 статьи 78 Конституции РСФСР конституция республики в составе Российской Федерации должна соответствовать Конституции РСФСР. Конституция РСФСР не предусматривает иных форм регулирования отношений между Российской Федерацией и состоящими в ней республиками, кроме конституционных или основанных на законах Российской Федерации. При этом принятие решений по вопросам национально-государственного устройства Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Съезда народных депутатов РСФСР (пункт 3 части 3 статьи 104 Конституции РСФСР). Таким образом, характер вопроса, вынесенного на референдум, противоречит разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и республикой в составе Российской Федерации. Положительный ответ на поставленный на референдуме вопрос будет означать изменение национально-государственного устройства Российской Федерации - вплоть до выхода Республики Татарстан из ее состава. Однако в Конституции РСФСР не предусмотрена возможность такого выхода. Более того, статья 70 Конституции РСФСР прямо устанавливает, что территория Российской Федерации не может быть изменена без ее согласия. Таким образом, Постановление Верховного Совета Республики Татарстан о проведении референдума нарушает закрепленное Конституцией РСФСР разграничение предметов ведение между РСФСР и республиками в составе РСФСР, относя к своей юрисдикции предмет исключительного ведения РСФСР. 9. На основании изложенного Верховный Совет Российской Федерации ходатайствует о признании Конституционным Судом Российской Федерации части 2 статьи 5 Декларации "О государственном суверенитете Татарской ССР" от 30 августа 1990 года; статьей 1, 3, 4 и 7 Закона Татарской ССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР" от 18 апреля 1991 года; части 2 статьи 1 и статьи 33 Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" от 29 ноября 1991 года и Постановления Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" от 21 февраля 1992 года несоответствующими Конституции РСФСР с точки зрения закрепленного ею разграничения предметов ведения между РСФСР и республиками в составе РСФСР. 10. К ходатайству прилагаются: 1. Копии данного ходатайства. 2. Копии Декларации "О государственном суверенитете Татарской ССР" от 30 августа 1990 года; Закона Татарской ССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР" от 18 апреля 1991 года; Закона Татарской ССР "О референдуме Татарской ССР" от 29 ноября 1991 года и Постановления Верховного Совета Республики Татарстан "О проведении референдума Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" от 21 февраля 1992 года. 3. Копии документа об уплате госпошлины. 4. Список экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РСФСР (все приложения в 50 экземплярах). Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов Москва, Дом Советов России 5 марта 1992 года Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|