Расширенный поиск
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 № 5494-IП О С Т А Н О В Л Е Н И Е ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации Верховный Совет Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: Утвердить представленную Президентом Российской Федерации Концепцию государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов Москва, Дом Советов России 22 июля 1993 года N 5494-I __________________________ К О Н Ц Е П Ц И Я ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА НАРКОТИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Общий прогноз ситуации с наркотиками в течение ближайших лет для Российской Федерации также неблагоприятен и усугубляется происходящими негативными процессами в социально-политической и экономической сфере. В настоящее время в России отмечается прогрессирующий рост незаконного распространения наркотических средств и увеличение больных наркоманией. За последние 10 лет количество выявленных преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось в три раза. Объем изъятых наркотических средств возрос в 30 раз и составил в 1991 году более 20 тонн. Свыше трети наркотиков, находящихся в незаконном обороте в России, поступает извне. Усиливается внимание к нашей стране и со стороны международного наркобизнеса, что определяется особенностями ее геополитического положения, несовершенством действующего законодательства, значительными сложностями в организации таможенного и пограничного контроля. В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по контролю за наркотиками может привести к тому, что их незаконное распространение превратится в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия народов России. Мероприятия по контролю за наркотиками в Российской Федерации должны осуществляться на основе единой государственной политики, главной целью которой в течение ближайших лет должно стать предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в более отдаленной перспективе - их снижение. Государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечивать баланс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и уменьшение спроса на них, и строиться по следующим главным направлениям: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией. Осуществление контроля за наркотиками должно учитывать возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных явлений, к которым относится распространение наркотиков, и опираться на постоянную оценку изменений ситуации, научный анализ данной проблемы, быть реалистичным, последовательным, обладать достаточной гибкостью и реализовываться в соответствии с системой приоритетов, основанных на конкретных социально-экономических условиях. Первоочередными в течение ближайшего периода следует считать задачи по совершенствованию и правовому обеспечению деятельности по контролю за оборотом наркотиков, созданию межведомственной системы оперативного сбора и анализа информации об их распространении, широкому внедрению объективных методов идентификации наркотических средств, совершенствованию медицинских и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных потребителей, а также выделению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотиков и дифференцированному проведению в отношении них предупредительных мероприятий. Серьезное внимание должно быть также уделено организации действенного таможенного и пограничного контроля, пресечению ввоза в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков. Необходимо обеспечить соблюдение технологических и контрольных требований при производстве, проведение целенаправленных мероприятий по выявлению подпольного изготовления наркотических средств, в том числе для предотвращения их поступления в незаконный оборот из медицинских учреждений. Приоритетной задачей следует также считать разработку, корректировку и координацию выполнения Комплексной государственной программы по контролю за наркотиками. Программа должна обеспечить практическое осуществление государственной политики в этой сфере по основным направлениям с учетом их зависимости от конкретных социально-экономических условий и региональной специфики. В среднесрочной и долговременной перспективе при формировании государственной политики по контролю за наркотиками следует использовать результаты фундаментальных научных исследований и международного сотрудничества в данной области. С их учетом целесообразно совершенствовать существующую законодательную базу. Важно шире использовать экономические и финансовые рычаги, тщательно учитывая при этом региональные различия. Государственная политика по контролю за наркотиками должна быть нацеленной на комплексную профилактику их распространения и проводиться в неразрывной связи с деятельностью по сохранению психического здоровья нации при соблюдении принципов сбалансированного применения воспитательных и принудительных мер, скоординированного проведения просветительных, лечебно-реабилитационных и правоохранительных мероприятий. Цель настоящего документа - установить концептуальные основы государственной политики по контролю за наркотиками, в первую очередь в ее организационных и законодательных аспектах, а также в плане выработки единой скоординированной межведомственной программы. Совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств С учетом складывающейся в настоящее время в Российской Федерации ситуации в целях предупреждения распространения медицинского применения наркотиков и технологий их приготовления первостепенное значение приобретает строгое соблюдение законодательных, административных и контрольно-технологических требований, регламентирующих производство, хранение, транспортировку и медицинское использование лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства. Для достижения этих целей целесообразно