Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.04.1992 № 4-П

 



                              ИМЕНЕМ
                   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - РОССИИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

        КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - РОССИИ


   По делу о проверке конституционности Постановления Президиума
      Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1992 года N 2275-I
          "О Всероссийском агентстве по авторским правам"

     28 апреля 1992 года,                                 г. Москва

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя  Конституционного  Суда   В. Д. Зорькина,  заместителя
Председателя    Н. В. Витрука,   секретаря   Конституционного  Суда
Ю. Д. Рудкина,     судей:    Э. М. Аметистова,   Н. Т. Ведерникова,
Г. А. Гаджиева,    А. Л. Кононова,   В. О. Лучина,  В. И. Олейника,
Н. В. Селезнева,  О. И. Тиунова,  Б. С. Эбзеева
     с участием представителей сторон:
     Е. А. Суханова -   профессора,   доктора   юридических   наук,
заведующего  кафедрой  гражданского  права  юридического факультета
Московского государственного университета  им. М. В. Ломоносова   -
представителя   группы  народных  депутатов  Российской  Федерации,
направивших ходатайство в Конституционный Суд Российской Федерации
     (представитель Президиума   Верховного    Совета    Российской
Федерации не явился)
     на основании  части  первой  статьи 165 Конституции (Основного
Закона) Российской Федерации,  пункта  1  части  второй  статьи  1,
пункта  2  части  первой  и части второй статьи 57,  частей первой,
второй и четвертой статьи 58,  части третьей статьи 62 Закона РСФСР
"О Конституционном Суде РСФСР"
     рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
конституционности  Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР
от 3 февраля 1992 года  N  2275-I  "О  Всероссийском  агентстве  по
авторским правам".
     Основанием для рассмотрения Конституционным  Судом  Российской
Федерации данного дела в соответствии с пунктами 1,  2, 5 и 6 части
первой и частью второй статьи  58  Закона  Российской  Федерации  о
Конституционном  Суде  Российской  Федерации явилась обнаружившаяся
неопределенность  в  вопросе  о  том,   соответствует   ли   данное
Постановление  по  содержанию  и  характеру содержащихся в нем норм
установленному в Российской Федерации разделению законодательной  и
исполнительной   властей,   а   также   закрепленному  Конституцией
Российской  Федерации  разграничению  компетенции   между   высшими
органами государственной власти и управления Российской Федерации.
     Поводом к  рассмотрению  дела   явилось   ходатайство   группы
народных     депутатов     Российской    Федерации    о    проверке
конституционности Постановления Президиума Верховного Совета  РСФСР
от  3  февраля  1992  года  N  2275-I "О Всероссийском агентстве по
авторским правам".
     В ходатайстве   содержится   просьба   признать  Постановление
Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1992 года N  2275-I
"О Всероссийском агентстве по авторским правам" неконституционным.
     Рассмотрев данное   дело,   Конституционный   Суд   Российской
Федерации

                        у с т а н о в и л:

