Расширенный поиск

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 № 5494-I

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

              ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


               О  Концепции государственной политики
         по контролю за наркотиками в Российской Федерации

     Верховный Совет Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     Утвердить представленную   Президентом   Российской  Федерации
Концепцию государственной политики по  контролю  за  наркотиками  в
Российской Федерации.


     Председатель Верховного Совета
     Российской Федерации                          Р. И. Хасбулатов

     Москва, Дом Советов России
     22 июля 1993 года
     N 5494-I
     __________________________


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
        ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА НАРКОТИКАМИ
                      В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Злоупотребление наркотическими  средствами  и  их   незаконный
оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и самым
серьезным   образом   сказываются   на    социально-психологической
атмосфере в обществе,  отрицательно влияют на экономику, политику и
правопорядок.
     Общий прогноз  ситуации  с наркотиками в течение ближайших лет
для  Российской  Федерации  также  неблагоприятен  и   усугубляется
происходящими  негативными  процессами  в  социально-политической и
экономической  сфере.  В  настоящее  время  в   России   отмечается
прогрессирующий   рост  незаконного  распространения  наркотических
средств и увеличение  больных  наркоманией.  За  последние  10  лет
количество   выявленных   преступлений,  связанных  с  наркотиками,
увеличилось в три раза.  Объем изъятых наркотических средств возрос
в  30  раз  и  составил  в  1991  году  более 20 тонн.  Свыше трети
наркотиков,  находящихся в незаконном обороте в  России,  поступает
извне.   Усиливается   внимание   к   нашей  стране  и  со  стороны
международного  наркобизнеса,  что  определяется  особенностями  ее
геополитического     положения,     несовершенством    действующего
законодательства,   значительными   сложностями    в    организации
таможенного и пограничного контроля.
     В этих условиях отсутствие адекватных  и  эффективных  мер  по
контролю  за  наркотиками может привести к тому,  что их незаконное
распространение   превратится   в   широкомасштабную   угрозу   для
государственной   безопасности,  здоровья  и  благополучия  народов
России.
     Мероприятия по  контролю за наркотиками в Российской Федерации
должны осуществляться на основе  единой  государственной  политики,
главной   целью  которой  в  течение  ближайших  лет  должно  стать
предупреждение роста незаконного потребления и оборота  наркотиков,
а в более отдаленной перспективе - их снижение.
     Государственная политика по  контролю  за  наркотиками  должна
обеспечивать   баланс   мер,   направленных   на  предупреждение  и
пресечение  незаконного   предложения   наркотических   средств   и
уменьшение   спроса  на  них,  и  строиться  по  следующим  главным
направлениям:  совершенствование  порядка  регулирования  законного
оборота  наркотических  средств;  борьба  с их незаконным оборотом;
предупреждение незаконного  потребления  этих  средств;  лечение  и
социальная реабилитация больных наркоманией.
     Осуществление контроля   за   наркотиками   должно   учитывать
возможности  макросоциального регулирования сложных психосоциальных
явлений,  к  которым  относится   распространение   наркотиков,   и
опираться  на постоянную оценку изменений ситуации,  научный анализ
данной  проблемы,  быть  реалистичным,  последовательным,  обладать
достаточной  гибкостью  и реализовываться в соответствии с системой
приоритетов,  основанных  на   конкретных   социально-экономических
условиях.
     Первоочередными в течение ближайшего периода  следует  считать
задачи по совершенствованию и правовому обеспечению деятельности по
контролю за оборотом наркотиков,  созданию межведомственной системы
оперативного  сбора  и  анализа  информации  об их распространении,
широкому внедрению объективных методов идентификации  наркотических
средств,  совершенствованию  медицинских  и  юридических подходов к
раннему выявлению их незаконных  потребителей,  а  также  выделению
групп   населения   с  повышенным  риском  незаконного  потребления
наркотиков  и  дифференцированному  проведению  в   отношении   них
предупредительных мероприятий.
     Серьезное внимание  должно  быть  также  уделено   организации
действенного таможенного и пограничного контроля,  пресечению ввоза
в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков.
     Необходимо обеспечить соблюдение технологических и контрольных
требований   при    производстве,    проведение    целенаправленных
мероприятий  по  выявлению  подпольного  изготовления наркотических
средств, в том числе для предотвращения их поступления в незаконный
оборот из медицинских учреждений.
     Приоритетной задачей   следует   также   считать   разработку,
корректировку  и координацию выполнения Комплексной государственной
программы по контролю за наркотиками.  Программа должна  обеспечить
практическое осуществление государственной политики в этой сфере по
основным  направлениям  с  учетом  их  зависимости  от   конкретных
социально-экономических условий и региональной специфики.
     В среднесрочной и долговременной перспективе при  формировании
государственной   политики   по  контролю  за  наркотиками  следует
использовать  результаты  фундаментальных  научных  исследований  и
международного   сотрудничества  в  данной  области.  С  их  учетом
целесообразно совершенствовать существующую  законодательную  базу.
Важно   шире   использовать   экономические  и  финансовые  рычаги,
тщательно учитывая при этом региональные различия.
     Государственная политика  по  контролю  за  наркотиками должна
быть нацеленной на комплексную профилактику  их  распространения  и
проводиться  в  неразрывной  связи  с  деятельностью  по сохранению
психического    здоровья    нации    при    соблюдении    принципов
сбалансированного  применения  воспитательных и принудительных мер,
скоординированного           проведения            просветительных,
лечебно-реабилитационных и правоохранительных мероприятий.
     Цель настоящего документа - установить  концептуальные  основы
государственной  политики  по  контролю  за  наркотиками,  в первую
очередь в ее организационных и законодательных аспектах,  а также в
плане    выработки    единой   скоординированной   межведомственной
программы.