усилить государственный контроль за производством и продажей специальных химикатов и оборудования, используемых для производства наркотических средств и находящихся под международным контролем. Необходима также система рационального использования медикаментов, содержащих наркотические средства, и контроль за их использованием со стороны уполномоченных на то государственных органов. Следует разработать эффективную систему контроля за выращиванием наркотикосодержащих растений сельскохозяйственными предприятиями и организациями, не допускающую утечки наркотикосодержащего сырья. Результатом осуществления этих мероприятий должно стать сбалансирование спроса и предложения наркотических средств для использования в законных целях и предотвращение их распространения по незаконным каналам. Борьба с незаконным оборотом наркотических средств Борьба с незаконным оборотом наркотических средств является важным фактором сдерживания их распространения и незаконного потребления. Деятельность в указанном направлении должна предусматривать проведение оперативно-розыскных, таможенных, судебно-административных и финансово-ревизионных мероприятий, в том числе: укрепление подразделений, занятых непосредственно борьбой с преступностью в сфере незаконного производства и оборота наркотиков, хорошо подготовленными кадрами, оснащение их современными приборами и методами обнаружения наркотических средств для их количественного и качественного анализа; осуществление программ в области обнаружения и ликвидации дикорастущих наркотикосодержащих растений и их незаконных посевов с использованием современных научно-технических средств; выявление и пресечение преступной деятельности отдельных лиц и организаций, занимающихся незаконным производством, хранением, транспортировкой, сбытом наркотических средств, "отмыванием" наркоденег, пресечение срастания структур наркобизнеса с террористическими и другими преступными группировками; сотрудничество с зарубежными и международными правоохранительными органами и организациями, занимающимися борьбой с наркобизнесом, также его правовое обеспечение. Предупреждение незаконного потребления наркотических средств Данное направление должно стать одним из приоритетных в политике государства по контролю за наркотическими средствами. При этом следует отдавать предпочтение методам косвенного и опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотиков, добиваться постепенного изменения социально-культурных стереотипов. Важнейшее место в этом разделе программы должны занимать мероприятия, направленные на сохранение психического здоровья нации и профилактику психосоциального стресса. В этих целях следует: в кратчайшие сроки создать межведомственную информационно-аналитическую службу, обеспечивающую оперативный сбор по единой научно-обоснованной методике достоверной информации о масштабах незаконного распространения наркотических средств; провести необходимый анализ и представить соответствующим ведомствам предложения и рекомендации по определению групп населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств; дать медико-юридическое обоснование и провести комплекс мероприятий по раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков; организовать подготовку специалистов из числа педагогов, работников медицинских, социальных и правоохранительных служб для выполнения профилактической работы с группами повышенного риска, разработать адекватные организационные формы их привлечения к этой деятельности с учетом материальной заинтересованности; разработать научно обоснованные рекомендации по составлению наркологических просветительных программ для средств массовой информации как местного, так и федерального уровня, сформировать стратегию сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, организовать систематический анализ эффективности соответствующих программ и выступлений; обобщить накопленный в нашей стране и за рубежом опыт школьного, внешкольного психопрофилактического воспитания, а также работы с семьями, осуществлять поэтапное формирование и реализацию соответствующих научно-обоснованных программ; на федеральном и региональном уровнях разработать и последовательно осуществлять мероприятия по административному и финансовому содействию психопрофилактической работе с населением, поддержке некоммерческих организаций и групп самопомощи, занимающихся пропагандой здорового образа жизни. Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией и мероприятий с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами Осуществление системы лечебных и восстановительных мероприятий в отношении больных наркоманией, лиц, злоупотребляющих наркотиками, выделяется как важное самостоятельное направление государственной политики для реализации которой необходимо: совершенствовать стратегию организации и развития наркологической службы в новых условиях с учетом подхода к наркомании и токсикомании как социально опасным заболеваниям; улучшить организацию и оснащение наркологической службы в местах лишения свободы; рекомендовать Правительству Российской Федерации и местным органам исполнительной власти обеспечить целевое финансирование и материально-техническое снабжение сети наркологических учреждений для обеспечения соответствующих стандартов качества исходя из научного анализа эффективности существующих лечебных и реабилитационных подходов; рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук подготовить предложения по укреплению кадровой, финансовой и материально-технической базы исследований, проводимых в области наркологии, психического здоровья и смежных областей, обеспечению их многостороннего характера и координации; образовать государственный фонд социальной поддержки и реабилитации наркоманов, обеспечить поддержку благотворительной деятельности в пользу такого