     3 февраля  1992  года  Президиум  Верховного Совета Российской
Федерации издал Постановление N 2275-I "О  Всероссийском  агентстве
по  авторским правам",  в котором содержится предписание о создании
Всероссийского агентства по авторским  правам  (ВААП)  "в  связи  с
упразднением Государственного агентства СССР по авторским и смежным
правам  как   союзного   органа   государственного   управления   и
необходимостью  продолжения  деятельности  по обеспечению интересов
авторов на территории  Российской  Федерации,  в  том  числе  и  по
выполнению  международных  обязательств  в  сфере  охраны авторских
прав". Предусмотрена передача создаваемому Всероссийскому агентству
по  авторским  правам  материальной  базы  бывшего Государственного
агентства СССР по авторским и смежным правам.  Постоянной  Комиссии
Совета   Республики   по  культуре  и  Комитету  Верховного  Совета
Российской Федерации по  науке  и  народному  образованию  поручено
подготовить   совместно   с   ВААП   предложения   о   функциях   и
материально-финансовом обеспечении создаваемого ВААП.
     Издав указанное  Постановление,  Президиум  Верховного  Совета
Российской   Федерации   вышел   за   рамки   своей    компетенции,
предусмотренной Конституцией Российской Федерации.
     Президиум Верховного  Совета  Российской  Федерации   является
органом,  который  в соответствии со статьями 113 и 114 Конституции
(Основного Закона) Российской  Федерации  обеспечивает  организацию
работы  Съезда народных депутатов Российской Федерации,  Верховного
Совета Российской Федерации и выполняет некоторые  другие  функции.
Установленные   Конституцией   Российской   Федерации,  Регламентом
Верховного  Совета  Российской  Федерации,  действующими   законами
Российской   Федерации   полномочия  Президиума  Верховного  Совета
Российской Федерации ни прямо,  ни косвенно  не  свидетельствуют  о
какой-либо  возможности  принимать  решения  по  вопросам создания,
преобразования или ликвидации общественных объединений, определения
их функций, прав и обязанностей.
     Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 3  февраля
1992  г.  N  2275-I "О Всероссийском агентстве по авторским правам"
нарушает   конституционный   статус    общественных    объединений,
предусмотренный статьей 49 Конституции Российской Федерации.
     Рассматриваемое Постановление  Президиума  Верховного   Совета
Российской   Федерации  фактически  одобряет  Устав  Всероссийского
агентства по  авторским  правам.  Между  тем  этот  Устав  содержит
существенные     ограничения    конституционных    прав    авторов,
предусмотренных вышеупомянутой статьей Конституции.
     В Уставе ВААП устанавливается  осуществление  этим  агентством
реализации  и  защиты авторских прав " на коллективной основе в тех
сферах  использования  произведений,   в   которых   индивидуальное
осуществление    авторских    прав   практически   невозможно   или
затруднительно (при публичном  исполнении,  механической  записи  и
воспроизведении   и   т.   п.)".  Предусматривается  предоставление
лицензий  на  использование  произведений,   осуществление   сбора,
распределения  и  выплаты гонорара.  В Уставе прямо говорится,  что
агентство "предъявляет от своего имени  в  качестве  представителей
авторов судебные иски ...,  ведет гражданские дела во всех судебных
учреждениях со всеми правами,  какие предоставлены  законом  истцу,
ответчику,   третьему   лицу   ...".   Иначе  говоря,  ВААП  должен
осуществлять функции законного представителя  автора,  который  при
этом  фактически  лишается возможности самостоятельно распоряжаться
осуществлением своих прав.
     Получение ВААП возможности выступать от имени автора  прямо  в
силу закона в качестве "законного представителя" противоречит части
второй статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой
права авторов охраняются государством.
     Президиум Верховного Совета Российской Федерации  своим  актом
создает  ситуацию,  в  которой  охрана  прав  авторов  не только не
гарантируется, но, напротив, создаются условия для их нарушений.
     Охрана государством    прав   авторов   находится   в   прямой
зависимости  от  соблюдения  одного  из  конституционных  принципов
экономической   системы  Российской  Федерации,  согласно  которому
государство обеспечивает развитие рыночного механизма не  допускает
монополизма   (часть   вторая   статьи  17  Конституции  Российской
Федерации).  Реализация предписаний рассматриваемого  Постановления
Президиума  Верховного  Совета  Российской Федерации,  а также норм
Устава ВААП привела  бы  к  нарушению  названного  конституционного
принципа экономической системы.
     Изложенные в  Постановлении   Президиума   Верховного   Совета
Российской Федерации причины образования ВААП, его цели и некоторые
положения  Устава  свидетельствуют  о  том,  что  эта   организация
призвана    совмещать    выполнение   властных   управленческих   и
коммерческих функций.  Таким путем  создаются  особые  условия  для
хозяйственной   деятельности   ВААП.  Другие  организации  лишаются
возможности конкурировать с ним,  на равных  условиях  бороться  за
рынок,  за  авторскую  клиентуру.  Ограничивается  сама возможность
создания таких организаций.  С этим  связано  снижение  качества  и
удорожание  обслуживания авторов,  особенно при защите их интересов
за рубежом.  Тем самым у ВААП  возникает  возможность  осуществлять
диктат в отношении своего клиента-автора. Все это уже имело место в
деятельности бывших Всесоюзного агентства  по  авторским  правам  и
Государственного  агентства  СССР  по  авторским  и смежным правам.
Повторение подобной правовой ситуации означало бы снижение гарантий
соблюдения  конституционных  норм  о  защите государством авторских
прав.
     Создание на  базе  бывшего  Государственного агентства СССР по
авторским  и   смежным   правам   общественного   объединения   для
"продолжения  деятельности  по  обеспечению  интересов  авторов  на
территории Российской  Федерации,  в  том  числе  и  по  выполнению
международных   обязательств   в   сфере   охраны  авторских  прав"
предполагает   выполнение   ВААП   некоторых   функций,    присущих
государственным органам. Это подтверждает и содержание Устава ВААП.
Само по себе осуществление подобных функций каким-либо общественным
объединением   при  делегировании  их  правомочным  государственным
органом  допустимо.  Но  Президиум  Верховного  Совета   Российской
Федерации таких полномочий не имеет.
     Таким образом,   Президиум   Верховного   Совета    Российской
Федерации,  приняв Постановление от 3 февраля 1992 года N 2275-I "О
Всероссийском агентстве по авторским правам",  допустил отступление
от   статей  7,  49,  113  и  114  Конституции  (Основного  Закона)
Российской Федерации,  способствовал нарушению части второй  статьи
17 и части второй статьи 45 Конституции Российской Федерации.
     На основании изложенного  и  руководствуясь  пунктом  2  части
первой и частью второй статьи 64,  частями второй и пятой статьи 65
Закона РСФСР "О Конституционном Суде  РСФСР",  Конституционный  Суд
Российской Федерации