     Совершенствование порядка регулирования законного оборота
                       наркотических средств

     С учетом   складывающейся   в  настоящее  время  в  Российской
Федерации   ситуации   в   целях   предупреждения   распространения
медицинского  применения  наркотиков  и технологий их приготовления
первостепенное    значение    приобретает    строгое     соблюдение
законодательных,   административных   и  контрольно-технологических
требований,      регламентирующих      производство,      хранение,
транспортировку и медицинское использование лекарственных средств и
препаратов, содержащих наркотические средства.
     Для достижения     этих     целей     целесообразно    усилить
государственный контроль за производством  и  продажей  специальных
химикатов    и    оборудования,   используемых   для   производства
наркотических средств и находящихся под международным контролем.
     Необходима также     система    рационального    использования
медикаментов,  содержащих наркотические средства,  и контроль за их
использованием  со  стороны  уполномоченных  на  то государственных
органов.
     Следует разработать    эффективную    систему    контроля   за
выращиванием  наркотикосодержащих  растений   сельскохозяйственными
предприятиями    и    организациями,    не    допускающую    утечки
наркотикосодержащего сырья.
     Результатом осуществления   этих   мероприятий   должно  стать
сбалансирование спроса  и  предложения  наркотических  средств  для
использования  в законных целях и предотвращение их распространения
по незаконным каналам.

        Борьба с незаконным оборотом наркотических средств

     Борьба с незаконным оборотом  наркотических  средств  является
важным   фактором  сдерживания  их  распространения  и  незаконного
потребления.   Деятельность   в   указанном   направлении    должна
предусматривать    проведение   оперативно-розыскных,   таможенных,
судебно-административных и финансово-ревизионных мероприятий, в том
числе:
     укрепление подразделений,  занятых непосредственно  борьбой  с
преступностью   в   сфере   незаконного   производства   и  оборота
наркотиков,   хорошо   подготовленными   кадрами,   оснащение    их
современными приборами и методами обнаружения наркотических средств
для их количественного и качественного анализа;
     осуществление программ  в  области  обнаружения  и  ликвидации
дикорастущих наркотикосодержащих растений и их незаконных посевов с
использованием современных научно-технических средств;
     выявление и пресечение преступной деятельности отдельных лиц и
организаций,   занимающихся  незаконным  производством,  хранением,
транспортировкой,  сбытом   наркотических   средств,   "отмыванием"
наркоденег,    пресечение   срастания   структур   наркобизнеса   с
террористическими и другими преступными группировками;
     сотрудничество с       зарубежными       и      международными
правоохранительными органами и организациями, занимающимися борьбой
с наркобизнесом, также его правовое обеспечение.