фонда; обеспечить высокое качество профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала лечебно-реабилитационных служб, в том числе психиатров-наркологов, психологов, социальных работников; создать организационные предпосылки для психопрофилактической работы с семьями и родственниками больных наркоманией, привлечения их к участию в реабилитационной работе с наркоманами; обеспечить разработку и производство новых лекарственных препаратов для лечения наркомании, в первую очередь препаратов направленного действия; организовать производство либо целевые закупки за рубежом необходимого современного медицинского оборудования для наркологических учреждений, включая лабораторное оборудование для анализа биологических сред организма на содержание наркотиков. Законодательное обеспечение и международное сотрудничество Государственная политика по контролю за наркотиками должна опираться на законодательство, закрепляющее порядок законного оборота наркотических средств, устанавливающее ответственность за правонарушения, связанные с незаконным распространением наркотиков, полномочия государственных органов по этим вопросам, а также регламентирующее лечение больных наркоманией и социальную реабилитацию наркоманов. В отношении наркотиков, используемых в медицинских, научных и иных законных целях, прежде всего должен совершенствоваться порядок их законного оборота и ответственность лиц его нарушающих. Следует пересмотреть действующее административное и уголовное законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками, с целью более глубокой дифференциации ответственности виновных в этом лиц, с сохранением строгих мер наказания за наиболее опасные деяния и введением лечения как замены наказания для лиц совершающих малозначительные деяния. Необходима правовая база, устанавливающая ответственность за использование банковских, коммерческих и других структур для "отмывания" капиталов, нажитых с помощью наркобизнеса, дающая возможность правоохранительным органам эффективно выполнять свои задачи. Принципиально по-новому должны быть решены вопросы обязательного лечения наркоманов, совершивших административные правонарушения и уголовно-наказуемые деяния. Нуждается в законодательном регулировании порядок принудительного лечения и социальной реабилитации наркоманов. В законодательстве также должны найти отражение нормы, создающие правовые основы для международного сотрудничества в области контроля за наркотиками, регулирующие, в частности, проведение совместно с соответствующими службами иностранных государств мероприятий на территории нашей страны и других стран, в том числе "контролируемых поставок", принятие совместно с этими государствами мер против "отмывания" денег. Важнейшим элементом реализации государственной политики по контролю за наркотиками является участие Российской Федерации в международном сотрудничестве. В этих условиях исключительное значение приобретает сохранение и развитие деловых связей и многостороннего сотрудничества между правоохранительными органами и соответствующими службами иностранных государств, равно как и между другими ведомствами, имеющими отношение к производству, хранению, транспортировке и сбыту наркотических средств медицинского и научного назначения. Особого внимания требует развитие сотрудничества с государствами ближнего зарубежья. Организационное обеспечение Государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечиваться соответствующими организационными мероприятиями. Главным недостатком в деятельности государственных органов, осуществляющих практический контроль за наркотиками, является их ведомственная разобщенность, отсутствие системности и взаимосвязи в их функционировании. Преодолеть это можно, создав единый центр координации и руководства, сбора и анализа информации, разработки единой стратегии и тактики, постоянного и оперативного мониторинга ситуации - соответствующий Комитет при Президенте (Правительстве) Российской Федерации. Его основными функциями должны стать: создание единого банка данных по рассматриваемой проблеме, анализ этих данных, подготовка предложений по коррекции проводимой политики; финансирование специальных федеральных и региональных программ; координация деятельности министерств и ведомств, в задачи которых входит контроль за наркотиками; подготовка законопроектов по вопросам контроля за наркотиками; разработка и контроль за осуществлением, а также тактическая коррекция Комплексной государственной программы по контролю за наркотиками; методическая поддержка, экспертная оценка, координирование и финансирование региональных программ по контролю за наркотиками; разработка и финансирование специальных федеральных программ. При Комитете может быть создан специальный фонд, средства которого использовались бы на цели осуществления государственной политики и Программы. Активы фонда могли бы состоять из целевых бюджетных ассигнований, денежных средств, конфискованных у осужденных за преступления, связанные с наркотиками, добровольных пожертвований и средств других источников. Создание Комитета не должно означать автоматического упразднения соответствующих в настоящее время ведомственных структур. Вместе с тем целесообразно провести серьезную реорганизацию их работы, четко определить сферы их компетенции и усилить координацию деятельности. Руководство со стороны Комитета ведомственными структурами должно осуществляться как по административным каналам, так и через целевые ассигнования в соответствии с Комплексной государственной программой по контролю за наркотиками. Скорейшая реализация предложенных приоритетных мер государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации будет способствовать защите всего общества от бедствий, которые могут причинить ему злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|