                     п о с т а н о в л я е т:

     Признать Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 3
февраля 1992 года N 2275-I "О Всероссийском агентстве по  авторским
правам"   не   соответствующим   Конституции   (Основному   Закону)
Российской Федерации по содержанию,  по характеру затронутых в  нем
вопросов,  с  точки  зрения  установленного  в Российской Федерации
разделения законодательной  и  исполнительной  властей  и  с  точки
зрения     закрепленного    Конституцией    Российской    Федерации
разграничения компетенции между  высшими  органами  государственной
власти и управления Российской Федерации.
     В соответствии  со   статьями   49,   50   Закона   РСФСР   "О
Конституционном Суде РСФСР" настоящее Постановление вступает в силу
немедленно  после  его  провозглашения,  является  окончательным  и
обжалованию не подлежит.
     В соответствии со статьей 65 Закона РСФСР  "О  Конституционном
Суде  РСФСР"  с  момента вступления в силу настоящего Постановления
акты,  основанные на  Постановлении  Президиума  Верховного  Совета
РСФСР от 3 февраля 1992 года N 2275-I "О Всероссийском агентстве по
авторским правам",  утрачивают  силу  и  считаются  недействующими.
Правоотношения,   возникшие   на  основании  данного  Постановления
Президиума Верховного Совета  Российской  Федерации,  приводятся  к
состоянию, существовавшему до его издания.
     В соответствии со статьей 84 Закона РСФСР  "О  Конституционном
Суде   РСФСР"   данное   Постановление   подлежит  опубликованию  в
"Ведомостях Съезда народных депутатов  РСФСР  и  Верховного  Совета
РСФСР",  а также в "Российской газете" не позднее чем в семидневный
срок  после  его  изложения.  Постановление   должно   быть   также
опубликовано  во  всех  печатных  изданиях,  где  было опубликовано
Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля  1992
года N 2275-I "О Всероссийском агентстве по авторским правам".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                             В. Д. Зорькин

     Секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                              Ю. Д. Рудкин

     4-П

Информация по документу
Читайте также