              Предупреждение незаконного потребления
                       наркотических средств

     Данное направление  должно  стать  одним  из  приоритетных   в
политике государства по контролю за наркотическими средствами.  При
этом   следует   отдавать   предпочтение   методам   косвенного   и
опосредованного    воздействия    на   потенциальных   потребителей
наркотиков,  добиваться постепенного изменения социально-культурных
стереотипов.  Важнейшее  место  в  этом  разделе  программы  должны
занимать  мероприятия,  направленные  на  сохранение   психического
здоровья нации и профилактику психосоциального стресса.
     В этих целях следует:
     в кратчайшие        сроки       создать       межведомственную
информационно-аналитическую службу, обеспечивающую оперативный сбор
по  единой  научно-обоснованной  методике  достоверной информации о
масштабах незаконного распространения наркотических средств;
     провести необходимый   анализ  и  представить  соответствующим
ведомствам  предложения  и  рекомендации   по   определению   групп
населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических
средств;  дать медико-юридическое обоснование и  провести  комплекс
мероприятий    по   раннему   выявлению   незаконных   потребителей
наркотиков;
     организовать подготовку   специалистов   из  числа  педагогов,
работников медицинских,  социальных и правоохранительных служб  для
выполнения  профилактической  работы  с группами повышенного риска,
разработать адекватные организационные формы их привлечения к  этой
деятельности с учетом материальной заинтересованности;
     разработать научно обоснованные  рекомендации  по  составлению
наркологических   просветительных  программ  для  средств  массовой
информации как местного,  так и федерального  уровня,  сформировать
стратегию  сотрудничества  со  средствами  массовой  информации  по
вопросам антинаркотической пропаганды, организовать систематический
анализ эффективности соответствующих программ и выступлений;
     обобщить накопленный  в  нашей  стране  и  за   рубежом   опыт
школьного, внешкольного психопрофилактического воспитания,  а также
работы с семьями,  осуществлять поэтапное формирование и реализацию
соответствующих научно-обоснованных программ;
     на федеральном   и   региональном   уровнях   разработать    и
последовательно  осуществлять  мероприятия  по  административному и
финансовому содействию психопрофилактической работе  с  населением,
поддержке    некоммерческих   организаций   и   групп   самопомощи,
занимающихся пропагандой здорового образа жизни.

      Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией и
              мероприятий с лицами, злоупотребляющими
                     наркотическими средствами

     Осуществление системы лечебных и восстановительных мероприятий
в отношении больных наркоманией, лиц, злоупотребляющих наркотиками,
выделяется как важное самостоятельное  направление  государственной
политики для реализации которой необходимо:
     совершенствовать стратегию     организации     и      развития
наркологической   службы  в  новых  условиях  с  учетом  подхода  к
наркомании  и  токсикомании  как  социально  опасным  заболеваниям;
улучшить  организацию  и  оснащение наркологической службы в местах
лишения свободы;
     рекомендовать Правительству  Российской  Федерации  и  местным
органам исполнительной власти обеспечить целевое  финансирование  и
материально-техническое  снабжение  сети наркологических учреждений
для  обеспечения  соответствующих  стандартов  качества  исходя  из
научного    анализа    эффективности    существующих   лечебных   и
реабилитационных подходов;
     рекомендовать Министерству      здравоохранения     Российской
Федерации,   Российской   академии   наук,   Российской    академии
медицинских  наук  подготовить  предложения по укреплению кадровой,
финансовой и материально-технической базы исследований,  проводимых
в  области  наркологии,  психического  здоровья и смежных областей,
обеспечению их многостороннего характера и координации;
     образовать государственный   фонд   социальной   поддержки   и
реабилитации  наркоманов,  обеспечить  поддержку  благотворительной
деятельности в пользу такого фонда;
     обеспечить высокое  качество  профессиональной  подготовки   и
повышения квалификации персонала лечебно-реабилитационных служб,  в
том числе психиатров-наркологов, психологов, социальных работников;
     создать организационные  предпосылки для психопрофилактической
работы с семьями и родственниками больных  наркоманией, привлечения
их к участию в реабилитационной работе с наркоманами;
     обеспечить разработку  и  производство   новых   лекарственных
препаратов  для  лечения  наркомании,  в  первую очередь препаратов
направленного действия;
     организовать производство  либо  целевые  закупки  за  рубежом
необходимого    современного    медицинского    оборудования    для
наркологических  учреждений, включая  лабораторное оборудование для
анализа биологических сред организма на содержание наркотиков.

       Законодательное обеспечение и международное сотрудничество

     Государственная политика по  контролю  за  наркотиками  должна
опираться   на  законодательство,  закрепляющее  порядок  законного
оборота наркотических средств,  устанавливающее ответственность  за
правонарушения, связанные с незаконным распространением наркотиков,
полномочия  государственных  органов  по  этим  вопросам,  а  также
регламентирующее   лечение   больных   наркоманией   и   социальную
реабилитацию наркоманов.
     В отношении наркотиков,  используемых в медицинских, научных и
иных законных целях, прежде всего должен совершенствоваться порядок
их законного оборота и ответственность лиц его нарушающих.
     Следует пересмотреть действующее административное и  уголовное
законодательство об ответственности за правонарушения,  связанные с
наркотиками,  с целью более глубокой дифференциации ответственности
виновных  в  этом  лиц,  с  сохранением  строгих  мер  наказания за
наиболее опасные деяния и введением лечения  как  замены  наказания
для лиц совершающих малозначительные деяния.
     Необходима правовая база,  устанавливающая ответственность  за
использование   банковских,  коммерческих  и  других  структур  для
"отмывания"  капиталов,  нажитых  с  помощью  наркобизнеса,  дающая
возможность  правоохранительным  органам  эффективно выполнять свои
задачи.  Принципиально  по-новому  должны   быть   решены   вопросы
обязательного   лечения  наркоманов,  совершивших  административные
правонарушения   и   уголовно-наказуемые   деяния.   Нуждается    в
законодательном  регулировании  порядок  принудительного  лечения и
социальной реабилитации наркоманов.
     В законодательстве   также   должны   найти  отражение  нормы,
создающие  правовые  основы  для  международного  сотрудничества  в
области   контроля   за  наркотиками,  регулирующие,  в  частности,
проведение  совместно  с  соответствующими   службами   иностранных
государств мероприятий на территории нашей страны и других стран, в
том числе "контролируемых поставок",  принятие  совместно  с  этими
государствами мер против "отмывания" денег.
     Важнейшим элементом  реализации  государственной  политики  по
контролю  за  наркотиками  является  участие Российской Федерации в
международном  сотрудничестве.  В  этих   условиях   исключительное
значение   приобретает  сохранение  и  развитие  деловых  связей  и
многостороннего сотрудничества между правоохранительными органами и
соответствующими службами иностранных государств, равно как и между
другими ведомствами,  имеющими отношение к производству,  хранению,
транспортировке   и  сбыту  наркотических  средств  медицинского  и
научного   назначения.   Особого    внимания    требует    развитие
сотрудничества с государствами ближнего зарубежья.

                    Организационное обеспечение

     Государственная политика  по  контролю  за  наркотиками должна
обеспечиваться соответствующими организационными мероприятиями.
     Главным недостатком  в  деятельности  государственных органов,
осуществляющих практический контроль за  наркотиками,  является  их
ведомственная разобщенность, отсутствие системности и взаимосвязи в
их функционировании.  Преодолеть это  можно,  создав  единый  центр
координации и руководства,  сбора и анализа информации,  разработки
единой стратегии и тактики,  постоянного и оперативного мониторинга
ситуации  -  соответствующий Комитет при Президенте (Правительстве)
Российской Федерации.
     Его основными  функциями должны стать:  создание единого банка
данных по рассматриваемой проблеме,  анализ этих данных, подготовка
предложений   по   коррекции  проводимой  политики;  финансирование
специальных  федеральных  и  региональных   программ;   координация
деятельности  министерств  и  ведомств,  в  задачи  которых  входит
контроль за  наркотиками;  подготовка  законопроектов  по  вопросам
контроля за наркотиками; разработка и контроль за осуществлением, а
также тактическая коррекция Комплексной  государственной  программы
по  контролю  за  наркотиками;  методическая поддержка,  экспертная
оценка,  координирование и финансирование региональных программ  по
контролю  за  наркотиками;  разработка и финансирование специальных
федеральных программ.
     При Комитете  может  быть  создан  специальный фонд,  средства
которого использовались бы на  цели  осуществления  государственной
политики  и  Программы.  Активы  фонда могли бы состоять из целевых
бюджетных  ассигнований,   денежных   средств,   конфискованных   у
осужденных за преступления,  связанные с наркотиками,  добровольных
пожертвований и средств других источников.
     Создание Комитета    не    должно   означать   автоматического
упразднения  соответствующих  в   настоящее   время   ведомственных
структур.   Вместе   с   тем   целесообразно   провести   серьезную
реорганизацию их работы,  четко определить сферы их  компетенции  и
усилить  координацию деятельности.  Руководство со стороны Комитета
ведомственными   структурами   должно   осуществляться    как    по
административным  каналам,  так  и  через  целевые  ассигнования  в
соответствии с Комплексной государственной программой  по  контролю
за наркотиками.
     Скорейшая реализация     предложенных     приоритетных     мер
государственной  политики  по  контролю за наркотиками в Российской
Федерации будет способствовать защите всего общества  от  бедствий,
которые  могут  причинить  ему  злоупотребление  наркотиками  и  их
незаконный оборот.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также